Политология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 18:59, реферат

Краткое описание

Политология — единая, интегральная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом;
— общая политическая наука о государстве и демократии (государствоведение);
— система политических знаний о демократическом обществе, становлении политического мировоззрения, политической культуры;
— отрасль научных знаний, изучающая политическую власть, политические отношения и политические системы;
— учение, изучающее политическую систему общества, закономерности политического поведения;
— относительно самостоятельная область гуманитарного знания, весь комплекс знаний о политике, вырабатываемых всеми общественными науками.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

Никколо Макиавелли (1469-1527) порвал со средневековой теологической концепцией власти как некоего божественного института. Общество развивается не по воле Бога, а в силу естественных причин. В основе политического поведения лежит не христианская мораль, а выгода и сила. Ввел в научный оборот понятие государства как организации, которая отделена от общества. Государство — социальная система, политическое состояние общества: отношения господства и подчинения, наличие организованной политической власти, наличие юстиции, учреждение законов. Макиавелли рассматривал государство в движении как изменчивое состояние, зависящее от соотношения противоборствующих сил (народа и аристократии). Они — источник развития государства и смены его форм. Он симпатизировал республиканским идеалам. При этом выдвигал тезис о насилии как средстве реализации "справедливой" государственной цели. Политика   для него — опытная наука, автономная сфера человеческой деятельности. Попытался освободить политику от морали (заидеологизированности), привнесенной религией: политику нельзя руководствоваться только соображениями нравственности, т. к. у политики свои законы, своя логика.

Жан Боден (1530-1596) основал теорию государственного суверенитета: постоянная, независимая, единая и неделимая абсолютная власть, которая не ограничена никакими законами и условиями. Суверенитет означает свободную от подчинения законам власть над подданными. Над ней нет никакой другой власти, кроме ее самой, а ее законы имеют обязательную силу для всех. Эта теория обосновывала абсолютную монархическую власть как единственную силу, способную обуздать гражданские и религиозные распри, покончить с децентрализацией, обеспечить мир и правопорядок.

Томас Гоббс (1588-1679) защищал теорию общественного договора. Он определил основные понятия, характеризующие сущность человека: эгоизм и самосохранение. Отсюда политическая власть вытекает как необходимость обуздания человеческой природы. Верховная власть (отдельного человека или собрания лиц)  никаким договором не связана со своими подданными, которым необходимо полностью отказаться от своих политических прав и перенести их на государство. Абсолютная власть государства с неограниченными полномочиями — гарант мира и реализации естественных законов. Вместе с тем при отказе индивидов от политической свободы государство сохраняло и гарантировало свободу экономическую. Отдавая предпочтение абсолютной монархии, Гоббс являлся противником всякой оппозиции верховной власти и считал необходимым введение цензуры. Он утверждал, что все граждане равны перед законом и могут делать все, что не запрещено.

Джон Локк (1632-1704). Основные идеи:

    1. разделение властей (законодательная принадлежит парламенту, исполнительная — суду и армии, федеративная (отношения с другими государствами)   — королю и кабинету министров);
    2. парламентаризм (Д. Локк — сторонник конституционной монархии);
    3. гражданское общество (права человека имеют верх над любыми государственными правами; гражданин обязан подчиняться государству до тех пор, пока оно не угрожает его основным интересам);
    4. суверенитет народа (первичность и верховенство власти народа над любой другой властью; право передачи власти в другие руки принадлежит народу; право народа на восстание, революцию, но не против государства, а против деспотии);
    5. правовое государство.

Шарль Луи Монтескье  (1689-1755). Основные идеи:

    1. закономерность развития всех явлений, в т. ч. в сфере общественных отношений;
    2. идея народного представительства, ограничивающая власть монарха (гарантией политической свободы индивида могут быть только разделение и взаимная независимость законодательной, исполнительной и судебной властей; при этом: взаимоограничение властей, контроль за действиями друг друга; парламент из двух равноправных палат (аристократической и народной);
    3. всеобщее избирательное право, свобода слова, печати, свобода совести;
    4. нетрадиционная классификация форм политического устройства: республика (на ее стороне его симпатии), монархия, деспотия;
    5. географическая детерминация (государственное устройство зависит от условий жизни народа, под которым он понимал географические условия);
    6. критика абсолютизма, феодализма, церкви и духовенства.

