Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:49, реферат
Правовое государство — тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти.
Глава 1. Признаки правового государства.
§1 Разделение государственных властей.
§2 Верховенство закона в правовом государстве.
§3 Взаимная ответственность государства и личности.
§4 Права человека.
Глава 2. Конституционные права граждан в России.
§1 Социально-экономические и культурные права.
§2 Политические права и свободы.
§3 Личные свободы.
Заключение.
Литература.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный университет
технологий,
механики и оптики».
Институт международного бизнеса и права
Реферат
по дисциплине «Правоведение»
на тему
«Правовое государство»
Выполнила: студентка 3-ого курса очной
формы обучения ИМБИП, группа 3443:
Красных
М.А.
Баллы: ______________________________
Подпись:
______________________________
Санкт-Петербург
2011
Введение. Правовое государство.
Глава 1. Признаки правового государства.
§1 Разделение государственных властей.
§2 Верховенство закона в правовом государстве.
§3 Взаимная ответственность государства и личности.
§4 Права человека.
Глава 2. Конституционные права граждан в России.
§1 Социально-экономические и культурные права.
§2 Политические права и свободы.
§3 Личные свободы.
Заключение.
Литература.
Правовое государство — тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти.
Идея правового государства прежде всего противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:
§1. Разделение государственных властей.
В
структурно-организационном
Только органам государственной власти должно принадлежать исключительное право на издание общеобязательных норм. Все иные органы государства призваны обеспечивать беспрепятственную реализацию этих норм, не внося при этом никаких корректив в их содержание.
Концепция разделения властей, базирующаяся на разграничении компетенции и функций различных государственных органов, в то же время предполагает так называемую систему взаимных "сдержек и противовесов", целью которых является обеспечение независимости всех властей, недопущение абсолютизации какой-либо из них.
Не трудно заметить, что "сдержки и противовесы" не затрагивают сферу деятельности той или иной власти, не позволяют ей присвоить себе "чужие" полномочия. Так, исполнительно-распорядительные органы не должны заниматься правотворческой деятельностью, а правосудие не может входить в компетенцию законодательной и исполнительной власти.
Подчеркивая недопустимость абсолютизации какой-либо из трех властей в Правовом государстве, следует обратить внимание на то, что и законодательная власть, занимающая в силу своей специфики верховное положение в обществе, не может носить абсолютного характера.
Практическая реализация принципа разделения властей, равно как и принципа господства права, в обществе не возможна без строгого следования всех государственных структур требованиям правовых норм. В этом - суть еще одного принципа Правового государства.
§ 2. Верховенство закона в правовом государстве.
Данный
принцип является одним из
важнейших критерием демократичности
государства. И действительно,
ни одно из тоталитарных
государств не утруждало
себя обязательствами
В
течение многих лет право рассматривалось
лишь как средство, с помощью
которого государство управляет
обществом, а более правильный
тезис: "государственное
управление как средство осуществления
права" отсутствовал. Не
право на службе у государства,
а государство на службе у права -
вот в чем смысл рассматриваемого
принципа Правового государства.
Иначе говоря, государство, его органы,
должностные лица не могут преступить
через закон; их деятельность
должна строго регламентироваться
рамками закона и протекать в границах
и формах, прямо оговоренных в законе.1
§3. Взаимная ответственность государства и личности.
Мы воспринимаем как должное ответственность личности перед государством. Нарушил человек требования законов (вовремя не уплатил квартирную плату, совершил прогул, пересек улицу на красный свет светофора, украл, оскорбил человека и т.п.) государство привлекает его к ответственности, наказывает. Но много ли вспоминается случаев, когда бы личность призвала к ответу государство за нарушение последним правовых норм.
Правовое же государство предполагает взаимную, двустороннюю ответственность: с одной стороны, личность несет юридическую ответственность (в традиционном ее понимании) перед государством, а с другой, - государство отвечает перед личностью в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения лежащих на нем обязанностей или злоупотреблений предоставленными ему правами. А практически это означает возможность гражданина беспрепятственно обратиться за защитой своего нарушенного права в тот или иной правоохранительный орган, и в первую очередь, в суд. А государство в лице его конкретных органов или должностных лиц, в случае не исполнения требований правовых норм, обязано претерпеть определенную меру наказания и возместить ущерб (например, выплатить гражданину определенную компенсацию за задержанный по вине авиапредприятия рейс; оплатить расходы, связанные с лечением лица вследствие производственной травмы и т.п.). 2
Сегодня реализация этого принципа чрезвычайно затруднена, для многих она кажется необычной мечтой. И все же в последнее время стали намечаться прогрессивные тенденции.
Взаимная ответственность государства и личности с неизбежностью предполагает следующий принцип Правового государства - соблюдение прав человека.3
§4. Права человека.
Права человека — неотъемлемые свободы и права личности, которые индивид обретает в силу рождения, основное понятие естественного и вообще всякого права в целом. Права человека объемлют гражданские права целых общностей (дети, женщины, нацменьшинства, народы и т.д.). Обсуждается идея совокупных прав человечества. При распространении прав человека на сообщества они не отчуждаются от личности, исходным остается признание экзистенциальной самоценности всех составляющих общность индивидов.4
Современные представления о Правах человека впитывают интеллектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолением фашизма и тоталитаризма, разнообразных форм насилия и эксплуатации. Они изложены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ГА ООН 10 декабря 1948 г. Декларация подчеркивает, что " все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве " (ст. 1), что " каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными ... Декларацией, без какого бы то ни было различия " (ст.2). Идущие за вступительными 19 статей (3-21) раскрывают гражданские права и политические свободы в т.ч. право на жизнь, свободу и безопасность личности, равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом; негативные свободы - от произвольного ареста, задержания или изгнания, от рабства и подневольного существования, от пыток и жестокого обращения, от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и т.п., а также позитивные свободы - передвижения, совести, мирных собраний и ассоциаций и т.п.. Следующие 6 статей Декларации (22-27) выражают экономические, социальные и культурные права, включая право на социальное обеспечение, на труд и свободный выбор работы, на жизненный уровень необходимый для поддержания здоровья и благосостояния, на образование, на участие в культурной жизни и т.п.. В статье 29 говориться, что "человек имеет обязанности перед обществом, в котором только возможно свободное и полное развитие его личности ". При этом " каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в ... Декларации, могут быть полностью осуществлены " (ст. 28), какие бы то ни были ограничения прав и свобод отдельной личности могут быть "установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе" (ст. 29). В заключительной статье 30 подчеркивается, что ничто в Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в Декларации.
Всеобщая Декларация прав человека
является первым разделом
Помимо Международного билля о Правах человека в ООН приняты и другие документы, в т.ч. Декларация прав ребенка (1959 г.), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации (1981 г. ), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания ( 1986 г.). Важное значение имеют также Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и последующие документы т.н. Хельсинского процесса, региональные соглашения, в частности, деятельность Европейского суда.
Концепция прав человека продолжает
развиваться. Существенной
С политической точки зрения
требуют осмысления и