Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:39, контрольная работа
Краткое описание
Понятие политологии. Мораль, как воплощение гуманизма. Основные подходы к правам человека. Идеи лидерства в истории. Особенности информационного тоталиризма. Роль выборов в демократической политической системе
Идея гипнотического,
завораживающего воздействия лидера
на массу, толпу или народ была подхвачена
3.Фрейдом. Он полагал, природа лидера связана
с особыми качествами сродни гипнотическим.
Фрейд ищет истоки тех механизмов, которые
делают подобное воздействие возможным,
в потребности любого человека в поклонении
авторитетам.
В отличие от
социальных психологов, делавших акцент
на психологической зависимости
между личностью лидера и массой,
социологи того же периода (В.Парето, В.Михельс,
Г.Моска, М.Вебер) больше интересовались
феноменом политической власти как объясняющим
природу лидерства. Так, М.Вебер определяет
саму политику через понятие лидерства,
которое в свою очередь определяется через
понятие власти как главной ценности для
лидера. Существенно важным для социологической
трактовки лидерства является рассмотрение
власти лидера как социального феномена,
а не только индивидуального. Работа Г.Моски
«Правящий класс» наиболее отчетливо
выразила этот подход. В. Парето акцентирует
эту проблему в ее динамическом аспекте,
показывая зависимость стиля лидерства
от социального запроса, который приводит
к смене «львов» на «лис» и наоборот. Другой
важной особенностью социологической
трактовки является выделение ситуации
как фактора, определяющего поведение
лидера.
Яркими представителями
волюнтаристской теории лидерства,
рассматривающей историю как
результат творчества выдающихся личностей,
явились Томас Карлейль (1795-1881) и
Ральф Уолдо Эмерсон (1803 - 1882). Они
считали сновную массу населения,
не способной нормально существовать
без направляющего воздействия
лидеров.
Непосредственное
воздействие на современные концепции
лидерства оказал Габриель Тард (1843-1904),
один из основоположников теории социализации.
Тард пытался доказать, что основным
законом социальной жизни является
подражание последователей лидеру. Большинство
населения не способно к самостоятельному
социальному творчеству. Единственный
источник прогресса общества - открытия,
сделанные инициативными и оригинальными
личностями.
С многовековой
традицией, рассматривающей лидеров
как локомотив истории, принципиально
расходится марксизм. Он ограничивает
возможность активности политических
лидеров исторической необходимостью
и классовыми интересами. Политический
лидер выступает здесь наиболее
последовательным, сознательным и умелым
выразителем воли класса, т.е. играет
по отношению к классу вспомогательную,
служебную роль. И если Маркс и
Энгельс отмечали возможность обособления
политических лидеров от представляемого
ими класса и предупреждали рабочих
о необходимости обезопасить
себя от собственных чиновников, то
у Ленина и, особенно, у Сталина
возобладали еще более упрощенные
представления о соотношении
масс и политических лидеров. «Массы,
- писал Ленин, - делятся на классы
... классами руководят обычно ... политические
партии ... политические партии в виде
общего правила управляются более
или менее устойчивыми группами
наиболее авторитетных, влиятельных, опытных,
выбираемых на самые ответственные
должности лиц, называемых вождями».
Отрицание исторической
роли лидеров свойственно и некоторым
немарксистским исследователям. Они
утверждают, что лидеры не имеют
никакого значения. Массы и окружающая
среда в целом диктуют поведение
лидеров, влияют на их ценности и цели,
определяют средства достижения целей,
контролируют их действия с помощью
конституций, партий и других институциональных
механизмов.
Современные подходы
к исследованию лидерства имеют
не только разные истоки, но и различаются
по своей дисциплинарной принадлежности.
Это следует иметь в виду при
поиске методологических ключей к исследованию.
Так, следует, прежде всего, отметить вклад
психологов, принесших в исследования
лидерства различные варианты теорий
личности. Они наложили отпечаток именно
на понимании личности лидера, его различных
характеристик и качеств, позволяющих
лидеру стать во главе организации, партии
или государства. Психологи также много
внимания уделяют отдельным структурным
понентам личности (мотивам, потребностям,
воле, эмоциям, темпераменту, здоровью,
характеру, стилю, Я-концепции, самооценке
и др.)
В последние десятилетия
мощным стимулом исследования лидерства
стало развитие теорий менеджмента.
Личность лидера в теориях менеджмента
присутствует в той степени, когда
необходимо учесть этот фактор с целью
манипулирования организацией.
Вопрос №49. Особенности
информационного тоталиризма.
Слово "total"
означает "целый, общий". Тоталитаризм
- это явление всеобщее, затрагивающее
все сферы жизни. В экономике он означает
огосударствление экономической жизни,
экономическую несвободу личности. Личность
не имеет собственных интересов в производстве.
Происходит отчуждение человека от результатов
его труда, и, как следствие, лишение его
инициативы. Государством устанавливается
централизованное, плановое управление
экономикой. Ф.Хайек в своей книге "Дорога
к рабству", написанной в 1944 году, особый
акцент делает именно на этом аспекте
тоталитаризма. Он приходит к выводу о
том, что свобода политическая - ничто
без свободы экономической. Контроль над
важнейшими ресурсами общества, как материальными,
так и нематериальными, будет находиться
у тех, в чьих руках сосредоточен контроль
над экономической властью. Идея централизованного
планирования заключается в том, что не
человек, но общество решает экономические
проблемы, и, следовательно, общество (точнее
отдельные его представители) судит об
относительной ценности тех или иных целей.
