Понятие политики, многообразие ее определений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры — одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России и других постсоциалистических государствах. Известно, что любые социальные перемены начинаются прежде всего с сознания людей. Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии.

Содержание

Введение 2
Понятие политики, многообразие ее определений 7
Сущность и структура политики. Политическая жизнь и властные отношения 13
Взаимоотношения политики с другими сферами общества. Политика и экономика 16
Социальные функции политики 18
Заключение 19

Вложенные файлы: 1 файл

кр.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

Введение                                                                                                           2

  1. Понятие политики, многообразие ее определений                          7
  2. Сущность и структура политики. Политическая жизнь и властные отношения                                                                                                              13
  3. Взаимоотношения политики с другими сферами общества. Политика и экономика                                                                                          16
  4. Социальные функции политики                                                      18

Заключение                                                                                                            19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение                        

Политические знания и  культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать  с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой  в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения  со стороны более активных в политическом отношении сил.

Массовая политическая грамотность  граждан необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной  и общественной организации. Поэтому  сознательное формирование политической культуры как искусства совместного  цивилизованного проживания людей  в государстве — забота всего  современного общества, важное условие  его благополучия. Демократическое  политическое образование базируется на признании основных гуманистических  ценностей и прежде всего свободы  и достоинства каждой личности, ее естественных, неотъемлемых прав. Оно  помогает гражданину правильно оценить  соответствующий общественный строй, осознать свои место и роль в государстве, права и обязанности. Главная  его цель — научить человека адекватно  ориентироваться в сложном и  противоречивом современном мире, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, коллективно  решать общие проблемы. Оно направлено также на формирование у граждан  уважения к демократическому порядку  и обеспечивающим его государственным  и общественным институтам, ибо без  твердого политического порядка  свобода отдельной личности не может  быть реальной.

Овладение гражданами основами политической науки и демократической  культуры — одно из важнейших условий  успеха политических и общественных реформ в России и других постсоциалистических государствах. Известно, что любые  социальные перемены начинаются прежде всего с сознания людей. Переход  от командной экономики к рыночному  хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству  требует коренных изменений в  политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного  рыночной экономике и плюралистической демократии.

Демократическое политическое образование способно в значительной мере ускорить этот процесс.

В нашем обществе оно призвано выполнять ряд конструктивных функций  и прежде всего помогать людям  вырабатывать рационалистический и  демократический менталитет, усваивать  ценности и нормы демократической  политической культуры, формировать  такие качества, как политическая толерантность (терпимость), готовность к компромиссу и партнерству, стремление к консенсусу, умение цивилизованно  и институциализированно (в рамках закона и с помощью демократических  институтов) выражать и защищать свои интересы, предотвращать или же относительно безболезненно разрешать социальные конфликты, укреплять российскую общенациональную идентичность, патриотизм и государственность, развитие демократического политического  сознания способствует также упрочению  у населения чувства гражданского долга, ответственности перед обществом  и государством, ограничивает влияние  политического радикализма и  экстремизма.

Особенно необходимы политические знания и навыки молодому поколению, отличающемуся большим радикализмом суждений и действий, повышенной восприимчивостью к различного рода утопическим идеологиям и демагогическим призывам.

 

 

 

  1. Понятие политики, многообразие ее определений.

«Политика» – одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. Термин «политика» (от греческого полис – город-государство  и прилагательного от него – политикос, т.е. все, что связано с городом-государством, гражданином и проч.) получил распространение  под влиянием трактата Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) о государстве, правлении  и правительстве, названного им «Политика».

В современной действительности представления о политике самые  раз-нообразные. Следует отметить, что  определение политики, её сущность явля-ются предметом исторических дискуссий. Приведем некоторые определения  политики, данные видными политологами: «Политика – это искусство  жить вместе» (Платон);

-«Политика – есть совокупность  средств, которые необходимы для  того, чтобы прийти к власти, удержаться  у власти и полезно использовать  её» (Н. Макиавелли).

-«Политика – это участие  в делах государства, направление  государства, определение форм, задач,  содержания деятельности государства» (В. И. Ленин);

-«Политика – это процесс  управления « (О. Ренни).

-«Политика – властное  распределение ценностей внутри  общества» (Д. Истон).

-«Политика означает стремление  к участию во власти или  оказанию влияния на распределение  власти, будь-то между государством, будь-то внутри государства между  группами людей, которое оно  в себе заключает» (М. Вебер).

Таким образом, в истории  развития политической мысли представления  о политике довольно существенно  изменялись. Под политикой понимают также искусство возможного, а  нередко характеризуют её как  «грязное дело». Последнее характеризует  обыденное понимание политики и  отражает недостаточно четкие знания широких масс населения. Вместе с  тем такой разброс представлений  о политике в первую очередь связан со сложностью, многогранностью, богатством проявления этого феномена.

Научные трактовки термина  «политика» отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и  систематизацией, хотя и не исключают  некоторой противоречивости мнений.

Разнообразные научные определения  политики могут быть систематизированы  и подразделены на несколько групп. Критериями выделения таких групп  служат используемые для характеристики политики общие исследовательские  подходы: социологический, субстанциональный (выясняющий материю, основу явлений) и  системный, а также акцентированные  в определениях политики её важнейшие  конституирующие качества и функции  в обществе. В соответствии с этими  подходами можно выделить три  группы определений политики: социологические, субстанциональные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

Социологические определения  политики, основываясь на социологическом  подходе, характеризуют её через  другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т.д.

