Понятие и структура избирательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое проведение выборов повышает политическую и правовую культуру населения. Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии. Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказывать влияние на персональный состав высших государственных органов.

Содержание

Введение...........................................................................................................
1. Понятие и социальные функции выборов..........................................
2. Виды выборов......................................................................................
3. Избирательные системы......................................................................
4. Понятие и структура избирательного процесса...............................
Заключение..................................................................................................

Список использованной литературы.......................................

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 34.37 Кб (Скачать файл)

 
сбор подписей в поддержку кандидата  или партии; 

 
предоставление регистрационного взноса или денежного залога, а также  документов, свидетельствующих о  наличии у кандидата определенной поддержки, например списка партийных  активистов или членов группы поддержки; 

 
автоматическая регистрация кандидатов в случае занятия ими оспариваемых на предстоящих выборах постов. 

 
Наибольшее распространение имеет  выдвижение кандидатов партиями, общественными  движениями и организациями, группами граждан, собравшими определенное количество подписей в их поддержку. Число подписей, необходимых для регистрации  кандидата, зависит от уровня выборов (президентские, парламентские, региональные и т.п.), а также от особенностей избирательного закона страны. Большое  число подписей, а также короткий срок их сбора могут служить серьезным  препятствием для претендентов, представляющих малообеспеченные слои населения, которые  обычно не обладают большими финансовыми (деньги), информационными (СМИ) и организационными (поддержка партии и (или) других организаций) ресурсами. Поэтому для обеспечения  демократизма выборов процедура  выдвижения кандидатов не должна быть чрезмерно сложной и дорогой  и в то же время должна ограждать  избирательную комиссию от претендентов, не пользующихся значительной общественной поддержкой. Слишком большое количество претендентов и депутатов может  затруднять проведение выборов, дезориентировать избирателей и требует больших  финансовых затрат со стороны государства1. 
 
Выдвижение кандидатов завершается их регистрацией, после чего начинается агитационная (предвыборная) кампания. На этой стадии наблюдается максимальная активность конкурирующих партий и кандидатов, они получают широкие возможности убеждать избирателей в своих преимуществах с помощью СМИ, рекламы, наглядной агитации, непосредственного личного общения кандидатов и их доверенных лиц с гражданами в ходе многочисленных поездок по стране или электоральному округу. Агитационная кампания оказывает большое влияние на решения избирателей, во многом предопределяет успех или неудачу претендентов. Поэтому ее организации и проведению уделяется особое внимание. 
 
Для ведения избирательной кампании и главным образом для ее агитационного этапа создается специальный штаб, куда обычно входят главный распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, координатор графика кампании, технический секретарь и помощники. К этому штабу примыкают доверенные лица, группа поддержки кандидата, группа социально-политологического обеспечения, состоящая из профессиональных политологов, социологов, психологов, юристов, имиджмейкеров (специалистов по политической рекламе), а также активисты-добровольцы и агитаторы, спонсоры кампании и некоторые другие ее активные участники.  
 
Современные агитационные кампании обычно ведутся в соответствии с научными рекомендациями по четко разработанному плану, состоящему из таких основных элементов, как анализ и оценка политической ситуации и уязвимых для кандидата мест, стратегия, тактика и график кампании, структура управления ею и ее бюджет. 
 
Агитационная кампания, завершаясь за одни или несколько суток до голосования, оставляет избирателям возможность самостоятельно, без давления извне обдумать свой выбор и принять окончательные решения, которые они выражают непосредственно в день выборов. Голосование и подведение его итогов – кульминационный этап избирательного процесса. В этот период непосредственно выражается воля граждан, определяющая состав органов власти.  
 
В наши дни голосование осуществляется с помощью избирательных бюллетеней. Основным местом голосования служат избирательные участки, хотя в некоторых странах, например в Швеции, разрешается голосовать дома и по почте. В одних государствах (Австрия, Австралия, Бельгия, Италия, ФРГ и др.) голосование рассматривается не только как право, но и как обязанность граждан, а за неучастие предусматриваются денежные штрафы, общественное порицание или другие наказания. В других же странах (США) голосование – дело добровольное.  
 
Сразу же после завершения голосования избирательная комиссия или другой специальный избирательный орган начинают подсчет его результатов. Между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки, поскольку это может быть использовано для различного рода фальсификаций. В международной практике наиболее часто встречаются такие нарушения правил голосования и подсчета, как изготовление и учет лишних избирательных бюллетеней, прямая приписка голосов одному из депутатов, изъятие бюллетеней, поданных за неугодного кандидата, и др.  
 
