Политическое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 19:09, контрольная работа

Краткое описание

Политология как учебная дисциплина - одна из самых молодых в нашей стране. Этот статус она приобрела в 1989 году. И сегодня наряду с историей, философией, культурологией, социологией и правоведением является важным элементом социально-гуманитарной подготовки специалиста. Политические знания, приобретаемые в процессе освоения общего курса политологии, создают первичную базу для осмысления социально-политических процессов в стране и мире. Они помогают выработать личную позицию и определить меру собственной ответственности в общественной и политической жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Концепции политического развития………………………………………….6
1.1. Многообразие политических концепций ………………………………..6
1.2. Теоретический подход к многообразию концепций
политического развития………………………………………………………11
2. Современные концепции политического развития ………………………..15
2.1. Современная концепция политической модернизации………………..15
2.2. Концептуальный смысл теории политической модернизации……......19
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 44.82 Кб (Скачать файл)

России тоже придется встать на данный путь.

Ключевую роль в этом движении должна сыграть реформа сложившейся системы власти. В ее рамках планируется обеспечить новую модель развития, ориентированную на человека. Не препятствует такому ходу событий и действующая Конституция Российской Федерации, в ст. 7 которой провозглашается: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Но пока эти основы конституционного строя России реализуются слабо. Стране еще предстоит наполнить реальным смыслом социально-политическую и духовную жизнь широких слоев населения.

В числе концепций, имеющих хождение в стране и предлагающих свой вариант решения социальных проблем, относятся следующие:

1) либеральная концепция. Рассматривает в качестве основного критерия успешного развития общества финансово-экономическую стабилизацию, а в качестве оптимальной системы – свободную рыночную экономику;

2) коммунистическая концепция. В качестве оптимальной рассматривается плановая система развития. Коммунисты придерживаются идеи недопустимости частной собственности на землю. В политической сфере ориентируются на социалистическую демократию;

3) концепция конвергентного социализма. Рассматривает в качестве основного критерия эффективности политических структур уровень и качество жизни людей. Именно качество жизни должно стать целью процесса реформирования и социального возрождения России. Экономической основой общества признается смешанная, двухуровневая, планово-рыночная система хозяйствования. Наиболее желательным было бы утверждение такой системы, которая смогла бы объединить личные интересы с коллективными, материальные ресурсы с духовными, принципы социальной справедливости с нормами рыночной экономики.

По мнению исследователей, России решение данной задачи вполне по силам. Она обладает материально-техническими, финансовыми и духовными ресурсами, чтобы обеспечить народу достойный уровень жизни.

 

2.2. Концептуальный  смысл теории политической модернизации

Теория модернизации стала складываться в 1950-1960-х годах. В сфере внимания социальных и политических наук оказались процессы политических изменений, и в первую очередь касавшиеся политических систем и политических режимов.

Прежде всего исследователей интересовало, изменения какого рода следует оценивать как показатели развития политической системы, а какие - как свидетельства регрессивных явлений.

Для этого следовало выработать критерии современных политических систем и с позиций этих критериев определять характер происходящих перемен. Так возникли теории политического развития. Постепенно в центре внимания исследователей оказалось содержание процессов перехода к современным политическим системам, под которыми в первую очередь понимались демократии.

Процессы перехода к демократии и получили название политической модернизации.

Главный тезис теории модернизации гласит: все традиционные общества развиваются и становятся современными по типу западных. Однако многие явления капиталистической эпохи по своей внешней форме напоминают докапиталистические.

Другим достаточно банальным тезисом теории модернизации оказывается утверждение, согласно которому западная модернизация представляет собой абсолютное благо для развития любого общества. Эта трактовка подверглась критике слева вследствие появления «концепции отсталости».

Концептуальной задачей теории модернизации было стремление обосновать социально-политическую и экономическую отсталость стран незападного типа. Подразумевалось, что главный импульс к изменениям исходит от Запада, а Восток лишь реагирует на него - иногда медленно, иногда быстрее. Поскольку нигде на Востоке «реакция» на «вызов» не привела к появлению институтов выраженного западного типа, в целом она была признана неудачной и неадекватной. В качестве причин указывались косность восточных обществ, их инерционность, нединамичный характер и т.д.

