Понятие избирательного права. Выборы: понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 15:01, контрольная работа

Краткое описание

В Российском государстве на федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального Собрания - Государственная Дума и глава государства - Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важно значение выборов на всех уровнях.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Понятие избирательного права……………………………………………5
3. Выборы: понятие, виды……………………………………………………9
4. Заключение………………………………………………………………...13
5. Список литературы………………………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по праву.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

Такие отношения не являются предметом избирательно-правового регулирования, так как они не направлены непосредственно на реализацию избирательных прав граждан, на формирование выборных органов, а играют в сфере выборов сугубо обеспечительные или охранительные функции.

 

Таким образом, избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

Важнейшим свойством и своеобразием избирательного права является его материально-процессуальная природа. Избирательное право состоит из двух крупных регулятивных блоков: материально-правовое регулирование субъективного избирательного права граждан, принципов (основных начал) избирательного права, а также процессуально-правовое регулирование реализации избирательного права и порядка формирования этих органов.

 

Основное содержание избирательного права составляют процессуальные нормы, назначение которых состоит в регламентации процедуры реализации материально-правовых норм, закрепляющих субъективное избирательное право. Наличие процессуальных норм в избирательном праве, их многообразие и детализированность обусловлены спецификой предмета избирательного права, спецификой субъективного избирательного права, которое может быть реализовано только в рамках сложной правовой процедуры.

 

 

 

 

 

  1. Выборы: понятие, виды

 

 

Под выборами следует понимать установленную законом государственно-правовую процедуру, во время которой граждане голосуют за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный (представительный)  орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо- президент, мэр города, судья и т.д. Выборы являются полноценными и реальными лишь при условии, что в конкурентной борьбе участвуют 2 и более кандидатов или несколько партий.

 

Выборы являются одним из важнейших событий в жизни государства: голосуя за определённого кандидата, люди голосуют за свои надежды. Органы власти посредством выборов получают легитимацию.

 

Выборы определяют расклад политических сил, отражают влияние той или иной партии или кандидата, избирательного блока, политической группы. Результаты выборов, если они проводятся по правилам, в честной борьбе, отражают настроение избирателей, тенденцию развития страны.

 

Рассматривая институт выборов в РФ, можно классифицировать:                           

 

1)в зависимости от территории  их проведения-

 

-общенациональные (проводятся в  масштабах одной страны);

 

-региональные (проводятся на уровне  субъектов РФ);

 

-местные (локальные; охватывают административно-территориальную единицу или город);                                                                                                         

 

2)в зависимости от того, кого  выбирают, выборы делятся-

 

-президентские (президент РФ);

 

-выборы в Государственную Думу  РФ;

 

-выборы в региональные и местные  законодательные (представительные) органы  власти;                                                                                                              

 

3) по волеизъявлению граждан (избирателей) в РФ выборы являются  прямыми.

 

Прямые выборы - это непосредственно избрание конкретного человека на определённый пост.

 

4)  по очередности в  РФ  выборы бывают очередные и  внеочередные;

 

Очередные выборы - проводятся после истечения определённого срока полномочий данного органа, то есть срока, установленного в законе (срок полномочий президента РФ-4 года, губернаторы Свердловской области- 4 года: Конституция РФ и Избирательный кодекс Свердловской области соответственно) или должностного лица.

 

Внеочередные выборы - проводятся до истечения срока полномочия представительного органа или должностного лица. Это связано с вакансией должности, ввиду смерти должностного лица, уходом в отставку либо отрешением от должности в результате процедуры импичмента. Что касается коллегиального органа - возможно, потому что в законодательстве о выборах закреплена процедура досрочного роспуска представительного органа. В таком случае назначаются досрочные выборы.

 

Институт избирательного права пользуется статьёй 2  ФЗ от 06.12.94 № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан в РФ», которая закрепляет термины:

 

Выборы в Российской Федерации - выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборы в выборные органы местного самоуправления; действия граждан Российской Федерации, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

 

Избирательные права граждан - конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

 

 

 

 

Гарантии избирательных прав граждан - правовые, организационные, информационные и иные средства обеспечения реализации избирательных прав граждан Российской Федерации.

 

Активное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.

 

Пассивное избирательное право граждан - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

 

Избиратель- гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

 

Избирательные комиссии - комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в выборные органы местного самоуправления.

