Политология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 18:59, реферат

Краткое описание

Политология — единая, интегральная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом;
— общая политическая наука о государстве и демократии (государствоведение);
— система политических знаний о демократическом обществе, становлении политического мировоззрения, политической культуры;
— отрасль научных знаний, изучающая политическую власть, политические отношения и политические системы;
— учение, изучающее политическую систему общества, закономерности политического поведения;
— относительно самостоятельная область гуманитарного знания, весь комплекс знаний о политике, вырабатываемых всеми общественными науками.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

 

Виды политики: внешняя, внутренняя, международная.

Направления политики:

    1. экономическая;
    2. социальная;
    3. национальная;
    4. демографическая;
    5. техническая;
    6. аграрная;
    7. молодежная;
    8. культурная;
    9. военная и др.

 

Формы существования  политики:

    • идеальная (теоретическая, мыслительная, политическая деятельность);
    • предметная (политическая практика, организационная и контрольная деятельность, конкретное управление, руководство).

Субъекты и объекты  политики

Существует множество агентов, сторон, между которыми устанавливаются политические отношения.

Субъекты политики —  это социумы, а также созданные ими учреждения, организации, активная практическая деятельность которых направлена на преобразование политической и других сфер жизнедеятельности человека как непосредственного объекта политики.

Объекты политики — явления политической сферы в их разнообразных проявлениях и связях с гражданским обществом, на которые направлена деятельность субъектов политики.                                                       

В обществе субъектом и объектом политики могут быть и являются человек, социальные слои, группы, организации, движения, государства, общество в целом.

Субъект и объект политики — обязательные элементы политических отношений, поэтому они должны рассматриваться в единстве, взаимосвязи и взаимозависимости. В политике нет постоянного закрепления атрибутом субъекта или объекта за определенным неизменным носителем — все участники политических отношений обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта (когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия).

Субъекты политики классифицируются на:

первичные — социально-исторические общности (мировое сообщество, гражданское общество, народы, социальные группы, этнические группы, индивидуумы);

вторичные — политические институты и политические организации (государство, партии, общественно-политические объединения).

Первичные субъекты политики являются социальной базой для создания вторичных.

Научные основы политики:

    1. демократизм;
    2. гуманизм;
    3. плюрализм;
    4. гражданственность;
    5. нравственность;
    6. патриотизм;
    7. приоритет общечеловеческого; сочетание общечеловеческих социально-групповых и личных интересов.

 

Цели, методы и средства в политике

Политика  возникает и осуществляется ради определенных целей.

Цель политики — выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом. Она выполняет в политической деятельности организующую и мотивационную функции. Цели политики внутренне противоречивы и разнообразны.

Средства политики — инструменты, орудия практического осуществления целей, превращения идеальных мотивов в реальные действия. Средства — это конкретные факторы влияния субъектов политики на объекты (пропагандистские кампании, стачки, вооруженные действия, электоральная борьба, т. д.).

Методы политики обычно характеризуют способы воздействия ее средств. К ним относятся прежде всего насильственные и ненасильственные методы, принуждение и убеждение.

Три основных воззрения на соотношение  целей и средств в нравственном аспекте политики:

    1. целедоминирующий подход — нравственный характер политики   определяется ее целью ("цель оправдывает средства");     
    2. средстводоминирующий — приоритетное влияние на нравственную значимость политики   оказывают используемые средства;
    3. компромиссный — как цель, так и средства одинаково важны для придания политике гуманного характера, и они должны быть соизмеримы Друг с другом и с конкретной ситуацией.

Для реализации политических целей  приемлемы далеко не любые средства. От целей, достигнуть которые можно  с помощью явно антигуманных действий, следует отказаться. Наиболее несовместимы с нравственностью насильственные средства.

 

IV. Природа власти

 

Под властью подразумевается способность  ее субъекта (отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства) навязать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями, будь то насильственными или ненасильственными средствами и методами. Власть появилась с возникновением человеческого общества и вместе с ним прошла длинный путь развития. Власть — необходимый элемент общественной организации, без которого невозможны жизнеспособность и функционирование общества, власть призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между ними, обществом и государственно-политическими институтами.                                                                       

Сущность власти

В политологии встречаются следующие подходы к истолкованию власти:

Биологический. Основа власти заключена в природе человека как биологического существа. Феномен власти отмечается у животных и некоторых других биологических образований.

Антропологический. Приверженцы этого направления распространяют властные отношения на все социальные, в т. ч. и доклассовые, образования.

Психологический. Власть рассматривается как индивидуальное поведение. Она как явление психологическое существует в сфере восприятий и переживаний личности.

Бихевиористский. Власть характеризуется как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.

Телеологический. Власть — достижение определенных целей, получение намеченных результатов.

Системный. Трактует власть не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, ее способности обеспечить исполнение принятых обязательств по реализации ее коллективных целей.

Структурно-функционалистский определяет власть как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности, разделении функций управления и исполнения.

Реляционный. Власть — взаимодействие ее субъекта и объекта (отношения между партнерами), при котором с помощью определенных средств контролирует объект.

Философский: 1) власть — категория общественная, волевое отношение между людьми; 2) истоки общественной власти лежат в условиях материальной жизни общества, в системе его экономических отношений; 3) Политическая власть является особой разновидностью, одним из важнейших элементов общественной власти; 4) сущность политической власти в господствующей воле того или иного класса или социальной группы; 5) ядром политической власти является власть государственная.

Таким образом, власть — организованная сила, обеспечивающая способность определенной социальной общности подчинять своей воле подвластных, используя различные методы, в т. ч. и метод принуждения, насилия.

Структура власти. Основными ее компонентами являются субъект, объект (исполнитель), средства (ресурсы)-и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способом взаимоотношения между партнерами.

Средства власти — "все то, что индивид или группа   могут   использовать   для   влияния   на   других"

(Р. Даль). В соответствии с  важнейшими сферами жизнедеятельности общества они делятся на экономические (материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления), социальные (способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации), культурно-информационные (знания и информация, способы их получения и распространения), силовые (оружие и аппарат физического принуждения). При этом люди — универсальное, многофункциональное средство власти, создающее иные средства власти.

Классификация власти:

    • по области функционирования (законодательная, исполнительная, судебная, светская и духовная, семейная, экономическая, политическая...);
    • по субъектам власти (государственная, партийная, церковная);
    • по методам осуществления (господство, насилие, принуждение, убеждение);
    • по объему власти (единоначалие, групповая, коллегиальная) ;
    • по режиму правления (тоталитарная, авторитарная, либерально-демократическая, демократическая).

Политическая власть — политические отношения между большими социальными группами, общностями.

Признаки политической власти:

    1. легальность использования силы в пределах государства;
    2. верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникать в любые общественные процессы;
    3. публичность, т. е. всеобщность и безличность;
    4. моноцентричность (наличие единого центра принятия решений);
    5. многообразие ресурсов;
    6. тенденции к абсолютизации.

Атрибуты политической власти:

    1. экстенсивность — число объектов, широта воздействия;
    2. обширность — число сфер, в которых осуществляется власть;
    3. интенсивность — мера воздействия власти на ее объект.

Формы политической власти:

    1. господство;
    2. руководство;
    3. управление;
    4. координация;
    5. организация;
    6. контроль.

Средства политической власти:

    1. право;
    2. авторитет;
    3. убеждение;
    4. манипуляции;
    5. принуждение;
    6. традиции;
    7. насилие.

Политическая элита  и народ

Понятие "элита" в переводе с  латинского и французского означает "лучшее", "отборное", "избранное". В политологии теория элиты утвердилась во многом как альтернатива марксистскому классовому подходу к анализу общественно-политических процессов. Это понятие характеризует носителей наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств и функций. 

Существуют различные концепции  элиты:

    1. макиавеллистские теории (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс и др.)  понимают элиту как руководящее меньшинство, людей, обладающих особыми психологическими качествами, ориентированными на власть и отличающимися групповой сплоченностью;
    2. в любом обществе есть элиты, политические-функции и господство которых неизменны. Однако теории демократического элитизма (Р. Даль, С. М. Липсет и др.) интерпретируют элиту не только как группу людей, обладающих управленческими способностями, но и как борцов за демократические ценности.

В теориях элиты народ рассматривается главным образом как социально-политическое национальное общество, которое неспособно к самостоятельным действиям. В общественной жизни оно нуждается в "направляющей" и "организующей" силе — элите, способной выражать интересы народа, указывать ему жизненные ориентиры и ценности, вести за собой к их достижению.

Отметим, что феномен элиты в  обществе обусловлен целым рядом  объективных причин:

    1. неравенство индивидуальных способностей и возможностей;
    2. наличие в сложно организованном обществе группы людей, занимающихся специализированной функцией управления;
    3. практическая невозможность прямого контроля населения за политическим руководством;
    4. политическая пассивность широких слоев населения;
    5. большие возможности получения различных привилегий теми, кто осуществляет политико-управленческие функции в обществе.

Не являясь особым классом в  обществе, политическая элита обычно представляет собой часть экономически господствующих (или господствующего) социальных слоев, классов. Она обладает навыками профессиональной политической деятельности и непосредственно осуществляет государственное управление. В результате этого политическая элита играет особую роль в социально-политической жизни общества. Она также приобретает относительную самостоятельность по отношению ко всем остальным социальным группам в обществе.

В философии элита традиционно  понимается как творческое активное меньшинство, способное к формированию общественного сознания, стимулированию, организации и управлению массы населения.

Наиболее широко политическая элита определяется как "составляющая меньшинство общества достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа (или совокупность групп), в большей или меньшей мере обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами и непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее". В более конкретной политологической интерпретации политическая элита —"это группа людей, которые играют определяющую роль в подготовке и реализации политических решений".

Как и сущность элиты, так и ее структура рассматривается в научной литературе по-разному. Наиболее традиционно в структуру политической элиты включают следующие элементы:

    • правящую (те, кто непосредственно обладает государственной властью и чьи решения играют решающую роль в жизнедеятельности общества);
    • оппозиционную (контрэлита, субэлита);
    • административную (бюрократия и управленцы);
    • идеологическую.

По характеру формирования (системе рекрутирования)  элиты делятся:

    1. открытые (антрепренерская система). Этот тип свойственен демократическому обществу, характеризующемуся открытостью, конкурентностью отбора, малым числом институциональных фильтров, индивидуальной активностью, личным профессионализмом и т. д.
    2. закрытые,   бюрократические (система гильдий)  присущи тоталитарному обществу. Его отличают закрытость свободного доступа новых представителей, жесткая служебная иерархия, селективный подбор, многочисленные институциональные фильтры и служебные ступени, личная преданность лидеру и элите, беспрекословная исполнительность и т. п.

Информация о работе Политология как наука