Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:14, реферат
Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………
1. Понятие источников права
2. Виды источников права
2.1 Правовой обычай
2.2 Судебный прецедент
2.3 Нормативно-правовой акт
2.3.1 Законы и подзаконные акты
2.4 Нормативный договор
2.5 Иные источники права (религиозные памятники, юридическая доктрина, общие принципы права)
3. Источники права в России
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие источников права
2. Виды источников права
2.1 Правовой обычай
2.2 Судебный прецедент
2.3 Нормативно-правовой акт
2.3.1 Законы и подзаконные акты
2.4 Нормативный договор
2.5 Иные источники права (религиозные памятники, юридическая доктрина, общие принципы права)
3. Источники права в России
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Происходящие в современном
мире всеохватывающие
Проблема создания цельной
и непротиворечивой теории права
не нова и является значимой на протяжении
уже многих столетий: представления
о праве зависят от множества
факторов, обусловленных средой бытия
общества на каждом витке его эволюции.
Методологически в целях
Ключевая категория
1.
Понятие источников
права
Понятие «источник права»
существует много веков. Столетиями
его толкуют и применяют
Наряду с этим источником
права следует также признать
форму выражения
2.
Виды источников
права
Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, правовой обычай и нормативный договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую доктрину, принципы права, а также религиозные догмы.
2.1 Правовой обычай
Исторически наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.
Правовой обычай - это сложившееся в результате многократного, длительного применения, общепризнанное (в том числе государством) и повсеместно используемое в какой-либо сфере социальных взаимодействий правило, официально не зафиксированное в каком-либо нормативно-правовом акте.
Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев -- отсылка к ним в тексте законов.
Наиболее широко правовые
обычаи применяются в банковской
практике, коммерческом обороте, сфере
страхования, международной торговле.
Правовой обычай закрепляет давно сложившиеся
общественные отношения, вошедшие в
привычку Государственное
В российской правовой системе роль правового обычая как источника права незначительна. Ссылки на применение международного обычая имеются в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. Однако правоведы предполагают, что с развитием рыночной экономики и частного права значение обычая для российского права должно возрасти, о чем свидетельствует, например, введение в Гражданский кодекс РФ ст. 5 «Обычаи делового оборота».
Обычное право господствовало на ранних этапах развития правовых систем. Однако оно используется и в современных правовых системах США, Англии, ФРГ, в мусульманском праве. Велико значение обычая в развивающихся странах Азии, Африки и Океании. Источником международного права обычай признан Конвенцией ООН о международной купле-продаже товаров 1980 г.
2.2 Судебный прецедент
Важнейшее место среди источников права ряда стран занимает судебный прецедент. Его наличие свидетельствует о том, что правотворческой деятельностью в таких странах занимаются не только законодательные, но и судебные органы. Под судебным прецедентом понимается решение по конкретному делу, являющееся обязательным для той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел.
Прецедент как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме в качестве прецедентов выступали устные заявления (эдикты) или решения по конкретным делам преторов и других магистратов. Первоначально они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел лишь для самих магистратов, их принявших, и лишь в течение определенного срока, однако постепенно наиболее удачные эдикты приобрели устойчивый характер и постепенно сложились в систему общеобязательных норм под названием преторского права.
Как источник права прецедент широко использовался в средние века. После захвата Англии в 1066 году Вильгельмом I Завоевателем на смену разрозненным местным актам приходит общее для всей страны право. В этот период создаются королевские разъездные суды, которые решают дела с выездом на места и от имени Короны. Вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел. Так стала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название "common law" (общее право).
В настоящее время судебный прецедент является одним из основных источников права в правовых системах Канады, США, Великобритании и многих других стран. Сегодня почти треть мира живет по принципам, сформулированным в английском праве. Судебный прецедент имеет большое значение в создании единого Европейского права, в формировании которого значительную роль играет Люксембургский Суд Европейского Сообщества.
В разных странах даже одной правовой системы су прецедент применяется по-разному. В Англии существует строгое правило прецедента, которое обозначается термином stare decisis. В США правило прецедента не такое жесткое в силу особенностей федеративного устройства этой страны.
В российской правовой системе судебный прецедент официально источником права не признан. Хотя, как отмечается в литературе, тенденция к такому признанию имеется. Несмотря на безусловный приоритет нормативно-правового акта как источника права, прецедентное право также имеет место. Например, решения Конституционного Суда РФ содержат целый ряд правил-прецедентов.
Приведем известный прецедент из практики Верховного Суда РФ Высшего Арбитражного Суда РФ. В их совместном постановлении № 13/14 от 8 октября 1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами» указано: «нельзя признать правомерным взыскание одновременно процентов за пользование чужими денежными средствами и пеней за просрочку платежа. Исходя из смысла Гражданского кодекса РФ, за одно и то же правонарушение не могут применяться две меры ответственности».
Судебные прецеденты публикуются для всеобщего сведения в официальных изданиях высших судебных органов - в «Вестнике Конституционного Суда РФ», «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ», «Бюллетене Верховного Суда РФ».
По отношению к закону прецедент находится в "подчиненном" положении. Это проявляется, в частности, в том, что законом может быть отменено действие судебного решения, и в том, что любой законодательный акт, принятый уполномоченным на то органом и в соответствии с установленной процедурой, должен в обязательном порядке признаваться и применяться судами. Сам суд, создавая прецедент, должен действовать в строгом соответствии с законом.
Природа прецедентного права такова, что в ней в полной мере не может развернуться ряд свойств права, как например системность. Однако прецедентное право имеет ряд позитивных черт - высокий уровень определенности и нормативности, а также динамичность.
2.3 Нормативно-правовой акт
Важнейшим источником права
является нормативно-правовой акт. В
России (а также во многих других
правовых системах, относящихся к
романо-германской семье права) он является
основным, доминирующим источником права.
Нормативные правовые акты (в отличие
от других источников права) принимаются
только уполномоченными
По порядку принятия и
юридической силе нормативные правовые
акты подразделяются на законы и подзаконные
акты. Поскольку Россия является федеративным
государством, в ней действуют
нормативные правовые акты Российской
Федерации и субъектов
В РФ установлена следующая
иерархическая система
1) Конституция РФ
2) Федеральные конституционные законы
3) Федеральные законы
4) Указы Президента РФ
5) Постановления Правительства РФ
6) Нормативно-правовые акты
министерств, федеральных
7) Особую группу составляют международные договоры РФ.
Действие нормативно-правовых актов во времени
Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве
Пределы действие нормативно-правового
акта в пространстве определяются территорией,
на которую распространяется его
предписания. Нормативно-правовой акт
может действовать в
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц
Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них (касаются конкретного круга лиц).
2.3.1 Законы и подзаконные акты
Закон -- нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют основные (Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу), конституционные (принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения), кодифицированные (сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений), текущие (принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества). В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы -- федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ -- федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.