Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:03, реферат
Политический (государственный) режим - способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
1. Понятие политического режима
2. Черты и особенности политического режима
3. История развития политического режима
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:
* по тому, в чьих руках власть
* по тому, как эта власть используется
Типология
политических режимов
Нравственная природа
Анализ различными школами политологов более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные "промежуточные" политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов.
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Типология политических
* демократический политический режим
* авторитарный политический режим
* тоталитарный
политический режим
Демократический политический режим.
Он основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:
1) Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей.
2) Политическая
власть носит легитимный
3) Для демократического
режима характерно разделение
властей (отделение друг от
друга законодательной,
4) Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.
5)Важной характеристикой
демократического
6) Демократический
политический режим
Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.
Сейчас на
территории распавшегося СССР
происходят сложные процессы
в развитии государства и
Суровая закономерность,
а может быть трагическая
Авторитарный режим (авторитаризм).
Авторитарный режим - это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора выступает индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если эти лицом является королевская семья - в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.
Сохраняются такие режимы с
помощью аппарата принуждения
и насилия армии. В отличии
от демократического режима
Власть, подчинение и порядок
ценятся при авторитарном
Существующие в авторитарных
государствах для ширмы
Представительные
органы на всех уровнях, даже
если и сохраняются,
Авторитарный режим
Авторитарные режимы утверждаются в условиях
кризисных ситуаций или на основе не развитой
политической и социальной структур общества.
Возможность возникновения авторитарного
режима в переходном периоде от тоталитаризма
к демократии заложена в психологической
реакции людей на кризисную ситуацию,
в стремлении к социальной упорядоченности,
надежности, предсказуемости. Они могут
решать прогрессивные задачи, связанные
с выходом страны из кризиса. Так, до второй
мировой войны, во время кризиса в некоторых
странах Западной Европы парламентский
демократический режим оказался неспособным
решать напряженные социальные конфликты.
В этих условиях возникли авторитарные
системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм
был желаемым режимом и после второй мировой
войны под влиянием существовавших острых
экономических и социальных противоречий.
Тоталитарный
режим (тоталитаризм).
Крайняя форма авторитарного режима - тоталитаризм. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.
Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие "тотальное государство" имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.
Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко "второму эшелону индустриального развития" (Италия, Германия, Россия).
Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.
Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе "Тоталитарная диктатура и автократия" первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:
- всеобщая государственная идеология;
- одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;
- монополия
государства на средства
- монополия государства на все средства вооружения;
- особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;
- жестко централизованный контроль над экономикой.
Тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество - государство, народ - политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:
- глобальная
централизация публичной
- господство репрессивных аппаратов;
- упразднение
представительных органов
- монополия
правящей партии и интеграция
ее и всех других общественно-
Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо "возглавляет" блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении - тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией, партийные и государственные структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.
Жесткий централизованный контроль над экономикой - важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления.