Понятие и признаки государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 16:47, реферат

Краткое описание

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных вопросов в государство ведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Содержание

Введение……………………………………………………….….……3
1. Основные теории происхождения государства…………………..4
2. Понятие государства………………………………………………..5
3. Признаки государства……………………………………..…..……7
Заключение…………………………….……………………..…….….10
Список использованной литературы………………………………..11

Вложенные файлы: 1 файл

реферат право.docx

— 31.07 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новосибирский государственный  аграрный университет

Экономический факультет

Кафедра земельного, экологического и трудового права

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по праву:

«Понятие и признаки государства»

 

 

 

 

Выполнила студентка группа 4208

Сысоева Кристина Викторовна

Руководитель: Чикунова Н.В.

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Содержание

Введение……………………………………………………….….……3

1. Основные теории происхождения государства…………………..4

2. Понятие государства………………………………………………..5

3. Признаки государства……………………………………..…..……7

Заключение…………………………….……………………..…….….10

Список использованной литературы………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных вопросов в государство ведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

   Любое государство  создается самим народом для  того, чтобы возложить на него  функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического  режима происходит в зависимости  каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий. 
  

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные теории происхождения государства

 

   Теории о происхождении государства стали возникать вместе с государством, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания.

   Теологическая теория – одна из самых древних, обоснование которой связывают, например, с Фомой Аквинским. Для нее характерна производность государства от воли Бога, поэтому в государстве все изначально целесообразно и человеку вмешиваться в установленный порядок вещей недопустимо.

   Патриархальная теория обоснована великим древнегреческим философом Аристотелем. Государство, как считал ученый, - продукт общественного развития, обусловленный потребностями человек к общению. Государство является результатом разросшейся семьи.

   Договорная теория  получила теоретическое обоснование  в работах Т.Гоббса, А.Н.Радищева  в период борьбы с абсолютизмом. Сторонники данной концепции  признавали, что до возникновения  государства и права общество  находилось в естественном состоянии.  Государство является результатом сознательного творчества, превратившего отдельных индивидов в единый народ посредством договора.

   Теория насилия  обоснована Л.Гумпловичем и К.Каутским. Они считали, что государство  появляется в результате насилия,  применяемого для удержания в  повиновении завоеванные территории и народы.

   Психологическая  концепция возникновения государства  зародилось в конце 18 века при  теоретической поддержке Н.М.Коркунова  и Л.И.Петражицкого, которые утверждали, что психологическая потребность  человека в авторитете и лидере  обусловила развитие общества  и государства.

   Марксистско–ленинская  концепция происхождения государства  была обоснована К.Марксом, Ф.Энгельсом  и В.Лениным. Основные позиции  данной теории, характерные для  Древней Греции и Древнего  Рима, изложены в работе Ф.Энгельса. Эта  теория исходит из того, что основная причина появления  государства связана с развитием  экономики, с возникновением потребности  управлять делами общества, поэтому  данную теорию называют также  экономической. Долгое время марксистско-ленинская  теория происхождения государства  рассматривалась в качестве догмы,  а не одного з многочисленных  подходов к исследованию.

   Существует множество  подходов к объяснению процесса  происхождения государства, которые  основываются на одном определенном  факторе. 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие государства

 

   Государство – понятие многогранное, что определяет внимание к нему со стороны различных наук. Достаточно часто понятие «государство» выступает синонимом понятий «страна», «держава» и «общество». Подходы к характеристике государства весьма широки. На протяжении длительного исторического периода шло отождествление государства и общества. Античные философы рассматривали государство как общение свободных людей, объединенных стремлением к благой жизни. Один из величайших представителей Аристотель считал, что государство – самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее.

   Выдающийся мыслитель  эпохи Возрождения Н.Макиавелли  определял государство через  общее благо, которое должно  получиться от воплощения в  жизнь реальных государственных  интересов.

   Крупный французский  мыслитель 16 века Ж.Боден рассматривал  государство как правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала будут давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства.

   Современные ученые, критически осмыслив опыт прошлых  поколений, учитывая произошедшие  трансформации общественной жизни,  характеризуют государство как  политическую организацию общества, которая распространяет свою  власть на всю территорию страны  и ее население, располагает  для этого специальным аппаратом  управления, издает обязательные  для всех веления и обладает  суверенитетом; как правовая организация  публичной власти свободных индивидов;  как властная структура, обладающая  полномочиями для решения вопросов  организации общества в рамках  страны и определяющая ее отношения  с другими государственными и  негосударственными структурами.  Государству свойственно двуединство  классового и общечеловеческого,  что делает его организацией  политической власти общества  и его единственным официальным  представителем. Следовательно сложность  и многомерность государства  как явления и понятия с  учетом субъективности взглядов  и подходов исследователей обусловливают неизбежность многовариантного его понимания.

   Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом.

   Термин «государство»  обычно употребляется в широком  и в узком значении. В широком  смысле государство отождествляется  с обществом, с определенной  страной. В узком смысле государство  понимается как один из институтов  политической системы, обладающий  верховной властью в обществе.

   Государство —  основной социально-политический  институт общества, ядро политической  системы. Обладая суверенной властью  в обществе, оно управляет жизнедеятельностью  людей, регулирует отношения между  различными социальными слоями  и классами, отвечает за стабильность  общества и безопасность своих  граждан.

Государство имеет сложную  организационную структуру, которая  включает следующие элементы: законодательные  учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной  безопасности, вооруженные силы и  др. Все это позволяет государству  выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения  в отношении как отдельных  граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации).

 

   

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки государства

 

    Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом. Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

  1. Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
  2. Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;
  3. Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
  4. Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;
  5. Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;
  6. Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;
  7. Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
  8. Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.
  9. В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.
  10. Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.
  11. Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.
  12. Правительство - только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

 

 

Общие признаки государства

   Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. К числу таких признаков относятся следующие:

  • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
  • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
  • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
  • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
  • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
  • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
  • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.

   Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть. В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть. В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.

Информация о работе Понятие и признаки государства