Жан Жак Руссо (1712-1778). При решении проблемы соотнесения личности, общества и государства (либерально-демократическая схема) на первое место он поставил общество, его интересы и потребности. Его радикально-демократическая парадигма "общество — государство-личность" построена на ориентации самостоятельной роли личности в обществе, в котором основой политической жизни являлась неограниченная суверенность воли народа, а закон — выражением общей воли. Поэтому все представительные формы правления неприемлемы. Так как они могут исказить волю народа, принятие законов должно опираться на непосредственное и всеобщее волеизъявление — референдум (плебисцит). Руссо отстаивал буржуазно-демократические права и свободы. Источник противоречий он видел в социальном неравенстве, появившемся в результате развития частной собственности, и альтернативой ему предлагал свободу и безусловное равенство юридических прав. Политические предпочтения Руссо отдавал республике и считал лучшей ту форму правления, при которой должностные лица избираются народом.

Иммануил Кант (1724-1804) заложил основы современной концепции правового государства. Верховенство закона является важнейшим признаком государства, целью и смыслом существования которого становится реализация правовых норм и положений. Закон, возвышающий одну часть общества над другой — противоправен. Центральным институтом публичного права является прерогатива народа участвовать в установлении правопорядка принятием конституции, выражающей его волю, которая в свою очередь выражается через представительство в парламенте. Кант принял идею разделения и субординации властей, но при условии приоритета законодательной перед исполнительной властью. Отсюда — разграничение форм государства на республиканскую (разделение властей) и деспотическую (их слияние). Кант был противником революции как пути перехода к идеальному государству, т. к. нельзя достичь правового состояния противоправными средствами. Добиваться преобразований надо путем постепенной законодательной реформы.

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (1770— 1831) впервые попытался применить диалектический метод к мировой истории как к прогрессивному процессу, развивающемуся через борьбу противоположностей. Всемирную историю Гегель понимал как саморазвитие первичного мирового духа, который, по его концепции, представляет собой человечество (взятое в целом) и распадается на три элемента: общее — сам мировой дух; единичное — отдельный человек (или дух во плоти); особенное — дух отдельного народа, который и является главным субъектом всемирной истории.

Не великие люди делают историю, а сама история создает своих  героев. Развитие общества является не порождением субъективных стремлений правителей, а подчинением объективной закономерности, которую можно познать научно. Такой внутренней закономерностью истории Гегель считал прогресс в осознании свободы.

Политические явления первичны в общественном развитии.

Наилучшей формой правления Гегель считал конституционную монархию, которая представлялась ему более устойчивой, поскольку в отличие от демократии и тирании уравновешивает интересы большинства и меньшинства в обществе. Он не был монархистом, т. к. утверждал, что монарх необходим лишь как символ единства нации, а такую роль может играть и избранный президент.

Гегель был ярым противником  революционных переворотов и противопоставлял им реформы сверху.

Политическая философия Гегеля стала одним из источников марксизма.

К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) создали материалистическую теорию общества, принципиально отличную от всех предшествующих и современных им социологических концепций.

Суть материалистического понимания  истории состоит в признании первенствующей роли материального производства по отношению к остальным сферам и сторонам жизни. В основе развития общества лежит способ производства, который и является главным объектом познания. Производственные отношения формируют социальную структуру, которая предопределяет образ мысли, определенные политические и юридические институты.

На протяжении всей истории развития общества существовали господствующие классы (в первую очередь в экономической сфере). Классовые противоречия всегда присутствуют в обществах, основанных на частной собственности на средства производства; борьба антагонистических классов — движущая сила развития общества.

Государство как часть политической надстройки зависит от способа производства. К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли четыре типа государств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое. В классово-антагонистическом обществе государство — инструмент господства, эксплуатации одного класса другим. Внутри каждого типа государства существует множество «форм государства», которые по современным политологическим понятиям соответствуют типам политических режимов. Независимо от типа и формы государство классового общества внутренне противоречиво. Основным является противоречие между владельцами средств производства и людьми, владеющими лишь своей рабочей силой, что в свою очередь отражает противоречия между уровнем и характером развития производительных сил и производственных отношений.

