Политическое развитие России в 1907-1914 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Политическое развитие России в 1907-1914 гг. требует детального рассмотрения и анализа, так как после Первой русской революции 1905-1907 гг. политический строй, внутренняя и внешняя политика потерпели значительные изменения. Общественно-политическая жизнь того периода характеризовалась усилением консервативных тенденций.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………….2
2.1 Влияние Первой русской революции на процесс модернизации России…………………………………………………………..………………………5
2.2 Внутренняя политика России в 1907-1914 гг………………………………………..8
2.1. «Третьеиюньская монархия» и III Государственная дума………………………....8
2.2. Столыпин и аграрная реформа……………………………………………………….10
2.3. Рабочий и национальный вопросы…………………………………………………..18
2.4. «Столыпин и придворная камарилья, распад «Третьеиюньской» системы»……...20
2.5. Революционное и общественное движения и IV Государственная дума и буржуазия……………………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.20 Кб (Скачать файл)

      Новый порядок выборов вдвое сокращал представительство от крестьян, в два с половиной раза - от рабочих, в три раза - от Польши, Кавказа и Закавказья, а нерусские народы Средней Азии, Сибири и Забайкалья совсем лишались своих представителей в Думе.

       Ставка была сделана на резкое увеличение депутатских мест для помещиков и крупной буржуазии, рассматриваемых как надежная социальная опора самодержавия. Помещики и крупная буржуазия, составлявшие в общей сложности менее одного процента населения страны, отныне получали более двух третей мест в Государственной думе.

       Число депутатов в Думе сокращалось с 524 до 448. Крайне правые имели в Думе 50 мест, националисты - 26, умеренно правые - 70, октябристы и примыкавшие к ним - 154, кадеты - 56, польское коло - 18, прогрессисты - 23, трудовики - 13, мусульманская группа - 8 и социал-демократы - 20 (данные конца 1907 г.). К окончанию срока полномочий III Думы численный состав ее фракций несколько изменился, однако это не сказалось на расстановке сил в Думе. Фракция октябристов оказалась наиболее значительной. Хотя она и не составляла большинства в Думе, но от нее зависел исход голосований: если октябристы голосовали вместе с другими правыми фракциями, то в Думе создавалось правооктябристское большинство, если вместе с кадетами и примыкавшими к ним, то октябристско-кадетское. Эти два блока в Думе позволяли правительству проводить политику лавирования: при необходимости проведения реформ оно могло рассчитывать на поддержку октябристско-кадетского большинства, а принятие консервативных законов обеспечивалось голосами правооктябристского большинства.

       Председателями III Государственной думы были: до марта 1910 г. Н.А. Хомяков (сын известного славянофила А.С. Хомякова), возглавлявший объединение правых группировок в Думе, а затем лидеры партии октябристов - А.И. Гучков (март 1910 - март 1911 гг.) и М.В. Родзянко (март 1911 г. - до конца полномочий Думы).

        III Государственная дума, состоявшая преимущественно из депутатов от помещиков и крупной буржуазии (они имели свыше 300 депутатских мест), была самой "угодной" для самодержавия и просуществовала весь отведенный ей по закону пятилетний срок, проведя 621 заседание (первое состоялось 1 ноября 1907 г., последнее - 9 июня 1912 г.). За это время она обсудила и приняла 2432 законодательных акта. Подавляющее их большинство представляли собой второстепенного характера законы о сметах различных ведомств и учреждений, о тарифных и таможенных сборах, жаловании разного рода чиновникам и т.п. Обильно принимаемые Думой мелкие законы метко окрестили тогда "законодательной вермишелью". Вместе с тем III Дума занималась и рядом важных вопросов, поставленных в ходе революции 1905-1907 гг.: - рабочим, национальным и особенно аграрным.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Столыпин и аграрная реформа

  Политика "третьеиюньской монархии" в целом расценивается как реакционная. Однако это было и время преобразований. Самодержавие не могло не учитывать "уроков" революции 1905 - 1907 гг., поэтому для его политического курса 1907 - 1914 гг. характерно сочетание реакционных мер с проведением реформ, лавирование между реакционными дворянскими кругами и либеральной буржуазией.

