Понятие политики, многообразие ее определений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:52, контрольная работа

Краткое описание

Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры — одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России и других постсоциалистических государствах. Известно, что любые социальные перемены начинаются прежде всего с сознания людей. Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии.

Содержание

Введение 2
Понятие политики, многообразие ее определений 7
Сущность и структура политики. Политическая жизнь и властные отношения 13
Взаимоотношения политики с другими сферами общества. Политика и экономика 16
Социальные функции политики 18
Заключение 19

Вложенные файлы: 1 файл

кр.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

В политологии существует несколько подходов к определению  понятия «власть». Каждый из подходов характеризует какую-либо сторону, грань этого понятия, что свидетельствует  о многогранности самой власти как  социального явления.

Политическая власть зарождается  и утверждается в обществе как  необходимая форма отношений, прежде всего между социальными группами и сообществами, государственными и  общественными организациями, отстаивающими  интересы людей. Власть закрепляет приоритетность интересов и ценностей определенных социальных групп, классов как общих, обязательных для всех.

Функции политической власти: а) обеспечение в обществе приоритета определенных социальных групп и  их организаций; б) управление общественной жизнью с позиций интересов тех  или иных социальных групп; в) поддержание  целостности и единства общества.

Разумеется, политическая власть реализуется не только государством и не только принуждением, тем более  насилием. К этому побуждают лишь конкретные объективные причины. В  демократических обществах политическая власть реализуется главным образом  как политическое влияние, доверие, сотрудничество, стимулирование, рассчитанное на сознательное, добровольное участие  масс в проведении политических акций  и принятии политических решений.

Главный аспект политической власти - это организация, упорядочение общественной жизни различными способами-формами: господство, гегемония, руководство, управление, организация, контроль. Каждая из форм или их совокупность в той или  иной степени обеспечивают организованность и управляемость общества.

Политическая власть может  существовать в различных видах: государственная, партийная, региональная, международная и т. п. Отличие  государственной власти от других видов  в том, что она опирается на узаконенные (легитимные) нормы и  санкции, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Однако политическая власть может функционировать, не опираясь на институт права, а при  помощи организации с присущими  ей нормами, не носящими правовой характер, на основе политических и идеологических ценностей (принципов, программ, идеалов). Примером такой власти могут послужить  партийные, региональные и международные  политические организации и их центры.

Политическая власть может  быть как легитимной, так и нелегитимной. Макс Вебер выделил три основные вида легитимной власти:

1. Рациональный тип - разумно  обоснованный, целесообразный. В этом  типе властвующие продумывают  свои действия детально, до мелочей,  их приказы, законы, инструкции  являются юридически обоснованными,  каждый пункт нормативных документов  всесторонне продуман и обсужден.

2. Традиционный тип власти  основан на вере в святость, незыблемость традиций, т. е. передаваемых  из поколения в поколение обычаев,  порядков, правил поведения. Право  властвовать закрепляется за  теми, кто получил власть в  силу данных традиций. Решения  и действия субъекта, осуществляющего  эту власть, считаются правомочными, если они соответствуют сложившимся  традициям.

3. Харизматический (от  греческого «харизма» - божественный  дар, благодать). Харизматическая  власть основана на исключительных  качествах, приписываемых лидеру. Его считают пророком, исторической  фигурой, выполняющей «великую  миссию». Взаимоотношения «вождя»  и масс имеют эмоционально-мистический  характер, предполагают слепую веру, бездумное следование за лидером.  К такой власти в экстремальных  условиях могут придти не только  положительные личности, но и  демагоги, популисты.

Детально анализируя каждый тип власти, М. Вебер особо отмечает значение рационального типа. Для  большинства современных государств характерна рациональная легитимность, когда основным правовым актом является демократическая Конституция, а  властные отношения формально регулируются нормами права. Однако общественное признание политических лидеров, их положительная оценка массами нередко  зависит и от разумного сочетания  лидерами рационализма с традициями данной страны, с обладанием в известной  степени харизмой.

