Политология как наука: объект, предмет, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 23:12, лекция

Краткое описание

Еще в античной общественной мысли политика наряду с философией, была одной из центральных наук. В «Никомаховой этике» Аристотель именно ей отводит центральное место в своей классификации наук. В иерархии Аристотеля политика является важнейшей, потому что ее функция связана с основной общественной целью – согласованием всеобщего блага с благом отдельных людей посредством управления человеческим общежитием. Но, как это не парадоксально вплоть до второй половины XIX века политология находилась в лоне других наук – социологии, правоведения, истории.

Содержание

Становление политологии как отдельной науки, ее объект и предмет.
Политология в системе социально-гуманитарного знания и ее функции.
Закономерности и методы их исследования в политологии.
Применение политологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Тема 1. Политология как наука: объект, предмет, функции.

 

План.

 

  1. Становление политологии как отдельной науки, ее объект и  предмет.
  2. Политология в системе социально-гуманитарного знания и ее функции.
  3. Закономерности и методы их исследования в политологии.
  4. Применение политологии.

 

1. Становление  политологии как отдельной науки, ее объект и  предмет.

Еще в античной общественной мысли политика наряду с философией, была одной из центральных наук. В «Никомаховой этике» Аристотель именно ей отводит центральное место в своей классификации наук. В иерархии Аристотеля политика является важнейшей, потому что ее функция связана с основной общественной целью – согласованием всеобщего блага с благом отдельных людей посредством управления человеческим общежитием.

Но, как это не парадоксально вплоть до второй половины XIX века политология находилась в лоне других наук – социологии, правоведения, истории.

В Великобритании в к. XIX века при Лондонском университете была основана школа экономики и политических наук. В США в 1880 г. при Колумбийском университет создается школа политической науки. В 1903 г. Была создана Американская ассоциация политических наук, положившая начало созданию подобных ассоциаций в других странах и в международном масштабе. В 1948 г. Под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная  ассоциация политической науки, объединившая в своих рядах большинство национальных ассоциаций. На международном коллоквиуме по вопросам политической науки был принят документ, определивший содержание политической науки:

    1. политическая теория, включая историю политических идей;
    2. политические институты – исследование центральных и местных правительств;
    3. партии, группы, общественное мнение;
    4. международные отношения.

В России даже в пореформенное время, в конце XIX века политические науки признавались правительством «весьма опасными для спокойствия государства». Доктор права, профессор Московского и Петербургского университетов П.Г.Редкин отвечая на вопрос о том, почему изучение политических наук считалось лишним в ВУЗах страны, отмечал:

«Чтобы в благоустройстве нашего государства не было ни малейшего сомнения, когда все, казалось, было в совершенном порядке, когда всякое малейшее участие в государственной деятельности обуславливалось чиновничеством, состоянием на государственной службе».

В настоящее время политология в нашей стране получила официальное признание. С сер.70-х г. Начали читаться отдельные лекции или спецкурсы, касающиеся проблем политологии. С 1989 г. Сформирован экспертный совет ВАКа по политологии.

В центре внимания политической науки находится политический процесс — взаимодействие различных социальных и политических сил. Следовательно объект политологии мы определим как  политические отношения в обществе или политическая сфера жизни общества. (см. схему «Сферы общественной жизни»)

Однако, нельзя забывать, что сфера политических отношений намного шире того, что можно было бы назвать чисто политическим, т. е. вопрос о власти. Сюда включаются как процессы развития и функционирования власти, так и то, что является объектом политического воздействия — экономические, социальные и духовные интересы. Иными словами, сфера политических отношений — это совокупность всех объектов политической деятельности. Поэтому политические отношения являются объектом изучения не только политологии, но и философии, социологии, права, истории и других наук. Но каждая из этих наук имеет свой предмет в изучении данного объекта.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе, политические явления и процессы, а также политическое сознание и поведение людей.

Таким образом, политология – это наука о государственно-организованном обществе как развивающейся системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.