Большинство авторов теории модернизации исходили из идеи технологического детерминизма, считая, что в основе общественных изменений лежит процесс в экономике и технологии, ведущий к повышению жизненного уровня и решению социальных проблем.

Сама модернизация представлялась как процесс развития в одном направлении - от традиционного общества к современному по следующим параметрам: от высокой степени социальной однородности к высокой степени социальной неоднородности; от простой социальной структуры к усложненной; от внеэкономического характера общественной интеграции к экономическому; от этатизма к рыночной экономике; от человека как части природы, нетворца - к человеку-изобретателю; от унифицированных форм сознания к плюрализму; от феноменальной устойчивости к постоянной изменчивости; от тоталитаризма и авторитаризма к демократии. Данные изменения взаимосвязаны, и если связь между ними нарушается, то результаты модернизации оказываются частичными и ограниченными.

Основные принципы эволюционистского подхода на ранней стадии формирования теории модернизации были заложены основоположником структурного функционализма американским социологом Т. Парсонсом, выделявшим пять модельных дихотомий:

- аффективная активность - нейтральность (дифференциация по  ориентации на деятельность, дающую  непосредственное эмоциональное  удовлетворение или приводящую  к нему в отдаленной перспективе);

- ориентация на предписанный  статус - ориентация на достигаемый  статус (дифференциация по оценке  индивида в зависимости от  его личных достижений или  групповой принадлежности по  факту рождения);

- партикуляризм - универсализм (дифференциация по факторной  значимости личных отношений  с партнером);

- диффузность отношений - специфичность отношений (дифференциация  по характеру восприятия партнера - во всей полноте личностных  проявлений или в соответствии  с актуальной для производственного  процесса конкретной социальной  ролью);

- коллективизм - индивидуализм.

К основным характеристикам политической модернизации относили следующие параметры: во-первых, растущее усиление и централизацию государственной власти на национальном уровне вместе с ослаблением традиционных ее источников родо-племенного типа; во-вторых, дифференциацию и специализацию политических институтов и, в-третьих, растущий уровень участия народных масс в политике. Основную же часть модернизационной теории составляла концепция политического развития -одно из направлений общей теории (или подхода) развития, связанное прежде всего с институциональными переменами.

Концепция политического развития концентрирует свое внимание на институтах политической системы и их трансформации. Так, Л. Пай определяет политическое развитие как процесс перемен, характеризующийся, во-первых, усилением дифференциации политических структур, во-вторых, возрастанием способностей системы решать социальные проблемы и управлять общественными делами и, в-третьих, развитием участия и равноправия граждан при включении в политику.

Согласно концепции политического развития политические системы современного (западного) типа характеризуются высокой степенью структурной дифференциации, в рамках которой каждый отдельный институт выполняет свою специфическую функцию.

В этом смысле под «развитостью» в понимании западных концептологов подразумевается наличие дробных институциональных механизмов: разделение функций между законодательными, исполнительными и судебными органами, система партий и общественных объединений, артикулирующих и агрегирующих групповые и индивидуальные интересы. В примитивных же системах управленческие функции могут быть сконцентрированы в руках традиционного вождя и его окружения. Качество развивающейся политической системы связывается главным образом с существованием внутри нее «автономных подсистем», например суда и парламента, в определенной степени независимых от исполнительной администрации.

Концепцией возглавившей наступательную волну против теории модернизации, стала «концепция зависимости». Ее основоположником стал И. Валлерстайн. Опираясь на труды французских ученых «школы Анналов», историка Ф. Броделя и антрополога-марксиста К. Меесу, Валлерстайн выработал мир-системный анализ специфики отношений между различными странами. Исходным пунктом мир-системного подхода стали концепции зависимости. Он возник как реакция на неспособность популярных на Западе теорий модернизации решить проблемы современности, и в первую очередь - разницы в уровнях развития между «первым» и «третьим» мирами.

Теории модернизации утверждали, что эти миры соотносятся как две стадии развития, то есть что «традиционные общества» третьего мира должны пойти по западному пути и превратиться в «современные общества». В противовес этому критерием мир-системы является самодостаточность ее существования.

