Право граждан на обращения в органы государственных и муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучении экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации, исследовании проблем законодательного регулирования экономических прав человека и гражданина и экономической безопасности, как составляющей национальной безопасности, и гарантий экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации.
Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации – совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации (правовое закрепление и обеспечение)
1.1 Право на экономическую деятельность………………………………………..3
1.2 Право частной собственности…………………………………………………..5
1.3 Трудовые права и свободы……………………………………………………...7
Правовые механизмы реализации права граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
2.1 Право граждан на обращения в органы государственных и муниципальных образований……………………………………………...…………………………..9
2.2 Порядок обжалования решений органов государственной власти…………13
Заключение................................................................................................................15
Нормативные правовые акты……………………………………………………...16
Список использованной литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по коест.экономиек!!!.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Правовые механизмы  реализации права граждан обращаться  лично, а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  государственные органы и органы  местного самоуправления

2.1 Право граждан  на обращения в органы государственных и муниципальных образований

 

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления является одним из самых важных средств проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Данное политическое право достаточно актуально в нашей стране, т.к. осуществление права на обращение помогает осуществлению и защите других прав человека и гражданина.

Такое право закреплено в Конституции граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления5.

В данной статье речь идет о важнейшем элементе демократически организованного общества. Обращения граждан к субъектам власти – главное средство реализации, защиты прав. С другой стороны, они позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов власти, исправить их ошибки. Обращения можно рассматривать и как форму обратной связи, по каналам которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.

Поступающие обращения граждан в государственные, муниципальные и общественные организации можно группировать: по содержанию (пенсионные, налоговые и т. д.), по авторам (индивидуальные, групповые), по форме (устные, письменные), по адресатам, можно делить на первичные и вторичные и т. д.

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»6 различает следующие основные термины:

Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Согласно Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»7 каждый гражданин имеет право обратится в суд, если считает, что его права были нарушены неправомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений и т.д.

В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы человека и гражданина; созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к какой-либо ответственности.

Любой гражданин имеет право получить доступ ко всем материалам, затрагивающим его права и свободы.

Гражданин, права которого были нарушены, вправе обратится к вышестоящему в порядке подчинённости государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. В случае отказа гражданин вправе обратится в суд.

Гражданин может обратиться в суд с жалобой в течение: трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его   прав; одного месяца со дня получения отказа в удовлетворении его жалобы вышестоящей организацией.

Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений и т.д. рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства с учётом особенностей, установленных законом.

Органы, действия (решения) которых обжалуются, обязаны документально доказать законность обжалуемых действий (решений). Гражданин, подавший жалобу, не обязан доказывать незаконность обжалуемых действий (решений). Обязан доказать сам факт нарушения своих прав и свобод.

В случае установления обоснованности жалобы, суд признает обжалуемое действие незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет применённые к нему меры ответственности и определяет ответственность государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, должностного лица или государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод человека и гражданина.

Немаловажную роль в осуществлении гражданами права на обращение играет ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»8.

В компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб на решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если заявитель обжаловал эти решения в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При этом Уполномоченный не может рассматривать жалобы на решения палат Федерального Собрания и законодательных органов государственной власти субъектов федерации.

Жалоба Уполномоченному по правам человека может быть подана в течение одного года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении.

Получив жалобу Уполномоченный вправе принять её к рассмотрению, разъяснить средства защиты и передать жалобу тому органу, действия которого обжалуются либо ответить отказом, неподлежащим обжалованию.

При проведении проверки также все руководители различных органов государственной власти, местного самоуправления, предприятия любых организационно-правовых форм, воинских формирований обязаны безотлагательно принимать Уполномоченного.

После подведения итогов своей проверки, Уполномоченный имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, а так же участвовать в процессе, обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства или уголовного дела, обратиться в суд, прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда или постановления суда. Также вправе обратиться в Конституционный суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их, о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

2.2 Порядок обжалования  решений органов государственной  власти

 

Порядок обжалования решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего закреплен в гл. 25 ГПК РФ.

