Группы давления или группы
интересов
Группы давления, или группы
интересов — профсоюзы, организации
промышленников, крупные монополии
(особенно транснациональные), церковь,
средства массовой информации и другие
институты — организации, которые
не имеют целью прийти к власти.
Их цель — оказать такое давление
на власть, чтобы она удовлетворила
их конкретный интерес — например,
снизила налоги.
Все перечисленные структурные
элементы, государственные и негосударственные
институты действуют, как правило,
в соответствии с определенными
политическими нормами и традициями,
которые выработаны в результате
большого опыта. Выборы, скажем, должны
быть выборами, а не пародией. Например,
нормально, чтобы в каждом избирательном
бюллетене значилось не менее
двух кандидатов. Среди политических
традиций можно отметить проведение
митингов, демонстраций с политическими
лозунгами, встречи кандидатов и
депутатов с избирателями.
Средства политического
влияния
Государственная власть —
это только власть государства, а
политическая власть — власть всей
политической системы. Политическая власть
функционирует через целый комплекс
институтов и представляется достаточно
обезличенной.
Cредства политического влияния
— это совокупность политических институтов,
отношений и идей, которая олицетворяет
определенную политическую культуру.
Механизмом такого влияния выступает
система правления, или система органов
политической власти.
Функции системы органов
политической власти представляют собой
реакции на поступающие в данную
систему воздействия субъектов:
требований и поддержки.
Требования, с которыми чаше
всего сталкиваются представители
органов нласти, связаны:
- с
распределением благ (например, требования,
касающиеся заработной платы и рабочего
времени, улучшения работы транспорта);
- обеспечением
общественной безопасности;
- улучшением
санитарных условий, условий образовании,
здравоохранения и т. д.;
- процессами
в сфере коммуникации и информации (информация
о целях политики и принимаемых правителями
решениях, демонстрации наличных ресурсов
и т. п.).
- Поддержка
сообщества усиливает позиции должностных
лиц и самой системы правления. Она группируется
по следующим направлениям:
- материальная
поддержка (выплата налогов и других обложений,
оказание услуг системе, например труд
на общественных началах или воинская
служба);
- соблюдение
законов и директив;
- участие
в политической жизни (голосование, демонстрации
и другие формы);
- внимание
к официальной информации, лояльность,
уважение к официальной символике и церемониям.
Реакцию системы правления
на воздействие различных субъектов
группируют в три основные функции:
- нормотворчество
(разработка законов, фактически определяющих
правовые формы поведения отдельных групп
и людей в обществе);
- приведение
законов в действие;
- контроль
над соблюдением законов.
Более подробный перечень
функций системы правления может
выглядеть следующим образом. Распределительная
функция выражается в организации
создания и распределения материальных
и духовных ценностей, почестей, статусных
позиций в соответствии с «табелем
о рангах» в данной политической
системе. Внешнеполитическая функция
подразумевает установление и развитие
взаимовыгодных отношений с зарубежными
организациями. Программно-стратегическая
функции означает определение целей, задач,
путей развития общества, разработку конкретных
программ его деятельности. Мобилизационная
функция подразумевает привлечение и
организацию людских, материальных и иных
ресурсов для выполнения различных общественных
задач. Функция политической социализации
— это идеологическая интеграция социальных
групп и индивидов в политическое сообщество,
формирование коллективного политического
сознания. Охранительная функция — защита
данной формы политических отношений
в сообществе, его исходных базовых ценностей
и принципов, обеспечение внешней и внутренней
безопасности.
Таким образом, реагируя на воздействии
различных субъектов политики, система
правления осуществляет в сообществе
изменения и одновременно поддерживает
в нем стабильность. Способности
быстро и адекватно реагировать
на требования, достигать поставленных
целей, удерживать в рамках признанных
норм политические отношения обеспечивают
эффективность системы правления.