 

2. Политология  в системе социально-гуманитарного  знания и ее функции.

 

Политика является объектом исследования многих гуманитарных и общественных дисциплин. Правомерно возникает вопрос: в чем же специфика политологии по сравнению с другими многочисленными научными дисциплинами, изучающими политику? Для ответа на этот на вопрос следует заметить, что политика как объект научного анализа, помимо рамок собственно политического знания, изучается в границах по крайней мере еще восьми типов или циклов обществоведческого знания: философского, социологического, психологического, антропологического, юридического, исторического, культурологического и, наконец, политэкономического.

Посмотрим, как расположились эти дисциплины на таком необъятном ландшафте, какой представляет собой политическая жизнь. Философия изучает политику как феномен мирового развития и компонент человеческой цивилизации. Социологию интересует воздействие социальной среды на политическую сферу, к примеру вопросы взаимодействия подсистем собственности и духовной культуры со сферой властных отношений. Юриспруденция исследует «стыковую» область правовых и государственных норм и институтов. Историю занимают вопросы хронологического сбора и описания эмпирических фактов о развитии политических институтов и идей. Политэкономия исследует производственные отношения и экономические механизмы как материальную основу политической деятельности людей. Психология обращается к тонкой материи психологических механизмов и стереотипов политического поведения людей, тогда как антропология (или этнография) и культурология интересуются соответственно генезисом властных отношений и политическими традициями, ценностями, нормами.

 Таким образом, в рамках обществознания на сегодняшний день существует около десятка базовых социальных и гуманитарных наук, изучающих под разными углами зрения политические объекты и феномены. Однако, дробление политических исследований на отдельные отрасли, отсутствие обобщающей науки не позволяют в полной мере отразить единство политики, ее системные качества.

Поэтому политология представляет собой общую интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях.

Существует целый блок политических наук, каждая из которых имеет свой собственный предмет.

Политическая история изучает развитие политических теорий в их хронологической последовательности и связи друг с другом.

Политическая философия изучает ценностные аспекты властных отношений.

Политическая психология изучает механизмы политического поведения, влияния на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека.

Политическая социология изучает влияние гражданского общества на распределение власти.

Политическая география изучает взаимосвязь политических процессов с природными, территориальными и географическими факторами.

Политическая антропология изучает зависимость политики от основополагающих потребностей человека в пище, одежде, жилье, безопасности.

Политическая астрология изучает влияние космоса и расположения звездных светил на политические события и поведение.

Политология как наука выполняет ряд связанных между собой функций, в которых конкретизируется ее роль и значение в жизни общества.

— теоретико-познавательная, благодаря которой вскрывает объективные тенденции социально-политического и экономического развития, трудности, противоречия в жизни общества, дает оценки политическим ситуациям;

— методологическая, с ее помощью раскрываются общие закономерности политики, различных политических систем, политических отношений, создается база для развития более частных политических теорий и для других общественных наук (государства и права, политической социологии и др.);

— аналитическая, позволяющую давать анализ, оценку результатов деятельности государства, партий и других элементов политической организации общества;

— регулятивная, которая помогает обеспечивать  воздействие людей и организаций на политический процесс, их участие в политических событиях;

— прогностическая, с ее помощью осуществляются предвидение политических процессов, своевременная корректировка политики;

— мировоззренческая, позволяющую правильно оценивать соотношение общечеловеческих и общественных интересов и определять свое место в политической жизни общества.

Как видим, политология занимает весьма важное место как в теоретическом осмыслении, так и в практическом функционировании общества.

3. Закономерности и методы их исследования в политологии.

 

Политическая наука имеет свою систему закономерностей, характеризующих тенденцию развития и использования политической власти.

В зависимости от степени проявления их можно разделить на три группы.