          Проводником такого курса стал председатель Совета министров (с 1906 по 1911 гг.) Петр Аркадьевич Столыпин (1862 - 1911). Он происходил из старинной и состоятельной дворянской семьи, владевшей крупными поместьями в разных губерниях России, получил блестящее образование. По отзывам современников, Столыпин обладал твердым, властным характером, целеустремленностью, силой воли, реалистичностью взгляда. Он был беспощаден в достижении поставленной им цели, но мог пойти и на компромисс. Столыпин неоднократно выступал с речами в Государственном совете и в Государственной думе, где твердо и весьма аргументировано отстаивал свою программу. Современники отмечали, что речи Столыпина, наполненные силой, темпераментом, образностью, с обилием красивых оборотов и метких слов, производили сильное впечатление на "правых" и "левых" депутатов, звучали твердо и убежденно.

Твердость и решительность Столыпина  были оценены в "верхах" и обеспечили ему путь к министерскому посту. 26 апреля 1906 г. он был поставлен во главе Министерства внутренних дел, а после разгона 8 июля того же года I Государственной думы назначен председателем Совета министров, с сохранением за ним портфеля министра внутренних дел. Придворные круги встретили это назначение Столыпина сдержанно и настороженно. Несмотря на свое старинное дворянское происхождение, он не принадлежал к высшей аристократии и даже был ей чужд по своим взглядам и интересам.

Сразу же по вступлении на пост председателя Совета министров, Столыпин разослал губернаторам два циркуляра, в которых говорилось, что «правительство прониклось твердым намерением отменить устаревшие законы», но «до введения новых» губернаторам предписывалось следить за неукоснительным исполнением действующих, «строго следить за населением, не разрешать собраний и митингов, применять меры предосторожности для пресечения беспорядков», а именно – «высылки, аресты и ссылки в отдаленные места губернии». Вместе с тем губернаторы предостерегались от применения "огульных" репрессий; им рекомендовалось проводить гибкую политику.

Убежденный монархист, последовательный сторонник и активный защитник "твердой власти", Столыпин выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на "модернизацию" России, развитие ее экономики и культуры, что в конечном счете позволит ей занять достойное место среди наиболее развитых держав мира.

16 ноября 1907 г. Столыпин выступил в Государственной думе со своей политической декларацией. Излагая программу расширения и переустройства местного самоуправления, развития просвещения, обеспечения неприкосновенности личности, он ставил проведение в жизнь этой программы в зависимость от принятия Думой его аграрной реформы. В его декларации четко отстаивалась защита самодержавия, которое «одно призвано в минуты потрясений и опасности для государства к спасению России на пути порядка и исторической правды». «Нынешний государственный строй России, - заявлял Столыпин,- есть строй представительный, дарованный самодержавием сверху»1. Поэтому, доказывал он, все "представительные учреждения" (имелись в виду Государственная дума и Государственный совет), как дарованные монархом, должны быть подчинены воле монарха.

Столыпин выступал за превращение  России в "государство правовое", но под эгидой самодержавия, которое  и призвано создать такую "обновлённую" Россию. "Осуждая всемерно произвол и самовластие, - говорил Столыпин, - нельзя не считать опасным и безвластие; бездействие власти ведёт к анархии; правительство не может быть аппаратом бессилия". На нем "лежит святая обязанность ограждать спокойствие и законность", применяя и "жесткие" меры для подавления "беспорядков". Для предотвращения "повторения событий 1905 года" Столыпин предлагал расширить прерогативы и власть на местах губернаторов, уездных предводителей дворянства заменить уездными начальниками, назначаемыми Министерством внутренних дел из дворян. Он выступал за коренную реорганизацию местной администрации, усиление полиции путем расширения ее штатов, за увеличение жалованья чиновникам.

Для проведения в жизнь своей  программы реформ Столыпин стремился  отвести не только социальную опасность  изнутри, но и избежать военной извне. Вынося на обсуждение Государственной  думы и Государственного совета правительственные  программы укрепления обороноспособности страны, он постоянно подчеркивал  необходимость избегать втягивания России в какой-либо военный конфликт.

С именем Столыпина связано проведение реформы крестьянского надельного землевладения, получившей название "столыпинской аграрной реформы". Аграрный вопрос занимал важнейшее место в  социально-экономической и общественно-политической жизни России. Особую остроту он приобрел на рубеже XIX - XX вв. и явился, по выражению В.И. Ленина, "гвоздем революции 1905 года".

Столыпин прекрасно понимал, что решение этого вопроса - "задача громадного значения" и вместе с тем неотложная. Избранный им путь решения заключался в коренной ломке сельской поземельной общины и насаждения частного крестьянского землевладения. В перспективе на месте сельской общины с ее периодическими переделами земель, чересполосицей, принудительным севооборотом для всех членов общины (что консервировало отсталые агротехнические приемы) должны были возникнуть фермерские, хуторского типа, хозяйства. Столыпин полагал, что проводимая им аграрная реформа призвана "предупредить расстройство самой значительной части населения России - крестьянства", содействовать его экономическому возрождению" и дать важный стимул росту сельскохозяйственного производства в России. Он был глубоко убежден в том, что община является серьезным тормозом развития производительных сил в деревне. «Главное и богатство и мощь государства, - говорил, - не в казне и в казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении»2.

