Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 21:32, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотреть понятие и сущность политического сознания, а также его структуру и функции.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность феномена политического сознания.
2. Изучить понятие политической идеологии и психологии.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие «политического сознания», его структурные компоненты......................................................................................................4
2 Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования……………………………………….11
3 В Конституции РФ записано, что создание государственной идеологии запрещается. Объясните смысл такого запрета………….……….17
Заключение………………………………………………..……….……………18
Литература………………………………………………………………………19
Однако политические мифы — это совершенно иное явление и их нельзя рассматривать как неотъемлемую часть человеческой природы, изгнание которых из жизни людей обеднило бы их существование.
С одной стороны, они обладают особой устойчивостью, в основе которой находятся: взаимообусловленность мифа и массового сознания: миф творится и поддерживается массовым сознанием, массовое сознание опирается на миф; живучесть элементов изначального сознания, которое оказывает значительное влияние на характер восприятия мифа и поведение (несмотря на интеллектуальную и культурную эволюцию); заинтересованность людей в политике и неспособность к обнаружению ее мифологического характера; осознание возможности находить смысл собственной жизни с помощью мифа. При стабильности политических систем существуют устойчивые (главные) мифы, предписывающие людям определенную систему ценностей и способы поведения (например, в США такими мифами является миф об американской демократии и свободном предпринимательстве).
С другой стороны, политические мифы весьма динамичны. Они могут исчезать и воспроизводиться вновь в зависимости от соответствующих потребностей.
Что же вызывает к жизни политические мифы в наше время?
Во-первых, необходимой предпосылкой продуцирования и репродуцирования мифов является наличие коллективного массового сознания, именно через него усваиваются коллективные желания, которые становятся фундаментом для создания политического мифа.
Во-вторых, для появления мифов необходимо соответствующее психологическое состояние общества, наличие напряженной ситуации, когда можно легко поверить в гонимых врагов и катастрофу и когда в это хочется верить.
Не случайно большинство исследователей пришло к выводу, что существует определенная закономерность — политические мифы утверждаются наиболее легко в странах, где существуют кризисные ситуации.
Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования
Согласно качественно отличных сфер сознания - психологической и идеологической - в политическом сознании различаются два структурных элемента: политическая психология и политическая идеология.
Политическая психология - это совокупность чувств, настроений, эмоций, воли, мыслей, особых черт характера индивидов и социальных общностей, выражающие их отношение к политическим институтам, осуществления власти.
Содержание политической психологии
индивидов и социальных общностей оказывается
в их политическом поведении.
Политическая психология имеет определенную
структуру. Она содержит политические
потребности, интересы, чувства , настроения, традиции и т.д. Политические
потребности является базовым элементом
политической психологии. Это те потребности,
удовлетворение которых связано с осуществлением
власти. Они могут лишь тем или иным образом
касаться власти, а могут проявляться
непосредственно в стремлении к ее завоевание
и осуществление. Политические интересы
- это осознанные политические нужды. Они
являются реальными причинами действий
участников политического процесса. В
зависимости от различий в политических
интересах одни и те же явления политической
жизни могут по-разному восприниматься
его участниками, что формирует соответствующие
политические чувства, настроения, эмоции
и т.д., следовательно, и соответствующее
политическое поведение. Политические
настроения является состоянием чувств
относительно политических явлений и
процессов. Настроения содержат как эмоциональные,
так и рациональные элементы и оказывают
значительное влияние на политическое
поведение людей. Они наиболее динамично
и чутко отражают влияние экономических
и социальных факторов на политику.
В отличие
от настроений политические традиции
является наиболее устойчивой составляющей
политической культуры. Это устоявшиеся
нормы политического поведения, политические
ценности, идеи, обычаи и т.п., которые передаются
от поколения к поколению. В традициях
концентрируются те элементы политического
опыта, которые объективно отвечают интересам
и целям общества, признаются ним и закрепляются
как нормативные установки. Меняются они
или постепенно (в процессе длительного
общественного развития), или быстро (в
периоды коренных общественных преобразований,
когда на смену устоявшимся приходят другие
идеи и ценности).
Второй
из основных структурных элементов политической
сознания - политическая идеология. Для определения места идеологии в политической
культуре, ее роли в политической жизни
общества выясним, что такое идеология
вообще. Идеология, отмечается в «Философской
энциклопедии», - это «совокупность идей
и взглядов, которые отражают в теоретической
более или менее систематизированной
форме отношение людей к окружающей действительности
и друг к другу и служат закреплению или
изменению, развитию общественных отношений.
Основой идеологического отражения действительности
есть определенные общественные интересы.
В классовом обществе идеология всегда
имеет классовый характер, отражая положение
данного класса в обществе, отношения
между классами, классовые интересы. Идеология
выступает в формах политических, правовых,
религиозных, этических, эстетических
и философских взглядов».
Сущностными чертами политической идеологии
является систематизированный теоретический
характер и целостное отражение интересов
общественных классов. Субъектами основных
политических идеологий современности
- либерализма, консерватизма и социал-демократии и коммунизма
является именно общественные классы.
Различия
в интересах общественных классов порождают
различия в их идеологии. А поскольку в
обществе всегда есть классы с разными
интересами, то демократическое государство,
то есть такое государство, которое стоит
над классовыми интересами, стремится
выражать интересы всего народа, а не в
первую очередь определенного общественного
класса, не может становиться на позиции
той или иной идеологии. Так называемая
государственная идеология всегда является
выражением интересов только определенного
общественного класса.
В
политической культуре политическая психология
и идеология находятся в единстве и взаимодействии.
Особенностью этого взаимодействия является
то, что обе они выражают интересы одних
и тех же социальных общностей, но с разной
степенью глубины и обобщения. Если политическая
психология отражает политическое бытие
непосредственно, то политическая идеология
- опосредованно, через политическую психологию
и систему социально-экономических отношений.
Политическая идеология опирается на
политическую психологию, иначе она превратилась
бы в оторванную от жизни систему идей.
Роль идеологий в жизни общества обусловлена функциями, которые они выполняют. Среди них можно выделить следующие:
1) Ориентационную - включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, она задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности.
2) Мобилизационную - предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию.
3) Интегративную - наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии предают ему значимость, превосходящую по своим масштабам индивидуальный или групповой интерес.
4) Амортизационную - будучи способ интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения.
5) Функцию выражение
и защиты интересов
Эти функции политические идеологии выполняют благодаря двум свойствам, отличающим их от других форм политического сознания (например, политической психологии): претензии на высокую значимость и нормативность.
Современная политическая карта мира отличается конкретными формами организации социальной жизни, политического правления, способов преобразования общества. Совокупность политико - социальных представлений о принципах и механизмах организации и функционирования общества, преобладающих в конкретную историческую эпоху, составляет содержание социально-политической парадигмы. Парадигма - это базовый принцип любой политической идеологии.
Политические идеологии различаются по двум основаниям:
1) по социально - политической парадигме,
то есть по предлагаемой
2) по отношению к прогрессу и технологии его осуществления
Первое основание разделяет политические идеологии на правые, центристские и левые, то второе противопоставляет радикалов консерваторам.
Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства.
Левый идеологический спектр представляют идеологи, которые видят смысл социального прогресса в постепенном преобразовании общества с целью достижения равенства и социальной справедливости, создания условий для всестороннего развития личности.
Центристы - силы с умеренными политическими ориентациями, предпочитающие путь постепенных реформ.
Коммунисты отдают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предполагают достижения равенства и справедливости в условиях плановой экономики. Политический идеал коммунизма - общественное самоуправление.
Социалисты и социал-демократы негативно относятся к идее использования революционных средств социальных изменений и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а как равенство «стартов», то есть создание равных социальных возможностей для всех людей.
Либерализм. Исходным тезисом либеральной идеологии является положение о неотчуждаемости естественных прав и свобод личности. Условия самореализации индивида - наличие зрелого гражданского общества, правовое равенство граждан, политический плюрализм, правовое государство.
Консерватизм. Базовые ценности консерватизма - порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как в либерализме. Политическими идеалами консерватизма является сильное государство, четкая политическая стратификация, согласно которой власть принадлежит элите. Однако стоит отметить, что классический консерватизм смог трансформироваться в такие уникальные формы неоконсерватизма, как рейганизм (США) и тэтчеризм (Англия). Произошла заметная эволюция консерватизма в сторону признания приоритета прав и свобод отдельной личности, существенного ограничения экономических и социальных функций государства.
Фашизм. Идеология фашизма опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности, пытаясь сплотить население вокруг цели национального возрождения.
Объясните смысл запрета на создание государственной идеологии, записанного в Конституции РФ
Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология, - предусмотрено в Конституции, - не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.
Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т.д.
Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы государственной власти действует не зависимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обуславливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.
Заключение
Таким образом, духовная составляющая политической жизни общества – политическое сознание, предстает сложной многоуровневой конструкцией, основной вес которой приходится на политическую идеологию и психологию. Степень их развитости, а так же характер взаимодействия между ними оказывают существенное влияние на формы политического поведения граждан, так и на режимы функционирования политических институтов. Единство всех этих компонентов позволяет говорить об определенном типе политической культуры общества.
Список литературы
Данная работа скачена с сайта
http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 43899
1. Политология: Учебник для вузов
/ Лавриненко В.Н., Гречин А.С., В.Ю. Дорошенко
и др.; По ред. Лавриненко В.Н.– М.: ЮНИТИ,
2001. – 367 с.
2. В.В. Ильин Политология: Учебник
для вузов. – 3-е изд. - М.: книжный дом «Университет»,
2000. – 544 с.
3. Ирхин Н.В., Зотов В.Д., Зотова
Л.В Политология: Учебник. – М.: Юристъ,
2000. – 511 с.
4. Козырев Г.И. Политология: Учебное
пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. –
368 с.
5. Кравченко А.И. Политология:
Учебник. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект,
2005. – 448 с.
6. Панарин А.С. Политология: Учебник.
– 2-е изд., переаб. и доп. - М.: Дело, 2002. –
424 с.
7. Шестопал Е.Б. Политическая
психология. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 355
с.