Политической системы общества и механизм функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 05:55, контрольная работа

Краткое описание

Именно здесь, в политической системе, происходят столкновение и согласование интересов различных общественных сил, принимаются решения, имеющие властный характер. Политическая система обеспечивает непрерывность, связанность и иерархическую координацию деятельности различных политических субъектов. Она гармонизирует общественные отношения, способствует достижению в обществе консенсуса по поводу основных ценностей, целей и направлений социального развития.

Содержание

Введение.
Понятие, сущность и структура политической системы.
Механизм функционирования политической системы.
Политическая система современной России.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 34.62 Кб (Скачать файл)

3. Политическая коммуникация. Обеспечивает взаимодействие различных звеньев внутри политической системы, а также с политическими системами других стран (информация, личные контакты лидеров и т. д.).

4. Нормотворчество. Оно формирует определенные правовые политические, моральные нормы и ценности. Особо важную роль в этом играют законодательные органы государственной власти, принимающие законы.

5. Применение норм и  правил. Политическая система не только вырабатывает, определяет правовые и другие нормы, но и обеспечивает применение на практике. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, движений, отдельных граждан, ставит в определенное русло деятельность оппозиции.

6. Контроль за соблюдением норм и правил. Важной частью функционирования политической системы является контроль за соблюдением правовых норм, осуществление равенства всех перед законом и судом, что предполагает решительное искоренение коррупции, протекционизма, беззакония, «телефонного права» и т. д. Политическая система добивается гарантии прав граждан.

Функции, реализуемые политической системой, неразрывно связаны с типом  этой системы. В мире существует много  типов политической системы. Эти  типы выделяются на основе определенных признаков. Так, марксисты за основу классификации берут общественно-экономическую  формацию или базис. В соответствии с ними выделяют рабовладельческий, феодальный, капиталистический и  социалистический типы политической системы. Каждый из этих типов характеризуется  политическим господством определенных классов, социальных групп и конкретно  проявляется в различных формах организации государственного управления и власти. Здесь институты политической системы рассматриваются в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. Последнее  обусловливается конкретной спецификой социальной структуры, соотношением классовых  сил, а в конечном счете – условиями экономического развития. К. Марксом была сформулирована концепция о будущем отмирании государства и постепенного перехода к общественному самоуправлению.

По содержанию и формам управления Ж. Блондель выделяет 5 типов политической системы:

· либеральные демократии. В принятии политических решений  здесь ориентируются на ценности индивидуализма, собственности, свободы;

· авторитарно-радикальные (в том числе коммунистические системы), ориентированные на такие  ценности, как равенство, социальная справедливость;

· традиционные системы, опирающиеся  на олигархические формы правления  и ориентированные на неравномерное  распределение экономических ресурсов и социальных статусов;

· популистские политические системы, преобладающие в развивающихся  странах. Используют авторитарные методы управления;

· авторитарно-консервативные политические системы. Они стремятся  к сохранению социально-экономического неравенства.

Постоянно поддерживая связи  с внешней средой, компонентами которой  могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура, политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции  на поступающие импульсы, приспосабливается  к внешним условиям функционирования. Обмен и взаимодействие со средой осуществляются по принципу "вход" – "выход". Существует два типа входа: требование и поддержка.

Требование – это обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе. Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему.

Поддержка ведет к усилению политической системы. Она обеспечивает относительную стабильность властных органов, преобразующих требования среды в соответствующие решения, а также создает необходимые условия для принятия практических мер с целью осуществления преобразований.

Политическая система  находится в отношении всесторонней взаимозависимости с внешней  средой. Она должна преобразовывать  поступающие требования в соответствующие  решения и действия при условии, что способна саморегулироваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Политическая система  современного российского общества представляет собой совокупность взаимодействующих  между собой норм, идей и основанных на них государственных органов  и организаций, олицетворяющих собой  государство, политических партий и  общественных объединений, участвующих  в политической жизни страны. С  формально-юридической точки зрения политическая система современной  России мало чем отличается от политических систем других стран. А именно: имеет  сходную структуру в виде совокупности государственных, партийных и общественных организаций; выполняет сходные  с другими политическими системами  функции; выделяет в виде особого  звена политической системы государство  и др.

Однако в практическом плане, с точки зрения проявления ее реальной сущности, содержания и  назначения, а также в других отношениях политическая система современного российского общества значительно  отличается, как от политических систем других стран, так и от политической системы России «доперестроечного» периода.

Особенности данной политической системы, равно как и особенности  других политических систем, обусловливаются  теми конкретными экономическими, политическими, социальными и иными объективными и субъективными жизненными обстоятельствами, при которых эта система возникает, укрепляется и развивается.

Сравнивая политическую систему  современного российского общества с политической системой «доперестроечной» России, можно выделить следующие ее особенности.

Во-первых, переходный характер политической системы и самого общества от одного типа, социалистического, к  другому – капиталистическому. В  отечественной и зарубежной литературе не прекращаются споры относительно того, от какого типа или вида общества, государства и политической системы  к какому их типу или виду развивается  Россия. В теоретическом и практическом плане весьма трудно переоценить  их необходимость и значимость. Однако для нас сейчас вполне достаточно констатировать сам факт состояния  переходности от централизованного  управления государством и обществом  к децентрализованному, от плановой, тотально регулируемой государством экономики – к рыночной.