Таким образом, в теории политической модернизации в той или иной форме выделяются три основных типа структурных предпосылок демократии: во-первых, обретение национального единства и соответствующей идентичности; во-вторых, достижение довольно высокого уровня экономического развития; и в-третьих, массовое распространение таких культурных норм и ценностей, которые предполагают признание демократических принципов, доверие к основным политическим институтам, межличностное доверие, чувство гражданственности и др.

Перед современной Россией стоят фундаментальные задачи сохранения и преумножения того потенциала развития, который был создан в советский период. Дальнейшее слепое следование принципам западной модернизации, оторванной от национальной почвы, может привести к растворению российской идентичности в глобальном мире, потере национальной, культурной самобытности. Поэтому обращение к национальному (советскому) опыту государственного строительства должно стать ее приоритетной концептуальной основой.

 

Заключение

Итак, политическое развитие – вся совокупность процессов, развертывающихся в данном обществе, которые определяют перемены внутри его политической системы или же ее замещение другой, как правило, в направлении большей способности средствами управления справляться с предъявляемыми требованиями. Закономерности политического развитии отражают устойчивые взаимоотношения между социальными группами и практической деятельностью акторов в политической сфере. Они проявляются как тенденции, результирующие сочетание либо конфликт различных интересов, что и обуславливает характер основанных на них действий.

Политическое развитие также как и изменения могут осуществляться в эволюционной и революционной форме. Революция ведет к смене политической системы, в период эволюции происходит накопление количественных изменений, принципиально не меняющих политическую систему общества.

 В современной политической  науке политическое развитие  отдельно взятой системы принято  рассматривать как совокупность  процессов, составляющих основу  перехода от традиционного к современному обществу. В основе выделения традиционного и современного общества лежит типология политической системы, предложенная американскими учеными Алмондом и Пауэллом, критерием которой является степень структурной дифференциации и культурной секуляризации общества.

Теория политического развития использует в качестве базовых два последние типа систем, так как примитивные системы отошли в прошлое и чрезвычайно редкие исключения не влияют на состоятельность теории. В рамках теории политического развития традиционная и современная системы рассматривается как две основные стадии эволюции общества:

Традиционная основывается на традициях, обычаях и привычках.

Современная базируется на рационализме, сознательной постановке задач, целей политического развития и их последовательном достижении.

Таким образом, политическое развитие является процессом перехода от традиционной системы (традиционного общества) к современному в сфере политики. Общая направленность этих изменений связана с рационализацией системы управления и политической сферы жизнедеятельности общества в целом.

Главная цель политического развития – создание открытой современной политической системы, свободной от религиозных, идеологических догм, способной воспринимать любые альтернативы, варианты политических решений и осознанно, рационально выбирать наиболее приемлемые.

 

Список использованной литературы

  1. Актуальные вопросы мировой политики в XXI веке: сб. науч. тр. / под ред. В.С. Ягья. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – 357 с.;
  2. Анилионис Г.П., Зотова Н.А. Глобальный мир: единый и разделенный. Эволюция теорий глобализации. М.: Международные отношения, 2005. – 159 с.;
  3. Бусыгина И.М. Политическая модернизация государства в России: необходимость, направления, издержки, риски / Ирина Бусыгина, Михаил Филиппов. – москва : Фонд «Либеральная миссия», 2012. – 224 с.;
  4. Баркалов В. Я. История политических учений древнего мира: методическое пособие. – Барнаул: ИГ «Си-пресс», 2012. – 140 с.;
  5. Лебедева М.М. Мировая политика : учебник / М.М. Лебедева. - 2-е изд., перераб. - М. : КНОРУС, 2013. - 256 с.;
  6. Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. 2012. № 6. – 223 с.;
  7. Модернизация России как построение нового государства. Независимый экспертный доклад. – М. : ИНСОР, 2009. – 89 с.;
  8. Политология: Словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. - М.: Гардарики, 2001. - 328 с.;
  9. Пантин В.И. Циклы и волны модернизации как феномен социального развития. М., 2010. – 142 с.

Информация о работе Политическое развитие