Политология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:42, творческая работа

Краткое описание

Как правило, в науке можно выделить следующие составляющие элементы: а) научное сообщество, включающее лиц, занимающихся разработкой, обучением и применением дисциплины; б) тематическую сферу дисциплины, то есть совокупность предметов, которые она изучает; в) одну или несколько теорий, призванных объяснить природу этих предметов и подвергаемых с этой целью строгой проверке; г) методологический инструментарий, при помощи которого добывается и расширяется знание данной дисциплины.

Содержание

Вступление………………………………………………………………….3

О специфике политической науки………………………………………...7

Об актуальности политического знания………………………………….9

О задачах и приоритетах политологии…………………………………..16

Список использованной литературы ……………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

эссе 2,3 страницы.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

Условно политологию  можно разделить на теоретическую  и прикладную. Обе составляющие дополняют  и обогащают друг друга. В настоящее  время актуальной является теория политических технологий (технология выработки и принятия политического решения; технология проведения референдума, избирательной кампании и т. д.). За последние годы возникла новая отрасль политического знания -- политический менеджмент.

 

Основным  направлением политического менеджмента является разработка стратегических целей и тактических установок, механизма воздействия управленческих государственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. Иными словами, политический менеджмент -- это наука и искусство политического управления.

 

Политология, как и любая наука, имеет свою систему научных понятий и  категорий, выражающих наиболее существенные характеристики политической сферы: «политика», «политическая власть», «политическая  система», «политическая жизнь», «политическое поведение», «политическое участие», «политическая культура» и др.

 

Центральной среди всех перечисленных выше категорий  является категория «политическая  власть». Именно эта категория наиболее полно выражает сущность и содержание феномена «политика».

 

2. Методологические  основы и функции политологии

 

 

Для политологии, как и для любой другой науки, очень большое значение имеет  уяснение ее методологических основ  и функций.

 

Под методологическими  основами науки обычно понимают: систему  принципов, методов и способов теоретического познания и практического освоения объекта данной науки; основные закономерности, их специфику, механизм действия и использования; соотношение теоретических, фундаментальных и прикладных аспектов; теоретико-методологический арсенал, формы и методы аргументации.

 

Политические  закономерности. Центральной методологической проблемой политологии являются познание и определение политических закономерностей.

 

Политической  сфере, как и любой другой сфере  общественной жизни, присущи определенные закономерности. Эти закономерности отражают и характеризуют свойственные политической сфере всеобщие, существенные и необходимые формы связей и отношений, реализуемые в функционировании и развитии данной сферы. Политические закономерности, по мере того как они осознаются людьми, фиксируются в виде определенных теоретических принципов и норм политической деятельности, политического поведения.

 

Одна из основных задач политологии состоит  в том, чтобы выявить основные закономерности и тенденции функционирования и развития политики и таким образом познать сущность политики, объяснить ее. На основе знания политических закономерностей политология вырабатывает рациональные принципы и нормы политической деятельности.

 

В целом  можно выделить три группы политических закономерностей в зависимости от сферы их действия.

 

Первая  группа -- это закономерности, выражающие связи, взаимодействия политической сферы  с другими сферами общественной жизни. К ним относятся, например: зависимость структуры, функций политической системы общества от его экономической и социальной структур; активное воздействие политики на экономическую, социальную и духовную жизнь общества.

 

Вторая  группа -- это закономерности, выражающие существенные и устойчивые связи  и отношения во взаимодействии структурных элементов самой политической сферы. К ним относятся, например: влияние политического сознания, политической культуры личности на ее поведение; взаимосвязь форм демократии и типа политической системы общества.

 

Третья  группа -- это закономерности, выражающие существенные и устойчивые связи, тенденции развития отдельных явлений политической жизни общества. К ним относятся: разделение властей в демократическом обществе на законодательную, исполнительную и судебную; утверждение принципа политического плюрализма.

 

Основные  функции политологии. Политология, как любая наука, выполняет определенные функции -- научно-познавательные, методологические и прикладные.

 

ь Гносеологическая, познавательная функция. Ее суть состоит  в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии, присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий.