Суд обязан рассмотреть жалобу в десятидневный срок. При рассмотрении дела суд обязан проверить правильность действий административного органа или должностного лица и установить, производится ли взыскание на основании закона и управомоченным на то органом или должностным лицом, был ли соблюден установленный порядок привлечения лица, к которому предъявлено требование, к выполнению возложенной на него обязанности; совершил ли оштрафованный нарушение, за которое законодательством установлена ответственность в виде штрафа, и виновен ли он в совершении этого нарушения; не превышает ли наложенный штраф, установленный предельный размер; учтены ли при определении размера штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного и его имущественное положение; не истекли ли сроки давности для наложения и взыскания штрафа. В случае обращения взыскания на имущество суд обязан проверить соответствие ареста имущества требованиям закона.

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение об её удовлетворении, если требование административного органа или должностного лица признано незаконным. Либо решение об отказе в удовлетворении жалобы.

Решение суда направляется для устранения допущенных нарушений закона или другого нормативного акта руководителю государственного органа, общественной организации или должностному лицу, действия которых были обжалованы, либо вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу; общественной организации или должностному лицу.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для государственного органа, общественной организации, должностного лица, которых оно касается.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее, чем за месячный срок со дня получения решения суда. В случае неисполнения решения суд принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Последней инстанцией, куда может обратиться гражданин Российской Федерации и куда могут быть обжалованы решения и действия государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и т.д., нарушающих права и свободы человека и гражданина по праву можно назвать Европейский суд по правам человека в Страсбурге, Франция.

Право обращения в этот суд закреплено в Европейской конвенции по правам человека, которая была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3 сентября 1953 года. На сегодняшний день Конвенция ратифицировало 41 государство, в числе которых находится и Российская Федерация.

Решение Суда является окончательным.

Жалоба в Европейский суд по правам человека может быть подана только в том случае, если исчерпаны все средства внутригосударственной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Итак, право граждан на обращение закреплено:

  1. ст. 33 Конституции Российской Федерации.
  2. ФЗ РФ от 2 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
  3. Законом РФ от 27 апреля 1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
  4. ФКЗ РФ от 26 февраля 1997г. №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
  5. Европейской конвенцией по правам человека.

 

Заключение.

 

Конституция Российской Федерации 1993 года послужила фундаментом создания нового общественно-экономического уклада в стране, фиксирующем в полном объеме экономические права и свободы граждан. 

Свобода экономической деятельности - другой основополагающий принцип рыночной экономики, означающий, что люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли. Они вправе свободно вести торговлю, открывать банки и биржи, создавать хозяйственные объединения. Индивидуальное обогащение от такой деятельности, если она не противоправна, не только не враждебно интересам общества, но как раз служит этим интересам. Граждане вправе требовать от государства защиты от непомерного налогообложения, коррупции государственных чиновников, рэкета и организованной преступности. Чем реальнее и прочнее гарантии в этой области, тем выше темпы экономического развития и жизненный уровень народа.

Право частной собственности в сочетании с правом на экономическую деятельность, предусматривающим свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни.

В Конституции Российской Федерации вопросу о частной собственности уделено значительное место в главе о правах и свободах

 

Нормативные правовые акты

 

  1. Конвенция №29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда» (Принята в г. Женеве 28.06.1930 на 14-ой сессии Генеральной конференции МОТ)/ Ведомости ВС СССР. 2 июля 1956. № 13. ст. 279.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках  к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)


  1. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010)/ «Российская газета», №43-44, 04.03.1997.
  2. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 02.02.2006)/ «Российская газета», №117, 20.06.1995.
  4. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 05.05.2014) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)
  5. Закон РФ № 4866-1 от 27.04.1993 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» / «Российская газета», №89, 12.05.1993.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ

Информация о работе Право граждан на обращения в органы государственных и муниципальных образований