Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:22, контрольная работа
Политология пришла из Западной Европы. Политология, как понятие образуется из двух греческих слов: politia - город, logos - наука, учение. Политология - учение о политике, механизмах изучения власти и управления обществом.
Объект политологии - политическое устройство, политическая власть, ее функционирование. Предметом политологии является изучение законности развития политических процессов.
1. Предмет, методы и функции политологии
2. Политические идеи Древнего мира
3. Политические учения Средневековья
4. Политические учения Нового времени
5. Становление и развитие политической мысли в Украине
6. Классификация современных политических концепций и теорий
7. Политическое прогнозирование
Одной из фундаментальных политических идей нового времени была идея договорного характера государства, которая пришла на смену средневековой теории божественного происхождения государства. В этой идее нашли отражение рационально-критическое отношение к реальности и желание создать новые вдохновляющие идеалы. Экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим обоснованием правомерности такого шага, необходимости создания новых политических институтов и порядков, которые соответствовали бы природе человека, его естественным правам, стала теория «общественного договора».
В
основу теории была положена
идея о том, что независимый
самостоятельный индивид, появление которого
было возможно только благодаря
утверждению частной собственности,
составляет первооснову
социального здания — общества. В
целях реализации своих священных
и неотчуждаемых естественных прав
и свобод совокупность автономных
индивидов заключают общественный
договор. Этот договор означает
переход от естественного состояния
общества, когда человек был частью
природы и открыто проявлял
свои природные страсти, эгоизм, жестокость,
к цивилизованному, т. е. к государственно-
Другая идея Европейского социализма обратилась к проблематике государства, права, власти в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством между людьми, с прежними тираническими формами правления.
Внутри этого движения, выражавшего извечные устремления общественных низов к социальной справедливости, складывались и циркулировали весьма разные взгляды и представления. Эти идеологические образования отличаются друг от друга не только в силу того, что неодинаковы защищаемые ими проекты организации публичной власти будущего. Различен и содержащийся в них принцип, в соответствии с которым должен создаваться и функционировать новый миропорядок. В одних случаях на передний край выдвигается и таким принципом признается рациональность, в иных случаях — свобода, в третьих - равенство и т. д. В таких проектах преломляется весьма различный социально - исторический опыт. То же надо сказать и о методологии проектирования социалистами системы политико-юридических институтов, пригодной - с их точки зрения — для грядущего общества. Немаловажные различия есть в манере, приемах, стиле изложения политико-юридических идеалов, фигурирующих у названных мыслителей.
Существовала и теория естественного права. Гуго Гроций определял естественное право как «предписание здравого разума». Согласно этому предписанию то или иное действие — в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека — признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета). Другое понимание естественного права дал Бенедикт Спиноза. Законы природы он характеризовал как «решения Бога, открытые естественным светом», т.е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это «сила и могущество действия» самой природы.
На таком понимании законов природы строится и трактовка Спинозой естественного права, поскольку человек — это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости.
Наиболее видными писателями того времени были Томас Мор (1478—1535) и Томмазо Кампанелла (1568—1639). Т. Mop - автор по-своему эпохального произведения «Утопия» (1516). Т. Кампанелла создал всемирно известный «Город Солнца» (1602, первая публикация — 1623 г.).
Т. Мор утверждает в «Утопии», что, пока существует частная собственность, нет никаких шансов на выздоровление социального организма. Больше того: «Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел». Выход у человечества один — «совершенное уничтожение частной собственности».
Т. Кампанелла в «Городе Солнца» выделяет три ветви власти, создаваемые применительно к трем основным видам деятельности и «заведующие» каждой из них. Каковы эти виды деятельности? Во-первых, военное дело; во-вторых, наука; в-третьих, воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание граждан. Ветвями (отраслями) власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами.
Венчает управленческую пирамиду верховный правитель — Метафизик, превосходящий всех сограждан ученостью, талантами, опытом, умением. Он - глава как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам.