В капиталистическом обществе государство  — это политическая организация  буржуазии, созданная для обеспечения  и сохранения своего господства над  пролетариатом. И хотя буржуазное государство может принимать, на первый взгляд, демократические формы, в действительности же оно существует только во благо господствующего класса, а буржуазная демократия носит чисто формальный характер. Придя к власти, пролетариат создает общество без антагонизмов, упразднив частную собственность, в результате чего государство становится орудием господства большинства над меньшинством. По мере продвижения общества к коммунизму, бесклассовому обществу, оно становится ненужным и отмирает. Вмешательство государственной власти в общественные отношения также излишне.

Макс Вебер (1864-1920) в центре своей социологии поставил понятие "господство", которое он отличает от власти в общем смысле, т. е. возможности проводить свою волю даже вопреки сопротивлению. Господство, по Веберу, — такое отношение между управляющим и управляемым, при котором первый может навязать свою волю путем приказов. Причем, эта власть признается управляемыми индивидами, т. е. является легитимной (законной, узаконенной).

М. Вебер выделял три типа господства:

    1. традиционное, опирающееся на веру подданных в то, что власть является законной, поскольку существовала всегда, на убеждение в святости издавна принятых традиций;
    2. харизматическое, основанное на личной преданности человеку, по инициативе которого устанавливается данный порядок, на вере либо в его историческое предназначение, либо в его особое отношение с богом;
    3. легальное, т. е. подчинение не личности, а законам. При этом в системе легального господства аппарат власти (бюрократия), по Веберу, наиболее рациональная форма осуществления власти.

В развитии политологии  можно выделить три этапа:

    1. Становление ее как самостоятельной научной дисциплины (с конца XIX в. до начала первой мировой войны).
    2. Расширение масштаба как теоретических, так и эмпирических политологических исследований, усиление их прикладного характера (между двумя мировыми войнами).
    3. Развитие международного сотрудничества в сфере политологии, создание в 1949 г. Международной ассоциации политической науки (МАПН), активное взаимодействие политологии с практической политикой, усиление дифференциации политического знания (после второй мировой войны).

 

III. Политика как социальное явление

 

Сущность политики

Политика — важнейшая сфера  жизнедеятельности общества, государства и каждого гражданина.

Политика — борьба социальных групп (прежде всего классов и наций) и индивидов за удовлетворение преимущественно своих интересов путем навязывания своей воли другим социальным субъектам и обществу в целом.

Политика — особый, целенаправленный вид деятельности людей, связанный с завоеванием, удержанием и осуществлением государственной власти.

Политика — искусство управления государством, участие в делах  государства, направление государства, определение форм, задач и  содержания деятельности государства.

Политика — искусство управления людьми, форма соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых.

Сущностные черты политики: 1) единство общих и частного интересов; 2) связь с государством; 3) массовость; 4) властность; 5) целенаправленность, сознательность; 6) связь с экономической сферой общества.

Структура политики

Элементы политики:

    1. политическое сознание;
    2. нормативные идеи;
    3. институты власти и борьбы за нее;
    4. отношения властвования (господства и подчинения).

 

Некоторые авторы выделяют следующие  элементы политики:

    1. политическая деятельность;
    2. политические отношения;
    3. политическое сознание;
    4. политические организации.

Уровни политики:

    1. макро — государство как целое, власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах;
    2. микро — относится к деятельности отдельных организаций (партий, профсоюзов, корпораций, фирм и т. п.);
    3. мего — к деятельности международных организаций.

Процесс политики отражает сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношения различных социальных групп, организаций и индивидов.

Форма политики— это ее организационная структура, институты (в т. ч. система правовых организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Она реально воплощается в государстве, партиях, движениях и ассоциациях, а также в законах, политических и правовых нормах.

Содержание политики выражается в ее целях и

ценностях, в проблемах, которые ею решаются, в мотивах и механизмах принятия политических решений.

Функции политики:

    • поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и организованности;
    • управление социально-политическими процессами в обществе;
    • разработка целей всего общества, определение приоритетов его развития, организация масс и мобилизация ресурсов на осуществление этих целей;
    • поддержание классового или социального господства;
    • авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;
    • согласование интересов различных социальных групп населения, предотвращение и регулирование групповых конфликтов;
    • политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике, к управлению государственными и общественными делами;                                      
    • обеспечение социальной справедливости и общего блага;
    • разработка норм (законов), их применение и контроль за их соблюдением;
    • выражение политически значимых интересов для всех социальных субъектов и др.

Информация о работе Политология как наука