 

ь Функция  рационализации политической жизни. Ее смысл заключается в изучении объективных закономерностей, тенденций  и противоречий политической системы, проблем, связанных с преобразованием политической действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на политические процессы. Обосновывая необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывая оптимальные модели и политические структуры управления, прогнозируя развитие политических процессов, политология создает теоретическую основу политического строительства, политических реформ.

 

ь Функция  политической социализации. Зная научные основы, человек способен правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов, определить свое отношение к существующим политическим структурам, партиям, выработать определенную линию политического поведения. Таким образом, политология формирует гражданственность, политическую культуру людей.

 

ь Прогностическая  функция. Политология способна дать: а) долговременный прогноз о диапазоне  возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; б) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; в) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или в регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т. д.

 

Разумеется, между этими функциями существует тесная взаимосвязь. Понятно, что свою социальную роль политология может выполнять на основе определенной совокупности знаний. Причем чем выше степень познания, чем конкретнее полученные знания, тем эффективнее эта наука сможет реализовать свои социальные задачи. С другой стороны, состояние, уровень научного знания во многом зависят от практики, которая предъявляя социальные требования к теории, дает ей импульс для дальнейшего развития. Если же политические знания останутся социально невостребованными, то теория может превратиться в схоластику. Кроме того, нужно учитывать, что не везде и не всегда наука о политике в состоянии отразить все богатство и динамику политических отношений и процессов. Требуются не только научные знания, но и искусство политического руководства, политический опыт, интуиция.

 

Основные  методы политологии. При изучении политических явлений и процессов политология  использует различные методы познания, среди которых наиболее широко распространенными  являются следующие.

 

Сравнительный (компаративный) метод. Это наиболее старый метод. Им пользовались еще Аристотель, Платон, Монтескье. Особенность этого метода заключается в сопоставлении двух (или более) политических объектов, имеющих черты подобия. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит это подобие, либо показать, по каким признакам эти политические объекты различаются.

 

Обычно  используют несколько подходов к  отбору объектов для сравнения, при  этом основными являются институциональный  и функциональный.

 

Институциональный подход заключается в выборе аналогичных институтов как объектов для сопоставления, определения их нормативного состояния и, следовательно, различий или сходства. Примером такого подхода является широко используемый в политологии сравнительный анализ института президентской власти и избирательных систем в различных странах.

 

Функциональный  подход скорее приемлем при анализе  политической действительности, когда  необходимо сопоставить два (или  больше) объекта, характеризующихся  существенными внешними различиями, но, несмотря на это, обслуживающих одинаковые интересы и потребности. Такой подход применяют, например, при сравнительном анализе политических систем различных стран, места и роли политических партий в политической системе и т. д.

 

Для того чтобы понять истинную сущность политического мира, необходимо изучать различные формы его проявления в различных странах и регионах, у различных наций и народов, в различных социально-экономических, общественно-исторических ситуациях и т. д. В этом контексте можно сравнивать политические системы во всей целостности, их формы, типы и разновидности, но можно рассматривать и отдельные составляющие системы, такие как государственные институты, законодательные органы, партии и партийные системы, избирательные системы, механизмы политической социализации и т. д.

 

Современные компаративные  политические исследования охватывают десятки, а то и сотни сравниваемых объектов, которые проводят с использованием как качественных подходов, так и  новейших математических и кибернетических  средств сбора и обработки информации. Например, в сравнительном проекте К. Джанды «Политические партии: транснациональный обзор» рассмотрены 158 партий из 53 стран, действовавших в 1950-1970-е гг. В проекте выделены 111 переменных, которые сгруппированы в 12 кластеров, соответствующих основным характеристикам организации и деятельности политических партий, таким как институционализация и государственный статус, социальный состав и база, характер и степень организованности, цели и ориентация и т. д.

 

Социологический метод. Этот метод представляет собой совокупность приемов и способов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. К разновидностям социологического метода относятся опросы, анкетирование, эксперименты, статистический анализ, математическое моделирование. Их преимущество заключается в том, что исследователь имеет дело с материалом, который можно математически формализовать, в котором можно проследить тенденцию и выявить корреляцию. Немаловажно и то, что на основе социологического материала можно делать политические прогнозы.