В целом в ранних социалистических доктринах присутствуют два практически несовместимых начала. Верная оценка интеллектуальных, нравственных и т. п. достоинств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, сплошь и рядом переплетается с установками на авторитарность, аскетизм, с небрежением отдельной человеческой личностью, с равнодушием к созданию соответствующих организационных и правовых условий для ее свободного всестороннего развития. Другая типичная для политико-юридических воззрений социалистов рассматриваемого периода деталь. Справедливо уделяя пристальное внимание вопросам законодательства, которое должно утвердиться в государственно-организованном обществе, базирующемся на общности имущества, на принципах коллективизма, они крайне скупо говорили (если говорили вообще) о правах и свободах индивида, о правовых связях гражданина и государства, о системе надежных гарантий таких прав и свобод и т. д. Это, кстати говоря, очень характерно и для воззрений последующих поколений социалистов.
История развития украинской политической мысли отражает специфику исторического развития нашей страны, своеобразие исторической судьбы украинского народа. Главной проблемой раздумий украинской интеллигенции, начиная с 40-х годов XIX в., было осмысление исторического пути, пройденного украинским народом, и устройство его государственной жизни. Продолжая традицию декабристов, Н. Костомаров, Т. Шевченко, Н. Гулак, О. Навроцкий, другие члены Кирилло-Мефодиевского товарищества обосновывали необходимость возрождения украинской государственности в рамках славянской федерации, построенной на демократических принципах. Ликвидация крепостного права, уничтожение самодержавия (российской версии абсолютизма), установление республиканской формы правления - главные составляющие политической программы украинской демократии XIX века.
Традиции демократизма,
федерализма развивались
На рубеже XIX и XX веков на фоне национального и социального освободительного движения украинская политическая мысль развивалась в разных направлениях. Оппонентом народнической школы был М.Драгоманов, сторонник общественно-культурного прогресса, примата политической сферы общества над экономической. Выступая за широкие политические реформы, он обосновывал необходимость гражданских свобод и децентрализации власти, развивал идею местного самоуправления. Государство, по М. Драгоманову, должно быть «вольным союзом» органов местного самоуправления, которые, объединяясь на конфедеративной основе, воздвигают преграду централизму и обеспечивают свободное развитие личности и народа.
Важным направлением украинской политической мысли было консервативное течение (В. Липинский, С. Томашевский, С. Кубчинский), обосновывавшее политико-правовые основы монархического гетьманского строя в Украине как в прошлом, так и в XX веках. Расценивая Переяславскую Раду 1654 г. как международный союз России и Украины, направленный против общих врагов - Польши и Турции, ученые этой школы украинских политологов считали основным направлением украинской национальной политики создание независимой Украины в форме наследственной монархии.
Проблемы государственного
строительства Украины изучали
сторонники национально-государственного
направления (С. Днестрянский, В. Старосольский,
О. Бочковский, О. Эйхельман). В русле
этого направления
Наследие, украинской политической науки не потеряло своей актуальности и в наше время. Разве не современно звучат сейчас слова В. Липинского: «Никто не построит нам государства, если мы сами его не построим, и никто не сделает из нас нацию, если мы сами нацией не хотим быть».
Процесс становления современной украинской политологии начинается с конца 1980-х годов. Во всех вузах страны созданы кафедры политологических наук, политология прочно завоевала свои позиции как научная и учебная дисциплина. В Украине издаются журналы: «Политическая мысль», «Розбудова держави», «Президент». Заметным событием в научной и общественной жизни стал выход в свет в 1997 г. первого в Украине «Политологического энциклопедического словаря», вместившего более 700 статей, посвященных наиболее употребляемым понятиям в политической жизни. В стране успешно функционирует ряд политологических объединений. Интересные и плодотворные исследования проводят Институт национальных отношений и политологии Национальной академии наук, Институт политики и ряд других научно-исследовательских учреждений.
Современные политические концепции и теории классифицируются следующим образом:
а) концепция глобального или международного порядка;
б) концепция общественного
в) концепция политической
г) концепция важнейших
д) концепция отдельных или частных политических явлений.
2. В зависимости от
политико-идеологической
а) либеральные;
б) консервативные;
в) социал – реформистские;
г) марксистские;
д) анархистские.
3. В зависимости от специфики предмета и объекта исследования:
а) политико – правовые;
б) социологические;
в) психологические;
г) эмпирические.
Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.
Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления.
Основная причина,
побуждающая человека
Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.