Политическое сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть понятие и сущность политического сознания, а также его структуру и функции.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность феномена политического сознания.
2. Изучить понятие политической идеологии и психологии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Понятие «политического сознания», его структурные компоненты......................................................................................................4
2 Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования……………………………………….11
3 В Конституции РФ записано, что создание государственной идеологии запрещается. Объясните смысл такого запрета………….……….17
Заключение………………………………………………..……….……………18
Литература………………………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

КК по политологии.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Однако политические мифы — это совершенно иное явление и их нельзя рассматривать как неотъемлемую часть человеческой природы, изгнание которых из жизни людей обеднило бы их существование.

С одной стороны, они обладают особой устойчивостью, в основе которой находятся: взаимообусловленность мифа и массового сознания: миф творится и поддерживается массовым сознанием, массовое сознание опирается на миф; живучесть элементов изначального сознания, которое оказывает значительное влияние на характер восприятия мифа и поведение (несмотря на интеллектуальную и культурную эволюцию); заинтересованность людей в политике и неспособность к обнаружению ее мифологического характера; осознание возможности находить смысл собственной жизни с помощью мифа. При стабильности политических систем существуют устойчивые (главные) мифы, предписывающие людям определенную систему ценностей и способы поведения (например, в США такими мифами является миф об американской демократии и свободном предпринимательстве).

С другой стороны, политические мифы весьма динамичны. Они могут исчезать и воспроизводиться вновь в зависимости от соответствующих потребностей.

Что же вызывает к жизни политические мифы в наше время?

Во-первых, необходимой предпосылкой продуцирования и репродуцирования мифов является наличие коллективного массового сознания, именно через него усваиваются коллективные желания, которые становятся фундаментом для создания политического мифа.

Во-вторых, для появления мифов необходимо соответствующее психологическое состояние общества, наличие напряженной ситуации, когда можно легко поверить в гонимых врагов и катастрофу и когда в это хочется верить.

Не случайно большинство исследователей пришло к выводу, что существует определенная закономерность — политические мифы утверждаются наиболее легко в странах, где существуют кризисные ситуации.

Политическая идеология и психология. Их основные элементы, функции и особенности формирования

 

Согласно качественно отличных сфер сознания - психологической и идеологической - в политическом сознании различаются два структурных элемента: политическая психология и политическая идеология.

Политическая психология - это совокупность чувств, настроений, эмоций, воли, мыслей, особых черт характера индивидов и социальных общностей, выражающие их отношение к политическим институтам, осуществления власти.

Содержание политической психологии индивидов и социальных общностей оказывается в их политическом поведении. 
Политическая психология имеет определенную структуру. Она содержит политические потребности, интересы, чувства , настроения, традиции и т.д. Политические потребности является базовым элементом политической психологии. Это те потребности, удовлетворение которых связано с осуществлением власти. Они могут лишь тем или иным образом касаться власти, а могут проявляться непосредственно в стремлении к ее завоевание и осуществление. Политические интересы - это осознанные политические нужды. Они являются реальными причинами действий участников политического процесса. В зависимости от различий в политических интересах одни и те же явления политической жизни могут по-разному восприниматься его участниками, что формирует соответствующие политические чувства, настроения, эмоции и т.д., следовательно, и соответствующее политическое поведение. Политические настроения является состоянием чувств относительно политических явлений и процессов. Настроения содержат как эмоциональные, так и рациональные элементы и оказывают значительное влияние на политическое поведение людей. Они наиболее динамично и чутко отражают влияние экономических и социальных факторов на политику. 
           В отличие от настроений политические традиции является наиболее устойчивой составляющей политической культуры. Это устоявшиеся нормы политического поведения, политические ценности, идеи, обычаи и т.п., которые передаются от поколения к поколению. В традициях концентрируются те элементы политического опыта, которые объективно отвечают интересам и целям общества, признаются ним и закрепляются как нормативные установки. Меняются они или постепенно (в процессе длительного общественного развития), или быстро (в периоды коренных общественных преобразований, когда на смену устоявшимся приходят другие идеи и ценности). 
            Второй из основных структурных элементов политической сознания - политическая идеология. Для определения места идеологии в политической культуре, ее роли в политической жизни общества выясним, что такое идеология вообще. Идеология, отмечается в «Философской энциклопедии», - это «совокупность идей и взглядов, которые отражают в теоретической более или менее систематизированной форме отношение людей к окружающей действительности и друг к другу и служат закреплению или изменению, развитию общественных отношений. Основой идеологического отражения действительности есть определенные общественные интересы. В классовом обществе идеология всегда имеет классовый характер, отражая положение данного класса в обществе, отношения между классами, классовые интересы. Идеология выступает в формах политических, правовых, религиозных, этических, эстетических и философских взглядов».