 

Кандидат - кандидат на должность Президента Российской Федерации, кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат в депутаты органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидат на должность главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации или в выборный орган местного самоуправления, избираемые гражданами Российской Федерации.

 

Избирательное объединение - общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее, чем за шесть месяцев до объявления дня выборов;

 

Избирательный блок - добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения;

 

Список кандидатов - единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением (избирательным блоком) по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти или выборный орган местного самоуправления;

 

Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Избирательное право является важной подотраслью конституционного права. Оно содержит нормы, которые регулируют порядок осуществления конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, тем самым, устанавливая порядок проведения выборов в указанные сроки.

 

Мировой опыт проведения выборов указывает на существование и применение следующих избирательных систем: мажоритарной системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства; системы пропорционального представительства политических партий. Кроме того, применяются смешанные избирательные системы. Все применяемые системы имеют свои достоинства и недостатки; имеют особенности применения на национальных выборах и чаще всего вызывают неоднозначное отношение специалистов и многочисленные общественные дискуссии.

 

В отечественной юридической и политологической литературе высказывалось мнение, что мажоритарная и пропорциональная избирательные системы гармонично дополняют одна другую; недостатки одной системы нейтрализуются достоинствами другой, а вместе они способствуют наиболее эффективному и полному учету интересов всех избирателей, что придает смешанному варианту (мажоритарно-пропорциональной системе) некоторые преимущества.

 

Определенная законодателями избирательная система влияет не только на персональный и партийный составы представительного органа, но и на все стадии избирательного процесса, начиная с выдвижения кандидатов и их списков, их представления и регистрации и заканчивая определением результатов голосования. Кроме того, другие важные элементы политической жизни страны находятся под весьма сильным воздействием избирательной системы, в частности, развитие многопартийности, отражение реального спектра политических сил, работоспособность и стабильность законодательной и исполнительной власти и т.д.

 

В 2003 году на выборах региональных парламентов в Российской Федерации осуществлен переход от преимущественно мажоритарной (лишь в ограниченном числе регионов применялись смешанная или пропорциональная системы) к смешанной избирательной системе, а в настоящее время в некоторых регионах – уже и к исключительно пропорциональной системе.

 

На федеральных парламентских выборах в 2007 г. также осуществлен переход от преобладавший в четырех избирательных циклах 1993-2003 годов смешанной (мажоритарной и пропорциональной) избирательной системы к исключительно пропорциональной системе, т.е. к выборам по партийным спискам, выдвинутым политическими партиями.

 

12.10.2008 г., в единый день голосования, выборы депутатов региональных  парламентов в четырех субъектах  Российской Федерации (Забайкальском  крае, Иркутской, Кемеровской и Сахалинской  областях) прошли по смешанной  избирательной системе.

 

В четырех регионах используются закрытые партийные списки без разделения на региональные группы кандидатов и лишь в Забайкальском крае – закрытые списки с разделением на региональные группы. Во всех регионах к распределению депутатских мандатов допускаются не менее двух списков кандидатов, исключение – Иркутская область с допустимым минимумом в три списка кандидатов.

 

В трех субъектах Российской Федерации (Чеченской Республике, Иркутской и Кемеровской областях) так называемый заградительный барьер составляет 7%; в Сахалинской области – 6%, а в Забайкальском крае – 5%.

 

Заградительный барьер - это минимальный процент голосов избирателей, который необходимо преодолеть спискам кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, для того, чтобы принять участие в распределении депутатских мандатов в органе законодательной власти. Барьер вводится для того, чтобы избежать излишнего дробления состава избранного законодательного органа (так называемая лоскутность парламента), которое может негативно сказаться на его работе.

 

В выборах имеют право принимать участие избирательные объединения, выдвинувшие и зарегистрировавшие список кандидатов, и кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями или путем самовыдвижения, и зарегистрированные в установленном порядке.

 

Остановимся еще на одном базовом понятии - избирательных правах граждан. Именно на их реализацию направлено все законодательство о выборах и вся деятельность участников избирательного процесса – избирателей, партий, кандидатов, избирательных комиссий.

 

Избирательные права граждан Российской Федерации могут быть классифицированы на активное избирательное право и пассивное избирательное право.

Информация о работе Понятие избирательного права. Выборы: понятие, виды