Ко всему этому решалась и крупная социально-политическая задача: предполагалось, что крестьянин-собственник станет надежной опорой "порядка" в России. Такой крестьянин, по словам Столыпина, "основываясь на трудолюбии и обладая чувством собственного достоинства, внесет в деревню и культуру, и просвещение, и достаток". Еще во время своей службы в Литве Столыпин, неоднократно бывая в соседней Восточной Пруссии и изучая там хуторское хозяйство немецких крестьян, пришел к убеждению, что эта форма крестьянского хозяйства наиболее рациональна и прогрессивна, а крепкий мужик-хуторянин, собственник земли, - наиболее надежная опора социальной стабильности.

Как я уже написала выше, главный принцип реформы Столыпина была  замена общинного крестьянского землепользования индивидуальным землевладением. Этот принцип был сформулирован уже в 1902 г. под председательством С.Ю. Витте, но был отвергнут, так как правительство стояло на позиции сохранения общины как фискально-полицейского института деревни. Революция 1905 - 1907 гг. явилась серьезной политической школой для крестьян. Иллюзия правящих верхов о возможности опереться на патриархальность, темноту и наивный монархизм крестьянства была разбита. А развернувшееся в ходе революции крестьянское аграрное движение заставило правительство искать пути скорейшего решения аграрного вопроса, однако сделать это таким образом, чтобы не нанести ущерба дворянам-землевладельцам, то есть проводить реформу в пределах крестьянского надельного землевладения, не трогая помещичьих земель. Это был путь ломки общины и создания на ее развалинах "крепкого" крестьянина-фермера - "опоры порядка". Реформа Столыпина как раз и отвечала этой задаче.

Уже в мае 1906 г. I Съезд уполномоченных дворянских обществ единодушно высказался за разрушение общины, которая сыграла зловещую роль в разгроме помещичьих усадеб в ходе революции. Съезд предложил Столыпину разрешить крестьянам свободно выходить из общины, с укреплением их наделов в собственность и с правом продажи этих наделов, а также ввести свободное переселение на окраины.

Подготовка и проведение реформы  были возложены на учрежденный 4 марта  1906 г. Комитет по землеустроительным делам, а на местах на землеустроительные комиссии, которым обязаны были оказывать содействие земские начальники.

Проведению реформы предшествовал  ряд мер. Под давлением крестьянского  движения был издан манифест 3 ноября 1905 г. Он отменял с 1 января 1907 г. выкупные платежи за надельные земли бывших помещичьих, удельных и государственных крестьян. С этого момента крестьянская община (но еще не двор) становилась уже собственником надельной земли. Указами 12 и 27 августа 1906 г. разрешалась продажа через Крестьянский банк удельных и казенных земель малоземельным крестьянам по льготной цене, а указ от 5 октября того же года уравнивал в паспортном отношении крестьян с остальными сословиями.

В обнародованном 9 ноября 1906 г. указе под скромным названием «О дополнении некоторых положений действующего закона [«положения» из указа от 19 февраля 1861 г], касающегося крестьянского землевладения и землепользования» было изложено основное содержание реформы.

Текст указа был разработан специальной  комиссией Министерства внутренних дел под председательством товарища министра В.И. Гурко, ранее управлявшего Земским департаментом этого  министерства.

Указ устанавливал «право свободного выхода из общины с укреплением в собственность домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела»3. Таким образом, надел переходил в личную собственность домохозяина, а не двора в целом. При очередном переделе земли в общине крестьянин мог потребовать вместо выделенных ему разрозненных полос в разных полях и угодьях предоставление ему равноценного участка в одном месте (отруба). Перенесение на него двора с жилыми и хозяйственными постройками превращало его в хутор. С этого момента хуторянин уже не мог пользоваться общими выгонами и водопоями. Указ разрешал крестьянину-домохозяину в любое время потребовать от общины укрепления в свою личную собственность причитающийся его двору надел земли. При этом требовалось согласие 2/3 схода. Если в течение 30 дней сход не принимал решения, выделение домохозяину его надела могло быть проведено и без согласия схода. В то время в России числилось 12,3 млн. крестьянских дворов (вместе с казаками).

Информация о работе Политическое развитие России в 1907-1914 гг