Прогностическая функция. На основе познания закономерностей
развития политических явлений и процессов
политология способна выдвигать гипотезы,
теории, истинность которых затем будет
проверяться практикой.
Научное
прогнозирование имеет большое значение
для предвидения в политической сфере,
оно позволяет заглянуть в будущее политических
явлений. Научные прогнозы будят мысль,
придают уверенность в действиях и тогда,
когда не полностью осуществляются.
Познавательная – т.е. познание политических
явлений и отражение политической реальности.
Аксеологическая
(оценочная) – т.е. оценка политических
явлений, институтов, поведения и событий.
Политическая социализация – т.е. формирование гражданственности,
демократической политической культуры
населения.
Функции политологии тесно
связаны между собой, они дополняют друг
друга. Лишь взятые в единстве, в системе,
они дают полное представление о назначении
и социальной роли политологии.
Для раскрытия закономерностей
и перспектив политических процессов
необходимы теоретические знания, исследования,
поставляющие богатый фактический материал.
Политология способна дать долговременный
прогноз о возможностях политического
развития той или иной страны на данном
историческом этапе, и краткосрочный прогноз
крупных политических действий. Но наиболее
часто политологи дают кратковременные
прогнозы о развитии политической ситуации
в стране или в регионе, перспективах и
возможностях тех или иных политических
лидеров, партий.
Для обобщенной характеристики
специфических подходов к анализу и объяснению
политики нередко используется понятие
парадигмы. Парадигма – это специфическая
логическая, мыслительная модель, определяющая
способы восприятия и интерпретации действительности.
К общим парадигмам в истории политической
мысли можно отнести теологическую (религиозную),
натуралистическую, социальную, рационально-критическую.
Понятие парадигм отражает связь политической
мысли с типами мировоззрения, с общими
философскими картинами мира, господствовавшими
в те или иные исторические эпохи.
Итак, центральными категориями
политологии являются такие категории,
как политика, политическая власть, человек,
государство, государственная власть,
политическая система общества, политическая
культура, политическая деятельность
и т.д.
На основе политологических
исследований выделяются политически
значимые общественные проблемы, обеспечивается
необходимая информация, формируется
социальная, национальная и оборонная
политика правительства, разрешаются
и предотвращаются социальные конфликты.
4) роль политологии
в современном обществе
Прежде,
чем начать рассматривать роль и место
политологии в современном общественном
развитии, хотелось бы привести описание
тезиса М. Фуко: «Власть — везде». Д. Джонсоном.
Джонсон поясняет этот тезис следующей
фразой: «Мне кажется, — говорит он [М.
Фуко], – что власть (имеется в виду политическая
власть) всегда уже здесь, что человек
никогда не может находиться «вне ее»,
что для того, кто захочет порвать с ней,
нет границы, за которую он может выпрыгнуть».
Таким
образом, смысл этой фразы сводится к утверждению,
что политика, политическая власть способна
творить реальность общественной жизни.
Следовательно, политология, выступающая
как своего рода интегральная дисциплина,
изучающая политику во всех её проявлениях,
имеет многомерный характер и проникает
во все сферы человеческой жизни.
Предназначением
политической сферы общества в отличие
от экономической, социальной и духовной,
а также всех других является организация
и осуществление государственного управления
обществом в целом (от общегосударственного
уровня до самых мелких структур в государственном
управленческом комплексе). Без политической
системы жизнь общества уподобилась бы
броуновскому движению, и оно просто не
способно было бы существовать.
В современном
толковании предметом исследования политологии
является мир политического в его тотальности
и многообразии, все то, что охватывается
понятием «политическое».
Всю совокупность проблем, которыми занимаются
политологи, можно подразделить на три
блока.
Во-первых, это
социально-философские и идейно-теоретические
основания политики, системообразующие
признаки и характеристики подсистемы
политического, политические парадигмы,
соответствующие тому или иному конкретному
историческому периоду.
Во-вторых, политические
системы и политическая культура, отличия
и сходства между различными политическими
системами, их преимущества и недостатки,
политические режимы, условия их изменения
и смены.
В-третьих, политические
институты, политический процесс, политическое
поведение.
Причем
нельзя говорить об иерархической соподчиненности
этих трех блоков, о большей или меньшей
значимости того или иного из них.
С целью
раскрытия роли политологии в общественном
развитии, можно построить своеобразную
трехуровневую модель социальных общностей,
взаимодействующих с политикой.
Первый уровень – формационный, его
составляют классовые общности. Второй – цивилизационный
– уровень составляют профессиональные
общности, интеллигенция и различные корпорации,
представляющие специфические социально-исторические
формы бытия общностей, возникающих на
основе различных проявлений общественного
разделения труда. Наконец, третий, социокультурный,
уровень образуют те общности, которые
основаны на глубинных культурных пластах
социальности: этнические, религиозные,
демографические общности.
Каждый
из уровней характеризуется специфической
глубиной и устойчивостью политизации,
которые задаются природой механизмов
социальной интеграции, проявляющихся
на каждом уровне.