В демократическом обществе реализуется концепция разделения государственной власти на три ветви: законодательную (формирование законов), исполнительную (реализация законов), судебную (защита граждан и законов). Это необходимо для того, чтобы  все виды власти были сбалансированы и сдерживали друг друга от попытки  какого-либо произвола.

Необходимо подчеркнуть, что в обиходе широко распространено понятие «четвертая власть». Так  называют средства массовой информации - прессу, радио и телевидение. Имеется  в виду, что политические журналисты весьма многосильны в критике, в  разоблачениях, которые вполне могут  привести к изменениям в сфере  власти. Однако сами средства массовой информации властью не являются, поскольку  властных функций у журналистов  нет. Они не могут самостоятельно приказать, распорядиться, что-либо официально запретить.

Органы массовой информации выступают либо в роли «уполномоченного заявить» о решениях той или иной ветви власти, либо в роли комментатора и интерпретатора таких решений. Вот почему прессу, радио и телевидение  можно назвать властью лишь иносказательно, беря слова «четвертая власть» в  кавычки.

Политическая власть обычно реализуется как легально-официальная, представленная в виде формализованных  структур (институты, органы, аппараты власти). Однако она может быть и  нелегальной (неформальной, неофициальной). Это - власть влиятельных лиц, группировок, скрытых от глаз общественности - лоббизм (от англ. слова «лобби» - «кулуары», буквально – «коридоры»).2

Лоббизм - это разновидность  закулисной политики, особый механизм реального воздействия на властные структуры, на органы массовой информации в целях обеспечения интересов  определенных социальных слоев, групп  или отдельных лиц.

 

 

3) Взаимоотношения политики  с другими сферами общества. Политика  и экономика.

Будучи сферой социального  выбора групп, индивидов, организаций, политика органично связана с  моралью. Выбор проектов желаемого  будущего, значимость тех или иных локальных целей, определение средств  и методов их достижения основываются на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести  и достоинстве.

Мораль и политика являются одними из ранних социальных регуляторов  общественной жизни. Сближает их то, что  они относятся к сфере социального  выбора, поэтому достаточно подвижны и изменчивы. Содержание их обусловлено  влиянием множества факторов, начиная  от исторических и социокультурных  и кончая субъективными представлениями  и даже случаем.

Кроме того, мораль и политика относятся к нормативным регуляторам  жизнедеятельности индивидов. Упорядочение поведения людей происходит при  помощи нравственных и политико-правовых норм (общих правил, эталонов, образцов поведения), которые распространяются на все случаи данного рода и являются общеобязательными для всех людей. Однако нравственные и политические нормы различаются между собой  способом формирования и средствами реализации.3

Говоря об отношениях политики с экономикой прежде всего необходимо отметить значительную детерминирующую  роль последней в (формировании политической власти. Конечно, было бы явным преувеличением считать, что экономика всегда определяет политическую область жизни (например, классический марксизм). Источники  политики того или иного государства, класса, нации, группы чаще всего невозможно однозначно свести к экономическим  детерминантам. Но, в свою очередь, и  политика не может рассматриваться  как прародительница экономики. Хотя, будучи формой властно-государственного принуждения, политика сохраняет регулирующие способности по отношению к экономике  в тех случаях, когда та или  иная хозяйственная проблема приобретает  значительный социальный масштаб и  начинает затрагивать интересы всего  общества. При этом характер такого влияния может быть трояким: либо позитивным, либо негативным, либо нейтральным.

Политическую власть связывают  с экономикой специфические отношения  власти. Так как часть регулятивных механизмов (культура, мораль, этика) не имеют собственных центров власти, тогда как знание (наука), право, территориальная  администрация и экономика имеют  собственное управление, но экономическая  власть (и власть знания) находится  в иной сфере, чем политическая власть–  в частных руках, или в приватной  зоне и переходит в публичную, общественную зону.

