Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 05:55, контрольная работа
Именно здесь, в политической системе, происходят столкновение и согласование интересов различных общественных сил, принимаются решения, имеющие властный характер. Политическая система обеспечивает непрерывность, связанность и иерархическую координацию деятельности различных политических субъектов. Она гармонизирует общественные отношения, способствует достижению в обществе консенсуса по поводу основных ценностей, целей и направлений социального развития.
Введение.
Понятие, сущность и структура политической системы.
Механизм функционирования политической системы.
Политическая система современной России.
Заключение.
Список используемой литературы.
3. Политическая коммуникация. Обеспечивает взаимодействие различных звеньев внутри политической системы, а также с политическими системами других стран (информация, личные контакты лидеров и т. д.).
4. Нормотворчество. Оно формирует определенные правовые политические, моральные нормы и ценности. Особо важную роль в этом играют законодательные органы государственной власти, принимающие законы.
5. Применение норм и правил. Политическая система не только вырабатывает, определяет правовые и другие нормы, но и обеспечивает применение на практике. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, движений, отдельных граждан, ставит в определенное русло деятельность оппозиции.
6. Контроль за соблюдением норм и правил. Важной частью функционирования политической системы является контроль за соблюдением правовых норм, осуществление равенства всех перед законом и судом, что предполагает решительное искоренение коррупции, протекционизма, беззакония, «телефонного права» и т. д. Политическая система добивается гарантии прав граждан.
Функции, реализуемые политической
системой, неразрывно связаны с типом
этой системы. В мире существует много
типов политической системы. Эти
типы выделяются на основе определенных
признаков. Так, марксисты за основу
классификации берут
По содержанию и формам управления Ж. Блондель выделяет 5 типов политической системы:
· либеральные демократии. В принятии политических решений здесь ориентируются на ценности индивидуализма, собственности, свободы;
· авторитарно-радикальные (в том числе коммунистические системы), ориентированные на такие ценности, как равенство, социальная справедливость;
· традиционные системы, опирающиеся
на олигархические формы правления
и ориентированные на неравномерное
распределение экономических
· популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах. Используют авторитарные методы управления;
· авторитарно-консервативные политические системы. Они стремятся к сохранению социально-экономического неравенства.
Постоянно поддерживая связи с внешней средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура, политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие импульсы, приспосабливается к внешним условиям функционирования. Обмен и взаимодействие со средой осуществляются по принципу "вход" – "выход". Существует два типа входа: требование и поддержка.
Требование – это обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе. Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему.
Поддержка ведет к усилению политической системы. Она обеспечивает относительную стабильность властных органов, преобразующих требования среды в соответствующие решения, а также создает необходимые условия для принятия практических мер с целью осуществления преобразований.
Политическая система
находится в отношении
3.
Политическая система
современного российского общества
представляет собой совокупность взаимодействующих
между собой норм, идей и основанных
на них государственных органов
и организаций, олицетворяющих собой
государство, политических партий и
общественных объединений, участвующих
в политической жизни страны. С
формально-юридической точки
Однако в практическом плане, с точки зрения проявления ее реальной сущности, содержания и назначения, а также в других отношениях политическая система современного российского общества значительно отличается, как от политических систем других стран, так и от политической системы России «доперестроечного» периода.
Особенности данной политической
системы, равно как и особенности
других политических систем, обусловливаются
теми конкретными экономическими, политическими,
социальными и иными
Сравнивая политическую систему современного российского общества с политической системой «доперестроечной» России, можно выделить следующие ее особенности.
Во-первых, переходный характер политической системы и самого общества от одного типа, социалистического, к другому – капиталистическому. В отечественной и зарубежной литературе не прекращаются споры относительно того, от какого типа или вида общества, государства и политической системы к какому их типу или виду развивается Россия. В теоретическом и практическом плане весьма трудно переоценить их необходимость и значимость. Однако для нас сейчас вполне достаточно констатировать сам факт состояния переходности от централизованного управления государством и обществом к децентрализованному, от плановой, тотально регулируемой государством экономики – к рыночной.
Во-вторых, выделение, по крайней мере – официально, формально-юридически, в качестве высшей ценности существующего в России общества, государства и политической системы прав и свобод граждан, их достоинства и благополучия.