Сущностными чертами политической идеологии является систематизированный теоретический характер и целостное отражение интересов общественных классов. Субъектами основных политических идеологий современности - либерализма, консерватизма и социал-демократии и коммунизма является именно общественные классы. 
           Различия в интересах общественных классов порождают различия в их идеологии. А поскольку в обществе всегда есть классы с разными интересами, то демократическое государство, то есть такое государство, которое стоит над классовыми интересами, стремится выражать интересы всего народа, а не в первую очередь определенного общественного класса, не может становиться на позиции той или иной идеологии. Так называемая государственная идеология всегда является выражением интересов только определенного общественного класса. 
            В политической культуре политическая психология и идеология находятся в единстве и взаимодействии. Особенностью этого взаимодействия является то, что обе они выражают интересы одних и тех же социальных общностей, но с разной степенью глубины и обобщения. Если политическая психология отражает политическое бытие непосредственно, то политическая идеология - опосредованно, через политическую психологию и систему социально-экономических отношений. Политическая идеология опирается на политическую психологию, иначе она превратилась бы в оторванную от жизни систему идей.

Роль идеологий в жизни общества обусловлена функциями, которые они выполняют. Среди них можно выделить следующие:

1) Ориентационную - включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, она задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности.

2) Мобилизационную - предлагая идеалы более совершенного общества, политические идеологии выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию.

3) Интегративную - наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политические идеологии предают ему значимость, превосходящую по своим масштабам индивидуальный или групповой интерес.

4) Амортизационную - будучи способ интерпретации политической действительности, политические идеологии служат ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества и реальными возможностями их удовлетворения.

5) Функцию выражение  и защиты интересов определенной  социальной группы - политические идеологии возникают на базе интересов какой - либо социальной группы и призваны противопоставить их интересам этих групп.

Эти функции политические идеологии выполняют благодаря двум свойствам, отличающим их от других форм политического сознания (например, политической психологии): претензии на высокую значимость и нормативность.

Современная политическая карта мира отличается конкретными формами организации социальной жизни, политического правления, способов преобразования общества. Совокупность политико - социальных представлений о принципах и механизмах организации и функционирования общества, преобладающих в конкретную историческую эпоху, составляет содержание социально-политической парадигмы. Парадигма - это базовый принцип любой политической идеологии.

Политические идеологии различаются по двум основаниям:

1) по социально - политической парадигме, то есть по предлагаемой модели  желаемого общества

2) по отношению к прогрессу  и технологии его осуществления

Первое основание разделяет политические идеологии на правые, центристские и левые, то второе противопоставляет радикалов консерваторам.

Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства.

Левый идеологический спектр представляют идеологи, которые видят смысл социального прогресса в постепенном преобразовании общества с целью достижения равенства и социальной справедливости, создания условий для всестороннего развития личности.

Центристы - силы с умеренными политическими ориентациями, предпочитающие путь постепенных реформ.

Коммунисты отдают предпочтение радикальным способам преобразования общества, предполагают достижения равенства и справедливости в условиях плановой экономики. Политический идеал коммунизма - общественное самоуправление.

Социалисты и социал-демократы негативно относятся к идее использования революционных средств социальных изменений и предпочитают реформы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а как равенство «стартов», то есть создание равных социальных возможностей для всех людей.

Либерализм. Исходным тезисом либеральной идеологии является положение о неотчуждаемости естественных прав и свобод личности. Условия самореализации индивида - наличие зрелого гражданского общества, правовое равенство граждан, политический плюрализм, правовое государство.

Консерватизм. Базовые ценности консерватизма - порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как в либерализме. Политическими идеалами консерватизма является сильное государство, четкая политическая стратификация, согласно которой власть принадлежит элите. Однако стоит отметить, что классический консерватизм смог трансформироваться в такие уникальные формы неоконсерватизма, как рейганизм (США) и тэтчеризм (Англия). Произошла заметная эволюция консерватизма в сторону признания приоритета прав и свобод отдельной личности, существенного ограничения экономических и социальных функций государства.

Фашизм. Идеология фашизма опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности, пытаясь сплотить население вокруг цели национального возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясните смысл запрета на создание государственной идеологии, записанного в Конституции РФ

 

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология, - предусмотрено в Конституции, - не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Установление в Конституции принципа идеологического многообразия является одним из важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т.д.

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы государственной власти действует не зависимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обуславливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, духовная составляющая политической жизни общества – политическое сознание, предстает сложной многоуровневой конструкцией, основной вес которой приходится на политическую идеологию и психологию. Степень их развитости, а так же характер взаимодействия между ними оказывают существенное влияние на формы политического поведения граждан, так и на режимы функционирования политических институтов. Единство всех этих компонентов позволяет говорить об определенном типе политической культуры общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 43899 
1. Политология: Учебник для вузов / Лавриненко В.Н., Гречин А.С., В.Ю. Дорошенко и др.; По ред. Лавриненко В.Н.– М.: ЮНИТИ, 2001. – 367 с.  
2. В.В. Ильин Политология: Учебник для вузов. – 3-е изд. - М.: книжный дом «Университет», 2000. – 544 с.  
3. Ирхин Н.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 511 с.  
4. Козырев Г.И. Политология: Учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. – 368 с.  
5. Кравченко А.И. Политология: Учебник. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 448 с.  
6. Панарин А.С. Политология: Учебник. – 2-е изд., переаб. и доп. - М.: Дело, 2002. – 424 с.  
7. Шестопал Е.Б. Политическая психология. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 355 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политическое сознание