Там, где единственный работодатель - государство
или подконтрольные режиму частные предприятия
не может быть и речи о свободном политическом,
интеллектуальном или каком-либо ином
волеизъявлении людей. Ф. Хайек видел опасность
возникновения тоталитаризма в возрастающем
государственном регулировании экономики
Великобритании.
В политической
сфере вся власть принадлежит
особой группе людей, которую народ не
может контролировать. Большевики, например,
поставившие перед собой цель свержения
существующей системы, с самого начала
были вынуждены действовать как конспиративная
партия. Эта конспиративность, интеллектуальная,
идеологическая и политическая закрытость
остались с существенной характеристикой
и после завоевания власти. Общество и
государство при тоталитаризме оказываются
поглощёнными одной господствующей партией,
происходит слияние высших органов этой
партии и высших органов государственной
власти. Фактически происходит превращение
партии в решающий стержневой элемент
государственной структуры. Обязательным
элементом такой структуры является запрет
на оппозиционные партии и движения. Характерной
чертой всех тоталитарных режимов является
также то, что власть не опирается на законы
и конституцию. В сталинской конституции
были гарантированы почти все права человека,
которые на деле практически не выполнялись.
В духовной сфере господствует одна идеология
и мировоззрение. Как правило - это утопические
теории, реализующие извечную мечту людей
о более совершенном и счастливом общественном
порядке, в основе которых лежит идея достижения
фундаментальной гармонии между людьми.
Тоталитарный режим использует мифологизированную
версию одной такой идеологии в качестве
единственно возможного мировоззрения,
которое превращается в некое подобие
государственной религии. Эта монополия
на идеологию пронизывает всю иерархию
властных отношений сверху донизу - от
главы государства и партии до самых низших
звеньев власти и ячеек общества. В СССР
такой идеологией стал марксизм, в Северной
Корее - идеи "пучхе" и т.д. В тоталитарном
режиме все без исключения ресурсы (и материальные,
и человеческие, и интеллектуальные) направлены
на достижение одной универсальной цели:
тысячелетнего рейха, коммунистического
царства всеобщего счастья и т.д. Эта превращённая
в религию идеология породила ещё один
феномен тоталитаризма: культ личности.
Как и всякие религии эти идеологии имеют
свои священные писания, своих пророков
и бого-человеков (в лице вождей, фюреров,
дуче и т.д.).
Вопрос №59. Роль выборов
в демократической политической
системе.
Выборы - важнейший
компонент современной политики.
Они представляют собой способ формирования
органов власти и управления с
помощью выражения по определенным
правилам (в соответствии с избирательной
системой) политической воли граждан.
В результате выборов избранные
кандидаты наделяются властными
полномочиями. Выборы используются в
различных демократических организациях:
партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях,
кооперативах, акционерных обществах
и т.д. В данной главе речь идет
главным образом о выборах
в масштабах государства, всей политической
системы.
Выборы всегда
связаны с голосованием. Однако
при всей близости этих понятий
они имеют и существенные отличия.
Выборы обычно понимаются как
закрепленный в конституции и
других законах относительно
регулярный, периодичный процесс
избрания состава органов государства.
Голосование же не всегда связано
с выборами. Оно используется
и в различных формах прямой
демократии: в референдумах, опросах,
принятии коллективных решений
на собраниях и т.п.
Выборы как неотъемлемый
элемент демократии несут на себе отпечаток
ее различных форм и играют в ее различных
моделях неравноценную роль. Сравнительно
низка значимость выборов в политических
системах, базирующихся на прямых формах
демократии, непосредственном участии
граждан в подготовке и принятии важнейших
государственных решений. В таких случаях
властные полномочия избираемых гражданами
руководителей государства сильно ограничены,
что снижает и политическую значимость
самих выборов. Примером такого рода государств
являлась древнегреческая Афинская республика
в периоды непосредственного правления
большинства, решения плебсом на площадях
вопросов размера налогов, войны и мира,
смены судей и военачальников и т.д.
В условиях современных
демократий выборы - их стержневой механизм,
главная форма проявления суверенитета
народа, его политической роли как источника
власти. Они служат также важнейшим каналом
представления в органах власти интересов
различных общественных групп. Всеобщие
выборы предполагают право участия в них
каждого гражданина. Для многих, а в некоторых
странах и для большинства граждан они
являются единственной формой их реального
участия в политике. Они позволяют осуществлять
наибольшее влияние на власть: сохранять
или сменять парламенты и правительства,
обеспечивать их ответственность перед
народом, изменять политический курс и
т.д.
Выборы - достаточно
частое в политической и общественной
жизни явление, поскольку они
распространяются на различные
институты и уровни правления:
парламент, президента, представительные,
а часто и исполнительные органы
субъектов федерации, местные
органы власти. Так, в США один
раз в четыре года проводятся
федеральные, общенациональные президентские
выборы, каждые два года - выборы
в палату представителей - нижнюю
палату конгресса. В эти же
сроки - раз в два года, но
не на два, а на шесть лет,
избирается одна треть членов
верхней палаты конгресса - сената.
На уровне штатов регулярно
избираются губернаторы, законодательные
собрания, генеральные прокуроры
и другие должностные лица, на
местном уровне - мэры, советники,
казначеи, клерки, судьи, шерифы, констебли,
надзиратели школ и т.д. Общую
картину дополняют выборы в
партиях, профсоюзах и многочисленных
добровольных ассоциациях. Многообразие
электоральных форм открывает
перед гражданами достаточно
широкие возможности для проявления
политической активности и влияния на
государственные и общественные дела.
Литература:
Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ-го века. Вопросы
философии, 1992, № 2.
Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000.
- 559 с.