Понятие и модели политической социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:28, реферат

Краткое описание

Актуальность темы определяется процессом приобщения человека к общностям. Этот процесс сопровождает человека на всем его пути, оказывает на него большое влияние, зависит от культуры человека, сопровождается как взаимным притяжением, так и отторжением личности и общности. В политической социализации человек имеет дело по существу с обществом в целом. В ней происходит процесс усвоения индивидом или группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…3
1. Особенности индивида как субъекта политики…………………………...5
2. Понятие и сущность политической социализации………………………..7
3. Типы политической социализации…………………………………….….11
4. Этапы политической социализации……………………………………….12
5. Агенты политической социализации……………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………….……………………...……19

Вложенные файлы: 1 файл

Нуриев 23.docx

— 45.64 Кб (Скачать файл)

Политическая социализация личности начинается в раннем детстве  и продолжается всю жизнь. В самом  общем виде в ней можно выделить два этапа. Первый этап – это становление  личности, ее формирование в качестве гражданина и получение права  участия в выборах. На этом этапе  происходит накопление политических знаний, усвоение основных политических ценностей  и ориентаций. На втором этапе политическая социализация продолжается уже с  подключением опыта собственной  политической практики, освоением новых  социальных и политических ролей. В  дальнейшем для разных индивидов  этапное значение могут иметь  переломные моменты в динамике общественно-политических изменений, повороты собственной политической судьбы и т.п.

С результатами политической социализации тесно связано политическое участие граждан. Под этим понятием подразумевается участие в политике автономных, частных граждан, не являющихся политическими лидерами или функционерами  властных или партийных структур. Политическое участие предполагает преодоление отчуждения личности от власти и политики, ее активное вовлечение в политический процесс. Развитие добровольных, демократических, законных форм политического  участия считается важным показателем  демократичности политической системы.

Вместе с тем проблема оптимальной меры участия рядовых  граждан в политической жизни (особенно в сфере политико-властных решений) по-разному решается в современных  концепциях демократии. Сторонники элитарной  демократии исходят из того, что  управление современным обществом  требует высокого профессионализма и компетентности, поэтому необходимо свести к минимуму давление рядовых  граждан и их организаций при  принятии решений органами власти. Сторонники расширения демократического политического участия рассматривают  его как одну из основных ценностей  демократического общества, как способ самовыражения и самореализации личности, как средство легитимации  политической власти, защиты от бюрократизма и чрезмерного централизма9.

Политическая  активность граждан в демократическом обществе проявляется в основном в участии в голосовании на выборах представительных органов государственной власти и выборных должностных лиц на местном и общенациональном уровнях, в референдумах, в участии в местном самоуправлении. В ходе предвыборных кампаний большое число граждан вовлекается в различные формы практической активности – сбор подписей, встречи с кандидатами, митинги и т.д. Демократические конституции предусматривают и различные формы прямого давления граждан на органы власти при принятии решений, в частности, законные формы демонстраций, митингов, сбора подписей под петициями, непосредственные контакты с официальными лицами.

Политическая активность граждан различна. В стабильном демократическом  обществе она в наибольшей степени  проявляется в деятельности политических лидеров, функционеров и активистов политических партий. Основная масса  населения проявляет умеренный  интерес к политике и ограничивается голосованием на выборах и эпизодическим  участием в мероприятиях местных  органов. Определенная часть граждан  по различным причинам проявляет  политическую апатию и, как правило, не участвует в политической жизни.

Резкое повышение политической активности происходит в периоды  политической нестабильности. Однако такая активность носит нередко  деструктивный характер и может  быть признаком общественного кризиса.

 

3. Типы политической  социализации

 

В зависимости от характера  взаимодействия политической системы  и индивида выделяются различные  типы политической социализации. Обычно рассматривают четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.

Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважительным отношением личности и политической системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.

Плюралистический  тип политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей.

Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур.

Гегемонистский  тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением собственной. Такой тип формирует политическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны в отношении иных ценностей10.

 

4. Этапы политической  социализации

 

Политическая социализация осуществляется на протяжении всей жизни  человека. В зависимости от отношения  индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа политической социализации личности.

"Допартиципаторный" - индивид еще не принимает личного  участия в политическом процессе. Данный этап охватывает период  ранней дошкольной фазы дотрудовой  стадии общей социализации и  частично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно  "первичная" политическая социализация. Именно в это время закладываются  основы, усваиваемой индивидом политической культуры11. В свою очередь, этот этап подразделяется на ряд последовательно сменяющих друг друга стадий.

Американские политологи Д.Истон и Дж.Деннис выделяют четыре таких стадии: "политизации", "персонализации", "идеализации" и "институализации". Первая из них, охватывающая примерно первые пять лет жизни ребенка, характеризуется тем, что у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей. На второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры как крупных политических лидеров общенационального масштаба (президент, премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), так и лиц, олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский). Третья стадия характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более устойчивого эмоционального отношения к политической системе. В рамках четвертой стадии ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты (государственные структуры, партии), что свидетельствует об усложнении его политических представлений и переходу к самостоятельному ведению политики12.

