Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:52, контрольная работа
Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры — одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России и других постсоциалистических государствах. Известно, что любые социальные перемены начинаются прежде всего с сознания людей. Переход от командной экономики к рыночному хозяйствованию и от авторитарной политической системы к правовому государству требует коренных изменений в политической культуре населения, формирования массового менталитета, адекватного рыночной экономике и плюралистической демократии.
Введение 2
Понятие политики, многообразие ее определений 7
Сущность и структура политики. Политическая жизнь и властные отношения 13
Взаимоотношения политики с другими сферами общества. Политика и экономика 16
Социальные функции политики 18
Заключение 19
В политологии существует несколько подходов к определению понятия «власть». Каждый из подходов характеризует какую-либо сторону, грань этого понятия, что свидетельствует о многогранности самой власти как социального явления.
Политическая власть зарождается
и утверждается в обществе как
необходимая форма отношений, прежде
всего между социальными
Функции политической власти: а) обеспечение в обществе приоритета определенных социальных групп и их организаций; б) управление общественной жизнью с позиций интересов тех или иных социальных групп; в) поддержание целостности и единства общества.
Разумеется, политическая власть
реализуется не только государством
и не только принуждением, тем более
насилием. К этому побуждают лишь
конкретные объективные причины. В
демократических обществах
Главный аспект политической власти - это организация, упорядочение общественной жизни различными способами-формами: господство, гегемония, руководство, управление, организация, контроль. Каждая из форм или их совокупность в той или иной степени обеспечивают организованность и управляемость общества.
Политическая власть может существовать в различных видах: государственная, партийная, региональная, международная и т. п. Отличие государственной власти от других видов в том, что она опирается на узаконенные (легитимные) нормы и санкции, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Однако политическая власть может функционировать, не опираясь на институт права, а при помощи организации с присущими ей нормами, не носящими правовой характер, на основе политических и идеологических ценностей (принципов, программ, идеалов). Примером такой власти могут послужить партийные, региональные и международные политические организации и их центры.
Политическая власть может быть как легитимной, так и нелегитимной. Макс Вебер выделил три основные вида легитимной власти:
1. Рациональный тип - разумно
обоснованный, целесообразный. В этом
типе властвующие продумывают
свои действия детально, до мелочей,
их приказы, законы, инструкции
являются юридически
2. Традиционный тип власти
основан на вере в святость,
незыблемость традиций, т. е. передаваемых
из поколения в поколение
3. Харизматический (от
греческого «харизма» - божественный
дар, благодать). Харизматическая
власть основана на
Детально анализируя каждый
тип власти, М. Вебер особо отмечает
значение рационального типа. Для
большинства современных
В демократическом обществе
реализуется концепция
Необходимо подчеркнуть, что в обиходе широко распространено понятие «четвертая власть». Так называют средства массовой информации - прессу, радио и телевидение. Имеется в виду, что политические журналисты весьма многосильны в критике, в разоблачениях, которые вполне могут привести к изменениям в сфере власти. Однако сами средства массовой информации властью не являются, поскольку властных функций у журналистов нет. Они не могут самостоятельно приказать, распорядиться, что-либо официально запретить.
Органы массовой информации выступают либо в роли «уполномоченного заявить» о решениях той или иной ветви власти, либо в роли комментатора и интерпретатора таких решений. Вот почему прессу, радио и телевидение можно назвать властью лишь иносказательно, беря слова «четвертая власть» в кавычки.
Политическая власть обычно
реализуется как легально-
Лоббизм - это разновидность закулисной политики, особый механизм реального воздействия на властные структуры, на органы массовой информации в целях обеспечения интересов определенных социальных слоев, групп или отдельных лиц.
3) Взаимоотношения политики с другими сферами общества. Политика и экономика.
Будучи сферой социального выбора групп, индивидов, организаций, политика органично связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных локальных целей, определение средств и методов их достижения основываются на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.
Мораль и политика являются
одними из ранних социальных регуляторов
общественной жизни. Сближает их то, что
они относятся к сфере
Кроме того, мораль и политика
относятся к нормативным
Говоря об отношениях политики с экономикой прежде всего необходимо отметить значительную детерминирующую роль последней в (формировании политической власти. Конечно, было бы явным преувеличением считать, что экономика всегда определяет политическую область жизни (например, классический марксизм). Источники политики того или иного государства, класса, нации, группы чаще всего невозможно однозначно свести к экономическим детерминантам. Но, в свою очередь, и политика не может рассматриваться как прародительница экономики. Хотя, будучи формой властно-государственного принуждения, политика сохраняет регулирующие способности по отношению к экономике в тех случаях, когда та или иная хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы всего общества. При этом характер такого влияния может быть трояким: либо позитивным, либо негативным, либо нейтральным.
Политическую власть связывают
с экономикой специфические отношения
власти. Так как часть регулятивных
механизмов (культура, мораль, этика) не
имеют собственных центров
Политика и политические
власти в принципе не могут заниматься
материальным производством, не участвуют
в непосредственном создании материальных
ценностей, организации труда, не говоря
уже о его технологических
аспектах. Существуют определенные пределы
проникновения политики в экономику
и специфические формы ее воздействия
на экономическую деятельность. Выход
политики за пределы допустимого
ведет к разрушению экономики: применению
командно-приказного управления, администрирования,
жесткого и неповоротливого управления,
его бюрократизации и т.д. И в
итоге – к деградации производства,
разрушению распределения и потребления.
Поэтому в экономике всегда остается
область отношений и
Политика не сводится к
регулированию отношений между
классами; лишь часть функций политики
и ее институциональных и
Таким образом, свои важнейшие
импульсы политика получает от экономической
основы жизнедеятельности – ее материальной
базы и социально-экономических
отношений. Однако не менее фундаментальные
основы самой экономики заложены
в политике – именно такое взаимное
определение взаимодействующих
систем характерно для их отношений.
Вернее в этом случае говорить не об
односторонней, а о круговой причинно-следственной
связи таких двух начал, как политика
и экономика. Как уже говорилось,
политика взаимодействует с экономикой
также в двух формах – прямого
участия в экономическом
Общий уровень политики и
экономики – их нормальная историческая
пропорция. Высокий уровень политики
(богатство международных
Общество представляет собой
внутренне согласованную
4) Социальные функции политики.
Значение и роль
политики как социального
В идеале общество представляет
собой сбалансированную и внутренне
согласованную систему
В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально:6
1) функцию обеспечения
целостности и стабильности
Информация о работе Понятие политики, многообразие ее определений