Первая группа — политико-экономические закономерности, отражающие соотношение между экономическим базисом и политической властью общества. "Политическая власть является лишь порождением экономической власти". Эта мысль является верной и для анализа современных обществ, она широко используется западными политологами. Анализ кризисной обстановки в нашей стране показывает, что экономические интересы являются социальной причиной политических действий (либерализация цен, приватизация). Вместе с тем, политическая власть обладает известной самостоятельностью, открывающей возможности для политического влияния на экономические процессы. Но самостоятельность политической власти нельзя абсолютизировать. Попытки с помощью административного принуждения "обойти" экономические законы уводят от поставленной цели, негативно сказываются на жизнедеятельности граждан.

Вторая группа закономерностей — политико-социальные. Они характеризуют развитие политической власти как особой системы, со своей логикой и структурой. Основной закономерностью системы политической власти является управление стабильностью. Эта закономерность в разных системах политической власти реализуется по-разному. Например, авторитарная система для управления стабильностью требует максимальной концентрации власти насилия. Демократическая система предполагает разделение власти (судебная, исполнительная, законодательная), опору на принципы заинтересованности и согласия.

Третья группа — политико-психологические закономерности. Они отражают взаимоотношения между личностью и властью. Наиболее важной закономерностью этой группы является достижение и удержание власти политическим лидером, что является главной ценностью его свершений.

Как и любая другая наука, политология имеет свою систему категорий — ступенек познания. Центральными категориями являются власть, политика, влияние, авторитет, демократия, свобода, политическая система, политический лидер, конфликт, консенсус. Польский политолог А. Боднар важное значение придает такой категории, как "политические ценности", считая, что для современных обществ характерны три основных вида ценностей: национальная безопасность и независимость; экономическое благосостояние и развитие; свобода и конституционный порядок. Важными в политологии являются такие категории, как политический процесс, политические нормы, политическая культура, политический режим, политический экстремизм, политические партии, общественные движения.

При изучении политических явлений и процессов политическая наука использует различные методы исследования. Ввиду огромных масштабов социальной практики, входящей в сферу интересов науки о политике, последняя использует практически все методы социальных наук, причем отдать приоритет какой-либо одной группе методов довольно сложно: правовые, социологические, исторические, математические, общелогические (анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия и моделирование). Среди теоретических методов можно выделить следующие: мыслительный эксперимент, математическая формализация, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод исторического описания.

Но есть и такие методы, использование которых в совокупности превращает науку о политике в самостоятельную научную дисциплину.

1. Системный метод, которому политологи придают особую познавательную ценность. Системный анализ политических явлений и процессов в зависимости от степени общности предмета исследований может касаться политических систем как целостностей (например, капиталистическая система, политическая система США и др.); подсистем как части глобальных систем (например, партийная система, система местного самоуправления и т. д.); элементов политической системы (политическая партия, гражданин и т. д.), а также при анализе таких проблем, как политические интересы, политические решения, акты выбора и исполнения политического решения.

2. Бихевиористический метод, как определенный способ анализа политических явлений через анализ поведения индивидов и групп при исполнении ими определенных политических ролей.

3. Количественнй метод, исходящий из того, что политические явления могут и должны подвергаться измерению, что позитивно сказывается на степени научной обоснованности предпринимаемых действий. Наиболее популярны следующие три метода количественного характера: статистические методы политической активности; анкетные исследования и опросы и лабораторные эксперименты (особенно в сфере международной политики). Преимущество этих методов заключается в том, что исследователь имеет дело с материалом, который можно математически формализовать, выявить тенденции развития, сделать политические прогнозы, смоделировать политические ситуации.

4. Сравнительный метод, ему присущи следующие принципы подбора объектов сравнения: а) институциональный ("материал" сравнения — политические институты, цель — определение их нормативного состояния и связанных с ним подобий и различий); б) функциональный, связанный с практикой политической деятельности, когда для сравнения берут два или более объекта с существенными различиями (школа, клуб), но в гражданской жизни удовлетворяющими одни и те же потребности и интересы.

Информация о работе Политология как наука: объект, предмет, функции