Конституция Российской Федерации
провозглашает, что «человек, его
права и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека и
гражданина – обязанность государства».
В реальной жизни данное конституционное
положение, как показывает опыт выживания
значительной части российского
общества, борющейся с повседневной
нуждой, безработицей и другими невзгодами,
далеко не всегда реализуется. Однако
оно, тем не менее, имеет определенное
морально-политическое значение как
свидетельство благого
В-третьих, отказ от доминирования
в политической системе современного
российского общества одной официальной,
партийно-государственной
В ст. 13 Конституции России в связи с этим говорится, что в Российской Федерации «признается идеологическое многообразие», что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» идеологии
В-четвертых, опора политической системы современного российского общества на многоукладную экономическую систему, проявляющуюся вовне в различных формах собственности. Согласно Конституции Российской Федерации «в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Конституция закрепляет также, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
В-пятых, наличие в структуре
политической системы общества, наряду
с официальными государственными институтами
и лояльными правящему слою или
классу организациями, также и противостоящей
проводимому ими курсу
Наряду с названными особенностями политической системы современного российского общества существуют и другие ее особенности. Конкретное свое проявление они находят в сущности политической системы, в ее содержании, месте и роли политической системы общества в социально-политической жизни страны, в ее назначении.
Относительно сегодняшней
ситуации в обществе существуют разногласия.
Одни считают, что политическая ситуация
улучшается и способствует развитию
России. Другие считают, что Россия
находится в кризисной
Современный этап социальных преобразований в России чаще всего обозначают понятиями трансформация или переход. Нередко они рассматриваются как синонимы, хотя в действительности их содержание различно. Понятие переход предполагает наличие субъекта, знающего конечную цель движения и пользующегося доверием тех, кого он ведет в избранном направлении. Применительно к политическому режиму переход предполагает существование, во-первых, сильной власти, руководствующейся конкретной идеей, а во-вторых, авторитетной команды, преследующей ясную и реалистичную цель, опирающейся на обоснованную программу действий и пользующейся широкой поддержкой граждан. Причем цели этой команды должны соответствовать интересам общества, а программа – имеющимся у него возможностям. Кроме того, для любого преобразования в сфере государственного управления необходимо определить два теоретических основания: какие цели государственного управления должны быть достигнуты этим процессом и каковы конкретные методы, при помощи которых можно достичь этих результатов. Следовательно, в процессе трансформации государственных режимов огромную роль играет выбранное теоретическое основание и определенный путь этого преобразования.
Заключение.
В настоящее время наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова и печати открывают широкие возможности для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так и политической сфере. Однако наряду с открывшимися возможностями перед россиянами возникло ряд трудно разрешимых проблем. Так, люди старшего поколения до сих пор не могут привыкнуть к либерализированной экономике, считают коммерсантов перекупщиками-спекулянтами, не понимая, что это тяжёлый труд.
Гораздо легче и проще
было раньше и политическое устройство
нашего государства. Одна партия, один
лидер, единственная идеологическая схема.
Но не только взрослым людям нелегко
сориентироваться в этом разнообразии
партий, движений, сект. Наша молодёжь
находится в ещё более
Россия всегда шла своим необычным путем, как в культурном развитии, так и в политическом. В настоящий момент ситуация может непредсказуемо измениться. Поэтому каждый гражданин должен для себя сделать чёткий вывод, понять, что бы он желал изменить в нашей жизни, какую позицию по отношению к устройству государства, политической власти, внутренней и внешней политики правительства он занимает.
Список используемой литературы:
1. Конституция РФ
2. Алмонд Г. Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. 1992. №4.
3. Андреев С.С. Политическая система и политическая организация общества // Социально-политические науки. 1992. №2.
4. Белов Г.А. Функции политической системы // Кентавр. 1995. №3
5. Белов Г. «Эволюция нормативной политической системы современного российского общества».
6. Белов. Г.А. Политология. М., Наука 1994
7. Елисеев С.М. Политическая социология: учебное пособие. СПб.: Изд.» Нестор-История», 2007
8. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: учебное пособие / Т.И. Заславская. – М., 2004
9. Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности Учебное пособие., 1994.
10. Социология: Общая теория/ под ред. Ерофеева Н.И.М., 1997
11. http://www.polit.ru/research/
Информация о работе Политической системы общества и механизм функционирования