Особенность первичной социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому усвоение норм политической культуры в рамках этого этапа  происходит, прежде всего, на эмоциональном  уровне.

 

5. Агенты политической  социализации

 

Передача политических ценностей, установок и моделей политического  поведения осуществляется посредством  воздействия на индивида конкретных людей и формальных институтов, получивших название агентов политической социализации.

Агенты политической социализации подразделяются на политические и неполитические. В реальной жизни действие политических и неполитических агентов политической социализации тесно переплетается.

На первом этапе  политической социализации важнейшую роль играет семья, которая формирует у ребенка психологическую основу политических ориентаций, установок и моделей политического поведения. Именно семья на долгое время остается основным источником социализирующей информации. В странах с довольно стабильной политической системой (США, Великобритания) существует сильная корреляция политических ориентаций детей и их родителей. Воспитываясь в семье, ребенок рано входит в контакт и с другими агентами политической социализации. Сначала это детские дошкольные учреждения, а затем и школа, которая играет не менее важную роль, чем семья в процессе политического становления личности13.

Школа не только дополняет, но и в чем-то может перестраивать  политическую информацию, полученную ребенком в семье. В школе политическая социализация осуществляется по двум направлениям. Во-первых, прямая политическая социализация через преподавание гуманитарных дисциплин, где рассказывается о  принципах политического устройства страны, объясняются права и обязанности  граждан. Во-вторых, латентная, опосредованная. Место школы в процессе политической социализации личности в значительной степени определяется характером политической системы общества. Американская школа, например, воспитывает молодых американцев в духе "американской" исключительности и мессианизма. В то же время учащиеся американских школ с детства ориентируются на достижение согласия в сфере внутриполитических отношений. В Китае с ранних лет детей в школе воспитывают в духе безоговорочного уважения к политическим лидерам, официальной идеологии. Формирование подобных политических установок крайне важно для воспроизводства господствующей в обществе политической культуры и обеспечения стабильности функционирования политической системы.

Важнейшим агентом политической социализации является внесемейное  ближайшее окружение, персонифицированное  в друзьях, группе сверстников. В  определенных ситуациях воздействие  этого агента может быть сильнее, чем семьи и школы.

Подобное влияние является одним из источников девиантного  политического поведения. В современном  мире уже на первом этапе политической социализации важнейшим агентом  политической социализации являются средства массовой коммуникации (СМК): пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети. Средства массовой коммуникации выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека. Наиболее сильное  влияние на политическое становление  личности оказывают телевидение  и радио. Вместе с тем СМК могут  быть использованы и для политического  манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения  их действовать вопреки собственным  интересам. CМИ воздействуют на процесс  формирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным политическим проблемам.

Второй этап политической социализации – партиципаторный - начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни - овладение профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи. В целом ряде стран учащиеся старших классов и студенты принимают участие в политической жизни общества. Это довольно сложный период становления личности. В этом возрасте происходит осознание собственного "Я" как осмысления своего места в жизни, сопровождающееся подчеркнутым стремлением к независимости и самостоятельности, непослушанием взрослым, в том числе и родителям. В результате выстраивается параллельная система ценностей, не пересекающаяся с взглядами родителей, а частично и с взглядами сверстников.

Для этого этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются  в том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и  модели политического поведения  и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, которая характеризуется  тем, что человек сам может  выбирать и усваивать определенные политические ценности и установки. Таким образом, индивид становится субъектом собственной политической социализации. В силу этого вторичная  политическая социализация выражает непрерывную  само коррекцию человеком своих  ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения. На партиципаторной стадии число  агентов политической социализации расширяется. В формировании политических взглядов индивида важную роль начинают играть политические партии и движения, общественные организации, церковь, деловые  круги, армия.

Третий этап политической социализации - постпартиципаторный - начинается у разных индивидов и социальных групп в различные периоды жизни, чаще всего в пенсионном возрасте. Он характеризуется значительным ослаблением политической социализации. В этом возрасте люди, если не происходит каких-либо экстраординарных событий в личной жизни или в жизни общества, обычно не меняют сложившихся и устоявшихся политических взглядов.

 

 

Заключение

 

Политическая  социализация, как отмечалось, представляет собой процесс взаимодействия власти и индивида, отражающий уровень политической самостоятельности участников политической жизни. С одной стороны, политическая социализация отражает меру перехода требований и предписаний политической системы во внутреннюю структуру личности в форме усвоенных ею политических ролей и функций, принятых ценностей и стандартов политической жизни. С другой стороны, она характеризует сформированность политических позиций индивида, позволяющих избирательно усваивать предлагаемые властью политические цели и ценности. Взаимодействия власти и индивида могут быть основаны на диалоге, консенсусе или конфликте, что обусловливается типом политической культуры, доминирующей в обществе, ее однородностью или существованием разнородных субкультур внутри нее. Степень культурной однородности наряду с историческими, национальными традициями, конфессиональной средой, при известном влиянии экономических и социальных отношений, позволяет выявить наиболее устойчивые черты политической социализации конкретных обществ. В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяются несколько типов политической социализации.

Информация о работе Понятие и модели политической социализации личности