Политическую мысль Нового времени (XVII в.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 00:02, контрольная работа

Краткое описание

Политические теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений.

Содержание

Введение 3
Учение о естественном праве Г.Гроция. 4
Обоснование теории общественного договора Т.Гоббсом и Дж.Локком. 8
Дж.Локк считал собственность естественным правом человека. Ж.Прудон заявлял, что «собственность – это кража». Основания этих диаметрально противоположных позиций? Правота и неправота каждого из мыслителей? 11
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

полит.docx

— 36.66 Кб (Скачать файл)

В работе "Два трактата о государственном правлении" он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В  отличии от Гоббса с его тезисом  о "войне всех против всех", Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать  разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей  приводит их к осознанию того, что  в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции  отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор  между людьми , так возникает государство.

Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно  отходит от теории Гоббса. Гоббс  подчеркивал абсолютную власть государства  над обществом и людьми. Локк акцентирует  другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у  человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом.

Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность  государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - люди вправе бороться против такого государства.

           Формы государства: 1.Демократия: власть  большинства; 2.Олигархия: власть  нескольких избранных лиц и  их наследников или преемников; 3.Монархия: власть одного лица.

          Он выступал против абсолютной  монархии, обосновывал преимущества  конституционной парламентской  монархии, сочетающей, по его мнению, черты традиционной монархии  и республики.

Локка часто называют в  числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал - английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства.

                    Идеи либерализма Джона Локка, его учение о свободе, равенстве и правах личности, в том числе о ее неотчуждаемых правах на жизнь, свободу и собственность, а так же о свободе совести и конституционных принципах существования государства оказали сильное влияние на сознание многих мыслителей и государственных деятелей стран Западной Европы и США. Эти идеи были воплощены в деятельности соответствующих институтов буржуазных государств.

 

 

         3. Дж.Локк считал собственность естественным правом человека. Ж.Прудон заявлял, что «собственность – это кража». Основания этих диаметрально противоположных позиций? Правота и неправота каждого из мыслителей?

         Что же такое собственность?  Мыслители XVII века придерживались разных позиций. Рассмотрим два противоположных мнения таких знаменитых мыслителей, как Ж.Прудон. и Дж.Локк.

         Ж.Прудон считал, что «собственность  –это кража». Частная собственность-“существо  свободы”, “автократия человека  над самим собой”. В упрек собственности  он ставит право, которое она  дает собственнику на получение  нетрудового дохода. Не собственности  самой по себе, а праву добычи”  собственников. Прудон отвергает  “право добычи”: ренты, аренды, платы, процента, барыша, ажио, дисконта, комиссии, привилегии, монополии, премии, совместительства, синекуры, взятки  и т.д.

         Прудон признает производительным  только труд. Без труда и земля,  и капиталы остаются непроизводительными.  Поэтому:“Собственник, требующий премии  за свои орудия труда и за  продуктивную силу своей земли,  предполагает наличие абсолютно  неправильного положения, что  капиталы сами могут что-нибудь  производить, и, заставляя других  вносить ему это воображаемый  продукт, он буквально получает  кое-что за ничто”. Поэтому он  определяет собственность как  “право по своей воле пользоваться  и распоряжаться благом других, плодом ремесла и труда других”.  Что по сути и является кражей.

        Прудон  одобрял механизм эксплуатации  наемного рабочего. Он отождествлял  капитал и продукт, движение  всего капитала сводил к движению  той его части, которая приносит  процент. Движение ссудного капитала - сделку между заимодавцем и  заемщиком. Присвоение капиталистом  части продукта он объяснял  тем, что к издержкам производства  необходимо добавлять процент  за используемый капитал. В  теоретической системе Прудона  процент выступает как основная  форма эксплуатации труда. При  этом он не понимал взаимосвязи  между процентом и системой  эксплуатации наемного рабочего.

 Также отвергает Прудон  коммунизм как юридический строй.  Он считает, что не нужно  уничтожать собственность как  необходимый стимула труда, условие  семейной жизни, необходимой для  всякого прогресса. А надо сделать  ее безвредной, чтобы предоставить  ее в распоряжение всех. Коммунизм  был бы лишь строем “собственности  навыворот. ”Общность есть неравенство,  но в смысле обратном тому, в каком существует ныне неравенство  в строе частной собственности.  Собственность есть эксплуатация  слабого сильным, а общность  собственности есть эксплуатация  сильного слабым”. Это все  то же воровство. “Общность  имуществ,- восклицает он,- есть религия  нищеты”. “Между строем частной  собственности и коммунизмом  я воздвигну иной мир”.