В этом
случае социальное пространство оказывается
иерархически организованным, причем
каждый из уровней в зависимости от «глубины»
залегания отличается большей или меньшей
инерционностью.
Особенности
взаимодействия каждого из этих уровней
с политикой в значительной мере определяются
природой общности, то есть характером
социальных различий, лежащих в основе
ее самоопределения.
При
этом различия отражаются не только и
не столько в условиях жизнедеятельности
общности, но и в формах социальной деятельности
общности и ее сознании.
Неизбежные
ситуации «наложения» политических и
неполитических проблем и противоречий
общностей различных типов друг на друга
создают дополнительную сложность в возможном
несоответствии этих трех элементов друг
другу.
Внутренние
механизмы саморегуляции при таком наложении
могут замещаться внешним политическим
регулированием.
В ситуациях
«избыточной» и «недостаточной» политизации
ослабление внутренних механизмов саморегуляции
формационных общностей позволяет приобрести
политическую окраску более глубоким
механизмам социальности: социокультурным
и цивилизационным. А в случае естественного
или принудительного (политического) ослабления
внутриобщностного саморегулирования
индивиды меняют свои социальные роли,
стиль жизни и связанные с ним индивидуальные
жизненные стратегии, что сказывается
на их политическом сознании и поведении.
В российской
социальной теории в настоящее время происходит
нечто подобное с представлениями о социальных
общностях и группах. Эти проблемы в условиях
Российской Федерации возникают, прежде
всего, в контексте очередной попытки
осуществить модернизацию общества: маргинальность,
размытость границ классов, слоев и групп,
«превращенные» формы социальной и политической
активности вызваны, в первую очередь,
осуществляемыми реформами, а лишь затем
постиндустриальными инновациями.
В качестве
вывода отметим, что политическая сфера
обладает относительной самостоятельностью,
так как логика политических деяний и
идей не является простым слепком с социально-экономических
отношений.
Следовательно,
при условии адекватного отражения политикой
отражает потребностей общественного
развития, политология становится силой,
содействующей эффективной реализации
тех возможностей, которые заложены в
системе общества.
5)Заключение
На исходе ХХ века еще четче стало видно
влияние политики, политических институтов
и процессов на судьбы отдельных людей
и целых народов. В эпицентре мировых политических
событий оказалась Россия. В настоящее
время нет, пожалуй, другой такой страны,
где так ярко и одновременно проявились
бы парадоксы и перспективы общественно-политической
жизни: политизированность широких слоев
населения, средств массовой информации
и политическая пассивность этого же населения,
отказ участвовать в выборах органов власти;
возникновение массы новых институтов
и форм политического участия и отсутствие
опыта и знаний демократического участия
в управлении делами государства; раскрытие
мощного научного политологического потенциала
и игнорирование его политических структур.
Изучение политики
уже само по себе представляет собой политический
акт, и человек, занимающийся им, должен
способствовать исправлению всех форм
несправедливости. Политология включает
как статистику, так и динамику, воплощающиеся,
соответственно, в политическом порядке
и политическом процессе. Политология
должна в одинаковой степени охватывать
как существующий аполитический порядок,
где доминируют постоянные, неизменные
величины, так и политический процесс,
где доминируют переменные величины. Политический
порядок включает структурные и системные
элементы. Здесь важно исследовать проблемы
политического господства и правления,
господства и сотрудничества, формирования
власти и политического неравенства; механизмы
правления в рамках различных государств.
Как
и всякая другая наука, политология появилась
вследствие определенных общественных
потребностей и потому ее развитие, разработка
той или иной проблематики направлено
на их удовлетворение.
Она
развивалась и развивается в тесной взаимосвязи
с такими общественными науками, как история,
философия, социология, правоведение,
экономические науки и др.
Интегральный
характер политологии позволяет понять
сложные процессы современного общественного
развития, и, прежде всего, основополагающие
явления политической жизни общества,
функционирование его политических институтов.
Народ и его воля –
единственный и абсолютный источник власти,
служащий стержнем политики, центром притяжения
политических сил. Именно вокруг власти
разворачиваются важнейшие политические
события, противоборство различных политических
партий и движений. Но и сегодня главным
носителем и проводником власти выступает
государство, деятельность которого составляет
основное содержание его внутренней и
внешней политики.
Список используемой
литературы:
1. «Политология», Смирнов
Владимир, Акмалова Альфие, изд. Академический
проект, 2008 год.
2. « Система государственного
управления», Скамницкий А.А., изд. Гардарики,
2006 год.
3. «Политология в контексте
переходной эпохи в России», Пляйс
А.А., изд. Росспен, 2010 год.
4. «Политология: мир современной
политики», Божанов В.А. , изд. Дикта, 2008
год.
5. «Политология», Грязнова А.
Г., Эскиндаров М.А., Полунина Г.В., изд. Инфа-М,
2010 год.