Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:13, контрольная работа
Как справедливо заметил французский философ Э. Шартье, "власть необъяснима, и в этом - ее сила". Тем не менее, потребности общественного развития требуют выяснения, является ли власть абстракцией, символом или реальным действием. Естественно, власть не обязательно связана с насилием: можно говорить о власти жеста, идеи, взгляда, красоты, слов, инстинкта и т. д. Кроме того, носителями политической власти выступают отдельные личности, группы, классы, партии, государства.
Цель и задачи настоящей работы, заключаются в следующем: изложить определение политики и власти, ответить на вопрос: почему общество не может обойтись без власти.
Введение
3
1.
Понятие политики
4
2.
Субъекты и объекты политики
9
3.
Структура политики
11
4.
Понятие «власть»
12
5.
Источник власти
14
6.
Виды власти
16
Заключение
18
Список используемой литературы
19
2. Субъекты и объекты политики
Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности. Понятия «субъект» и «объект» (лат. subjectum – подлежащее, objectum – предмет) – важные категории гуманитарного знания. [c.11] Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом – то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности» направленной на объект политики.
Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект (который выступает в качестве объекта) и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов.
Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью.
Первичным субъектом политики, ее «атомом», является индивид, личность, гражданин. С развитием демократических тенденций в обществе проблема личности и гражданина выходит в политике на первый план. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. С другой стороны, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности.
Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств. Можно выделить:
- активное, сознательное участие людей в политике, утверждении ими своих осмысленных интересов и ценностей;
- пассивное участие «подданнического» типа, т.е. понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении им как чему-то изначально заданному, неоспоримому;
- стихийное или неосознанное участие;
- проявления политической апатии, неучастие в политике.
По мере становления и развития гражданского общества действует тенденция к «сужению» традиционных границ «политического» однако возрастают требования к качеству политики как в государственной, так и в общественной сферах.
3. Структура политики
Какова же структура
политической деятельности? В самом
общем виде просматриваются
Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации (церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию). Все это суть не что иное, как главные составные элементы разветвленного и крепко спаянного системного целого, механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.
4. Понятие «власть»
Власть — одно из центральных понятий политологии. Власть — необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной систем. Вся политическая история человечества — это история борьбы за власть. Именно борьба за власть определяет наиболее драматические повороты и замысловатые интриги в жизни государств.
Исторически понятие «власть» связано с административным управлением древнегреческих городов государств-полисов. На территории полисов возникла необходимость регулирования взаимоотношений граждан, а также реализации их общих интересов в данном государстве. Отсюда и возникла власть как определенная насильственная деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов, оказывающая регулирующее воздействие на поведение людей. Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения с помощью права, насилия, авторитета, общественного мнения стало обозначаться понятием «политика». Исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, закрепившаяся в формуле «политическая власть».
Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.
Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.
В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.
Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.
Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.
5. Источник власти
Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.
Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.
Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.
Выделяют следующие источники и основания власти:
- власть вознаграждения или принуждения со стороны субъекта власти;
- признание объектом власти законного права субъекта предписывать ему определенное социальное поведение;
- идентификация объекта власти с ее субъектом;
- основанием власти является знание, которым обладает субъект.
В настоящее время существует наиболее полная классификация источников власти, предложенная Х. Хекхаузеном, и принятая в отечественной политической психологии (Хекхаузен Х., Т 1, с. 309, 1986). Выделяются шесть источников власти и даются их характеристики.
Ее сила определяется ожиданием объекта власти того, в какой мере субъект в состоянии удовлетворить один из его (объекта) мотивов, и насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта власти. Власть вознаграждения в политике практически не применяется, хотя использование этого источника власти является одним из самых эффективных в управлении поведением человека.
Определяется ожиданием со стороны объекта той меры, в какой субъект способен наказать его за нежелательные для него действия, фрустрацией того или иного мотива и того, насколько субъект сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения объекта власти. Принуждение заключается в том, что пространство возможных действий объекта власти в результате угрозы наказания суживается. Это самый часто применяемый и в политике, и в повседневной жизни источник власти. Традиционное выражение «Не пора ли власть употребить?» подразумевает, в первую очередь, применение силы по отношению к оппонентам.
Субъект власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них. Нахождение в иерархии властных отношений подразумевается должностным положением самого носителя власти и обязательном подчинении установленным правилам и нормам объекта власти.
Основана она на идентификации объекта с субъектом и желанием объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными – личностными и психологическими, профессиональными и моральными и т.д.).
Ее сила зависит от величины приписываемых субъекту власти со стороны объекта особых знаний, умений, навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.
О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект власти увидеть последствия своего поведения в новом свете.
6. Виды власти
Особенности различных элементов власти – субъекта, объекта, ресурсов – могут использоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается: на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.
Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку экономический Контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, это контроль над средствами достижения наших целей.
С экономической властью тесно связана власть социальная, Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная — распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с помощью социальной политики могут влиять на социальный статус широких слоев населения, обеспечивая тем самым их лояльность и поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это возможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальной власти.