Противоположную позицию  о собственности высказывал Джон Локк.

Он исходит из представления  о “естественном состоянии”. Естественное состояние, по Локку, – “состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью”, “состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто  не имеет больше другого”.

К естественным правам относится  собственность, которая трактовалась широко: как право на собственную  личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно труд, по Локку, отделяет “мое”, “твое” от общей собственности; собственность  – нечто, неразрывно связанное с  личностью: “То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных  ему природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо  принадлежит и тем самым делает это своей собственностью”.

Обоснование частной собственности  направлялось как против уравнительных  теорий (коль скоро люди не равны  по трудолюбию, способностям, бережливости – собственность не может быть равной), так и еще более против феодального произвола, посягательств  абсолютной монархии на имущество подданных (произвольные налоги, поборы, конфискации).

В естественном состоянии, рассуждал  Локк, все равны, свободны, имеют  собственность (с появлением денег  она стала неравной); в основном это – состояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой  закон нуждается в гарантиях. Закон природы был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью  охранять этот закон, обуздывая его  нарушителей. То же и естественные права  людей – каждый обладает властью  охранять “свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и имущество”.

Теории этих мыслителей имеют  различные положительные и отрицательные  стороны. Исходя из точки зрения Прудона, ставится проблема социального характера. Она состоит в то, что по его  мнению нужно уничтожить «нетрудовой  доход» собственности, так как это  и есть отрицание принципа взаимности услуг, а так же состоит в охранении  собственности, свободы труда и  торговли. Получается, что нужно  уничтожить основной атрибут собственности, не затрагивая ни собственности, ни свободы.         Несостоятельность его теории подтвердил также опыт Парижской Коммуны, когда  многие ошибки были связаны с влиянием идей Прудона. Тем не менее прудонизм  является арсеналом, из которого и сегодня  черпают идеи реформирования капитализма, мелкобуржуазные теории “капитализма для всех” различные течения  анархизма, социал-реформизма, ревизионизма, а также теоретики неофашистских  концепций.

Теория Локка о естественном состояния в целом антиисторична  и искусственна. Но этого не скажешь  о буржуазной идеологии и политическим мышлением. Классовое неравенство  выступает в этой схеме как  вполне нормальное явление, объясняемое  различной эффективностью личного  труда ввиду неравенства людских  талантов. Только владельцев частной, преимущественно земельной, собственности  считает он подлинно полноправными  и разумными гражданами. «...Человек, который обладает какими-либо владениями или пользуется какой-либо частью территории какого-либо государства, тем самым  дает свое молчаливое согласие и в  такой же степени обязан повиноваться законам этого правительства...»  Локк считал, что всякий честный  труженик, не лентяй и не бродяга, если захочет, может своим трудом добиться преуспеяния, богатства и престижа.

 

Заключение.

В работе была изучена политическая мысль Нового времени. Рассмотрены  вопросы: учение о естественном праве Г.Гроция; обоснование теории общественного договора Т.Гоббсом и Дж.Локком; основания позиций Дж.Локка и Ж.Прудона  о собственности.  Исходя из всего изученного можно сказать, что теории оказали существенное влияние на последующие развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского «юридического мировоззрения». Политические идеи Нового времени нашли отражение и в современном политическом устройстве цивилизованных государств, такой идеей можно считать теорию разделения властей. Основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в политологической литературе называют Дж. Локка и Ш.Монтескье. Хотя Дж. Локк не выделял отдельно судебную власть и разделял власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти. Отсюда следует вывод, что уже тогда зародилась современная модель разделения власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

       1.Краткие  очерки истории политических  учений/ Борисов Л.П.   М.: 1987 –  435 с.

       2. Педагогическая  теория Д. Локка / Шабаева М.Ф.

        3. Политология:   Словарь-справочник. / М.А. Василик,  М.С. Вершинин,                  Л.Д.Козырева. – М.: Гардарики, 2000.

       4.Политология:  Учебник для вузов/  В.Н.Лавриненко, А.С.Гречин, В.Ю.Дорошенко и др. –  М.:ЮНИТИ, 1999.

       5.Российский  общеобразовательный портал: http://museum.edu.ru/

 




Информация о работе Политическую мысль Нового времени (XVII в.)