важнейшее условие их демократичности-Для того чтобы предотвратить подобные фальсификации и обеспечить доверие граждан к результатам выборов, необходим надежный контроль за голосованием и подведением его итогов. Это обеспечивается формированием пользующейся доверием конкурирующих партий избирательной комиссии; использованием независимых, в том числе международных, наблюдателей; независимое параллельное подведение итогов голосования, которое могут осуществлять совместно или раздельно представители партий, СМИ, церкви, авторитетные отечественные или международные наблюдатели. Отсутствие надежного контроля за ходом и результатами выборов может превратить их в инструмент манипулирования, скомпрометировать их в глазах граждан, породить массовые протесты и обострить политическую ситуацию. Поэтому прозрачность выборов, предполагающая открытость всего избирательного процесса для наблюдения и контроля со стороны общественности, самих политических конкурентов и независимых наблюдателей, 1. 
 
Заключение  
Выборы представляют собой наиболее общую и простую форму участия граждан в политике. Всеобщее избирательное право, прямое и тайное голосование, открытая конкуренция между партиями за политическую власть во время выборов наряду со свободой слова, собраний, объединений, мнений, печати относятся к основам современной демократии. 
 
Выборы – это повсеместно распространенное политическое явление, но их реальное значение в разных странах существенно различается. Эффективность выборов зависит от целого ряда политических, экономических, социальных, психологических и других факторов. 
 
К экономическим факторам относятся факторы владения собственностью, уровень зарплаты и материального благополучия, обеспечение занятости и т.д. Людям, обладающим собственностью, есть что терять и защищать, поэтому участие в выборах является для них непременным в условиях переходного периода. Однако в условиях стабильности благополучие, удовлетворенность положением может явиться также фактором неучастия. 
 
К социальным факторам относятся такие условия, как наличие состоятельного «среднего класса», оседлость, устойчивость семейных отношений, уважение к своему труду. Духовные факторы формируют такие качества избирателей, как политическая зрелость, образованность, ощущение своей исторически-национальной общности, уважение к закону. 
 
Психологические факторы включают в себя чувство коллективизма, сопричастности с делами общества, готовности к борьбе за достижение лучших условий жизни, сформированность активной жизненной позиции. 
 
Среди политических условий, необходимых для демократических выборов, выделяют развитость гражданского общества с его структурными институтами, развитую многопартийность, устоявшуюся законодательную базу, исторические традиции. 
 
Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д.  
 
Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов.  
 
В условиях современных демократий выборы — их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д. 
Список литературы 

 
Буренко В.И., Журавлев В.В. Политология: Учебник. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. - 328 с.

 
Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2006.- 358 с.

 
Гаджиев К.С. Политология. Учебник для  вузов. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2003. – 488 с.

 
Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2006. – 511 с.

 
Пиульский Е.В., Гончаров Н.Н., Цыганкова Л.И. Политология: Учебное пособие. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 425 с.

 
Политология. Энциклопедический словарь. – М.: Издательство Московского коммерческого  университета, 2007. – 431 с.

 
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. –  М.: Аспект Пресс, 2009. – 610 с.

 
Соловьев А.И., Пугачев В.П. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 552 с. 

 
Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 395 с.

 
Хейвуд Э., Водолазов Г.Г. Политология. Учебник для студентов вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 544 с.

 
1 Пиульский Е.В., Гончаров Н.Н., Цыганкова Л.И. Политология: Учебное пособие. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 425 с. 

 
2 Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 395 с.

 
3 Пиульский Е.В., Гончаров Н.Н., Цыганкова Л.И. Политология: Учебное пособие. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 425 с.

 
1 Соловьев А.И., Пугачев В.П. Введение  в политологию. – М.: Аспект  Пресс, 2003. – 552 с.

 
1 Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 395 с.

 
2 Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 395 с.

 
3 Буренко В.И., Журавлев В.В. Политология: Учебник. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. - 328 с.

 
1 Буренко В.И., Журавлев В.В. Политология: Учебник. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. - 328 с.

 
1 Соловьев А.И., Пугачев В.П. Введение  в политологию. – М.: Аспект  Пресс, 2003. – 552 с

 
2 Соловьев А.И., Пугачев В.П. Введение  в политологию. – М.: Аспект  Пресс, 2003. – 552 с

 
1 Буренко В.И., Журавлев В.В. Политология: Учебник. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. - 328 с.

 
2 Пиульский Е.В., Гончаров Н.Н., Цыганкова Л.И. Политология: Учебное пособие. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 425 с.

 
1 Соловьев А.И., Пугачев В.П. Введение  в политологию. – М.: Аспект  Пресс, 2003. – 552 с

 
1 Соловьев А.И., Пугачев В.П. Введение  в политологию. – М.: Аспект  Пресс, 2003. – 552 с

 
1 Буренко В.И., Журавлев В.В. Политология: Учебник. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. - 328 с.


Информация о работе Понятие и структура избирательного процесса