Политика и политические власти в принципе не могут заниматься материальным производством, не участвуют  в непосредственном создании материальных ценностей, организации труда, не говоря уже о его технологических  аспектах. Существуют определенные пределы  проникновения политики в экономику  и специфические формы ее воздействия  на экономическую деятельность. Выход  политики за пределы допустимого  ведет к разрушению экономики: применению командно-приказного управления, администрирования, жесткого и неповоротливого управления, его бюрократизации и т.д. И в  итоге – к деградации производства, разрушению распределения и потребления. Поэтому в экономике всегда остается область отношений и практической производственной деятельности, которая  для политики  закрыта.

Политика не сводится к  регулированию отношений между  классами; лишь часть функций политики и ее институциональных и неинституциональных  структур непосредственно связана  с экономикой, хотя это и важная часть. Значительная  часть политических явлений и процессов связана  с экономикой косвенно, через социальные процессы, структуры и силы, которые  непосредственно или тоже косвенно включены в экономические отношения; и политика и сама экономика определяются не односторонними отношениями (экономика  – политика) и не взаимными (хотя это основа их отношений), а совокупностью  всех взаимодействующих общественных систем; что политика, как и другие такие системы, независима от них  и от самой экономики, хотя, конечно, относительно, но в меру этой ее автономии  она может определять развитие экономики.4

Таким образом, свои важнейшие  импульсы политика получает от экономической  основы жизнедеятельности – ее материальной базы и социально-экономических  отношений. Однако не менее фундаментальные  основы самой экономики заложены в политике – именно такое взаимное определение взаимодействующих  систем характерно для их отношений. Вернее в этом случае говорить не об односторонней, а о круговой причинно-следственной связи таких двух начал, как политика и экономика. Как уже говорилось, политика взаимодействует с экономикой также в двух формах – прямого  участия в экономическом процессе и косвенного, опосредованного социальными  процессами, отношениями и структурами.

Общий уровень политики и  экономики – их нормальная историческая пропорция. Высокий уровень политики (богатство международных связей, эффективность власти, гибкость политических структур и т.п.) в таком сочетании  означает и высокий уровень производства, его устойчивый рост, стабильность обеих систем, снижение социальной и экономической конфликтности  и т.д.

Общество представляет собой  внутренне согласованную целостность  элементов, в которой неразвитость какого-либо элемента компенсируется чрезмерным влиянием других, поэтому  в экономически отсталых и культурно  неразвитых обществах доминируют тоталитарные режимы, использующие политико-идеологические методы регуляции, пренебрегающие экономическими, моральными, правовыми средствами. При этом политика контролирует все  сферы жизнедеятельности человека, вмешиваясь в их развитие.

4) Социальные функции  политики.

 Значение и роль  политики как социального института  обусловлены функциями, которые  она выполняет в обществе. Количество  функций может быть различным.  Чем более многочисленны функции  политики в конкретном обществе, тем менее развито общество  и сама политическая сфера,  подминающая под себя другие  сферы.

В идеале общество представляет собой сбалансированную и внутренне  согласованную систему взаимодействия различных сфер жизнедеятельности  человека. В каждой сфере конкретные потребности реализуются с помощью  органически присущих ей методов. Например, потребности в продуктах питания, товарах широкого потребления удовлетворяются  экономической системой с помощью  материальной заинтересованности производителя. Однако в традиционных или переходных обществах незрелость отдельных  сфер компенсируется чрезмерным влиянием политики. Она выполняет не свойственные ей функции, вмешиваясь в различные  сферы гражданского общества, зачастую подменяя его.5 Тем самым сокращаются возможности самореализации личности. Но общества, развивающиеся на основе политико-идеологических методов, имеют ограниченный ресурс развития, хотя и способны достичь впечатляющих успехов. Эти общества формируют внешнюю мотивацию деятельности (страх, насилие), совсем не развивают внутреннюю мотивацию личности (интересы и потребности).

В современных обществах  политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они  не могут развиваться нормально:6

1) функцию обеспечения  целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря  тому, что политика определяет  проекты будущего, социальные ориентиры  и направленность развития, обеспечивает  их ресурсами;

Информация о работе Понятие политики, многообразие ее определений