Во-вторых, выделение, по крайней  мере – официально, формально-юридически, в качестве высшей ценности существующего в России общества, государства и политической системы прав и свобод граждан, их достоинства и благополучия.

Конституция Российской Федерации  провозглашает, что «человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и  защита прав и свобод человека и  гражданина – обязанность государства». В реальной жизни данное конституционное  положение, как показывает опыт выживания  значительной части российского  общества, борющейся с повседневной нуждой, безработицей и другими невзгодами, далеко не всегда реализуется. Однако оно, тем не менее, имеет определенное морально-политическое значение как  свидетельство благого намерения  государства, общества, политической системы.

В-третьих, отказ от доминирования  в политической системе современного российского общества одной официальной, партийно-государственной идеологии  и установление принципа множества  идеологий.

В ст. 13 Конституции России в связи с этим говорится, что в Российской Федерации «признается идеологическое многообразие», что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» идеологии

В-четвертых, опора политической системы современного российского  общества на многоукладную экономическую  систему, проявляющуюся вовне в  различных формах собственности. Согласно Конституции Российской Федерации  «в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Конституция закрепляет также, что  «земля и другие природные ресурсы  могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

В-пятых, наличие в структуре  политической системы общества, наряду с официальными государственными институтами  и лояльными правящему слою или  классу организациями, также и противостоящей проводимому ими курсу политической оппозиции. В отличие, например, от Великобритании, где существование оппозиции  закреплено в законодательном порядке, конституционно, в России нет конституционных  актов, в которых бы в прямой форме  говорилось об оппозиции. Однако наличие  в действующей Конституции России положений о многопартийности, об «идеологическом многообразии» и т.п. недвусмысленно свидетельствует о том, что Конституция не только допускает, но и предполагает существование в стране политических институтов и идей, не укладывающихся в рамки официальной политики и идеологии.

Наряду с названными особенностями  политической системы современного российского общества существуют и  другие ее особенности. Конкретное свое проявление они находят в сущности политической системы, в ее содержании, месте и роли политической системы  общества в социально-политической жизни страны, в ее назначении.

Относительно сегодняшней  ситуации в обществе существуют разногласия. Одни считают, что политическая ситуация улучшается и способствует развитию России. Другие считают, что Россия находится в кризисной ситуации.

Современный этап социальных преобразований в России чаще всего  обозначают понятиями трансформация  или переход. Нередко они рассматриваются  как синонимы, хотя в действительности их содержание различно. Понятие переход  предполагает наличие субъекта, знающего конечную цель движения и пользующегося  доверием тех, кого он ведет в избранном  направлении. Применительно к политическому  режиму переход предполагает существование, во-первых, сильной власти, руководствующейся  конкретной идеей, а во-вторых, авторитетной команды, преследующей ясную и реалистичную цель, опирающейся на обоснованную программу действий и пользующейся широкой поддержкой граждан. Причем цели этой команды должны соответствовать  интересам общества, а программа  – имеющимся у него возможностям. Кроме того, для любого преобразования в сфере государственного управления необходимо определить два теоретических  основания: какие цели государственного управления должны быть достигнуты этим процессом и каковы конкретные методы, при помощи которых можно достичь этих результатов. Следовательно, в процессе трансформации государственных режимов огромную роль играет выбранное теоретическое основание и определенный путь этого преобразования.

 

 

 

Заключение.

В настоящее время наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой истории. Вновь воссозданная многопартийность, свобода вероисповедания, слова  и печати открывают широкие возможности  для самореализации человеческой личности, как в обыденной жизни, так  и политической сфере. Однако наряду с открывшимися возможностями перед  россиянами возникло ряд трудно разрешимых проблем. Так, люди старшего поколения  до сих пор не могут привыкнуть к либерализированной экономике, считают коммерсантов перекупщиками-спекулянтами, не понимая, что это тяжёлый труд.

Гораздо легче и проще  было раньше и политическое устройство нашего государства. Одна партия, один лидер, единственная идеологическая схема. Но не только взрослым людям нелегко  сориентироваться в этом разнообразии партий, движений, сект. Наша молодёжь находится в ещё более противоречивом положении. Старые ценности изжили себя, а новые еще окончательно не сформировались.

Россия всегда шла своим  необычным путем, как в культурном развитии, так и в политическом. В настоящий момент ситуация может  непредсказуемо измениться. Поэтому  каждый гражданин должен для себя сделать чёткий вывод, понять, что  бы он желал изменить в нашей жизни, какую позицию по отношению к  устройству государства, политической власти, внутренней и внешней политики правительства он занимает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Конституция РФ

2. Алмонд Г. Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. 1992. №4.

3. Андреев С.С. Политическая система и политическая организация общества // Социально-политические науки. 1992. №2.

4. Белов Г.А. Функции политической системы // Кентавр. 1995. №3

5. Белов Г. «Эволюция нормативной политической системы современного российского общества».

6. Белов. Г.А. Политология. М., Наука 1994

7. Елисеев С.М. Политическая социология: учебное пособие. СПб.: Изд.» Нестор-История», 2007

8. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: учебное пособие / Т.И. Заславская. – М., 2004

9. Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности Учебное пособие., 1994.

10. Социология: Общая теория/ под ред. Ерофеева Н.И.М., 1997

11. http://www.polit.ru/research/2005/01/27/polit_system.html


Информация о работе Политической системы общества и механизм функционирования