 

В современной  политологии социологические методы получили большое распространение. На их основе сложилась прикладная политология, ориентированная на практическое применение результатов исследования как специфического интеллектуального товара, заказчиком и получателем которого могут выступать центральные и местные власти, государственные учреждения, политические партии и т. д.

 

Метод экспертных оценок. Этот метод заключается в  составлении специалистами экспертных оценок в той или иной области политической деятельности. Опыт показывает, что метод наиболее эффективен для решения широкого круга не формализуемых проблем политической жизни -- выработки управленческого решения, оценки политической ситуации, прогноза политического развития и т. д. Понятно, что особое значение для метода экспертных оценок имеет подбор экспертной группы.

 

Моделирование политических процессов. Суть этого  метода состоит в исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей. Возможны различные классификации моделей. Например, по назначению выделяют измерительные, описательные, объяснительные, критериальные и предсказательные модели.

 

Политические  процессы можно моделировать не только на основании уже известных, эмпирически проверенных данных, но и на основании гипотез. Моделирование гипотез и проведение вычислительных экспериментов с полученными моделями позволяет, с одной стороны, проверить гипотезы на непротиворечивость, а с другой -- выявить наиболее чувствительные и важные параметры модели, те признаки и связи, изменения которых наиболее существенно влияют на выходные параметры модели.

 

Сегодня в связи с  совершенствованием ЭВМ и программных  средств моделирование макро- и  микрополитических процессов стало одним из перспективных направлений в развитии методологии политической науки, которое, в свою очередь, имеет множество собственных разветвлений. Только системное моделирование политики охватывает и динамические, и стохастические модели политической жизни, активно применяемые для анализа циклически повторяющихся избирательных процессов и кампаний, а также для прогнозирования результатов выборов в парламент.

 

Однако моделирование  в политике как метод исследования применяют в нашей стране еще  редко. Причины здесь разные: слабая математическая и компьютерная подготовка политологов, отсутствие необходимой вычислительной и компьютерной техники, соответствующих программ для ЭВМ, невозможность полного перевода всей гаммы политических процессов и явлений на математический и компьютерный язык и т. д.

 

Бихевиористский метод. Этот метод предполагает исследование политических явлений и процессов  на основе анализа поведения (точнее, политического поведения) отдельных  людей и групп.

 

Применение  бихевиористского метода в политологии обусловлено предположением, что политика как общественное явление имеет прежде всего индивидуальное измерение, а все групповые формы деятельности она стремится вывести именно из анализа поведения индивидуумов, соединенных групповыми связями. Подход такого рода предполагает, что доминирующим мотивом участия в политике является психологическая ориентация. Корни политического бихевиоризма ведут к началу нынешнего столетия, к работам известного немецкого ученого Макса Вебера. Однако резкий скачок в его развитии произошел на Западе после Второй мировой войны в основном благодаря трудам американских политологов. Стали говорить даже о так называемой «бихевиористской» (поведенческой) революции в политологии, связанной прежде всего с применением новых эмпирических и количественных методов, заимствованных из арсеналов психологии, социологии, экономической науки, а также математики, кибернетики, географии и даже медицины. Из психологии и медицины в политическую науку начали вторгаться тесты и лабораторные эксперименты, из социологии -- анкетные опросы, интервью, наблюдения, из математики и статистики -- регрессионный, корреляционный, факторный и другие виды анализа, а также математическое моделирование и методы теории игр. Впоследствии стали активно создаваться информационные базы политических данных и экспериментальные системы «искусственного интеллекта» на основе электронно-вычислительной техники. Бихевиористский подход был призван определить реальные причины и параметры политического поведения на массовом уровне. В политических исследованиях акцент делался не на формально-юридическом анализе государственно-правовых и политических институтов и не на исследовании формальной структуры политической системы общества, а на изучении различных аспектов поведения людей как участников политического процесса.

Информация о работе Политология как наука