Экономические определения  политики. Наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют  политику как надстройку над экономическим  базисом, как концентрированное  выражение экономики, её потребностей и интересов. Политика как специфическая  область общественной жизни в  этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономность. Определения политики в духе экономического детерминизма подчеркивают лишь один из важнейших  источников политики. Как показывает опыт реализации этого подхода (СССР) не только экономика оказывает сильное  влияние на политику, но и последняя  может выступать по отношению  к экономике командной, главенствующей силой. Поэтому с точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношения  экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни.

Стратификационные дефиниции  трактуют политику как соперничество  определенных общественных групп: классов  и наций (марксизм) или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д.Трумэн и др.).

Среди современных теоретиков достаточно распространены правовые концепции  политики. Они считают политику, государство производными от права  и, прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Яркий пример правовой концепции политики – её контрактивистские («общественного договора») теории, представленные Спинозой, Гоббсом, Локком, Руссо, Кантом. Суть этой теории состоит в трактовке  политики и, прежде всего государства  как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность  и т.д.

Субстанциональные определения  политики ориентируются на раскрытие  той первоосновы, ткани, из которой  состоит политика. Наиболее распространенная трактовка – это понимание  политики как действий, направленных на власть: её обретение, удержание  и использование.

Институциональные дефиниции  характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается  и материализуется власть, и, прежде всего через важнейший институт – государство. Политика предстает  в этом случае как «участие в делах  государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства» (В. И. Ленин).

Антропологические трактовки  политики пытаются отразить её более  глубокий источник, коренящийся в  природе человека. С этой точки  зрения, политика – форма общения  людей, способ коллективного существования  человека. Обоснование антропологического понимания политики дал ещё Аристотель. Он считал, что человек – существо политическое, поскольку он – существо коллективное.

Телеологические трактовки  политики рассматривают её как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. Политика представляет собой  совокупность «способов организации  определенных элементов тотальной  системы в соответствии с одной  из её фундаментальных функций, а  именно эффективного коллективного  действия для достижения общих целей"» (Т. Парсонс).

С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной  системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды – остальных областей общества – и находящейся с ней в  непрерывном взаимодействии. (Д. Истон, Г. Алмонд).

Рассмотренные выше трактовки  политики не исчерпывают всего многообразия её определений, хотя и отражают важнейшие  из них. Такое обилие научных характеристик  объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством её содержания, многообразием  свойств и общественных функций. Обобщая различные дефиниции, можно  определить политику как деятельность социальных групп и индивидов  по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

 

 

 

2) Сущность и структура  политики. Политическая жизнь и  властные отношения.

 Сущностью политической  жизни, ее содержанием выступает  совокупность политических отношений,  т. е. отношений людей, их  общностей, организаций и объединений  по поводу социального управления  и власти, по поводу реализации  социально-политических потребностей  и интересов. 

Сферой, областью политических отношений является все, на что воздействует управление и власть: экономика, социальная жизнь, право, культура. Следовательно, политические отношения охватывают не только политическую, но все сферы  жизни общества - экономическую, социальную, политическую, духовную.

Побудительной основой политической жизни является функционирование и  развитие политических потребностей и  интересов, которые относятся к  жизненно необходимым потребностям личности, утверждающим чувство человеческого  достоинства. Например, потребность  в гражданских правах и свободах, в судебно-правовой защите от посягательств  на честь и достоинство, жизнь  и здоровье, на личную свободу и  имущество, потребность в возможности  обжалования действий должностных  лиц, совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий, желание  реализовать свой интерес путем  проникновения в органы власти или  установления собственной власти и  др.

Осуществляя свои интересы, люди вынуждены вступать в контакт  друг с другом, взаимодействовать. Поскольку  политические отношения формируются  на основе совпадения или расхождения  социально - политических потребностей и интересов, постольку отношения  проявляются в форме сотрудничества или соперничества субъектов  политической жизни.

Ключевым понятием, которое  позволит осмыслить всю систему  политических отношений, является понятие  «власть».

Власть в широком смысле, применительно ко всем сферам жизни  общества, означает форму социального  воздействия, когда субъект власти (индивид, группа) навязывает свою волю объекту (массам, их организациям) и  побуждает (принуждает) действовать  в своих интересах ненасильственными  или насильственными средствами.

Власть может быть неполитической и политической. Неполитическая основана исключительно на авторитете. К примеру, власть родовых старейшин в доклассовом  обществе, родительская власть в семье, власть сильного духом над слабым духом, власть неофициальных (неформальных) лидеров в любом коллективе.1

Политическая власть - это  способность субъекта проводить  свою волю с помощью правовых и  политических норм (законов, других нормативных  документов), опираясь на принуждение  и специальный аппарат принуждения. Высшей формой политической власти является власть государственная, которая обладает монополией на издание законов, обязательных для всего населения, и обеспечивает их соблюдение посредством силовых  структур государства и правоохранительных учреждений.

Информация о работе Понятие политики, многообразие ее определений