Прикладная политология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 06:00, контрольная работа

Краткое описание

В современной политической науке существуют два основных уровня исследований: теоретической и прикладной.
Со временем в политических исследованиях наряду с абстрактными, теоретическими представлениями, достаточно дистанцированными от конкретной действительности, выкристаллизовались знания, которые были непосредственно сфокусированы на изучении и решении практических коллизий политической жизни. Они и составили область прикладной политологии.

Содержание

8. Прикладная политология 3
18. Политическая легитимность 6
28. Борьба за социальные права 9
38. Особенности российской политической элиты 12
48. Характерные черты политического тоталитаризма 16
58. Предпосылки и пути демократизации 19
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная политология.docx

— 69.46 Кб (Скачать файл)

 

 

38. Особенности российской политической элиты

 

Проблемы формирования, развития и функционирования поли- тической элиты всегда находятся в сфере наиболее актуальных тем политологии. В условиях переходного периода от тоталитарного по- литического режима к демократическому режиму роль политических элит особенно возрастает. Это еще отмечал бывший Президент РФ Д.А. Медведев, говоря, что «наша демократия несовершенна, но мы в начале пути, мы не стоим на месте, мы идём вперёд». При этом свободу нельзя откладывать на потом. Государство – не цель развития общества, а инструмент. Его участие в жизни общества должно быть ограничено. Здесь крайне важно дать обществу шанс для самоорганизации, идти по пути модернизации, но без революций. Политические и социальные преобразования должны быть продуманными, рациональными, постепенными, но неуклонными. Очевидно, что направленность и эффективность этих преобразований во многом зависит и от политической элиты.[8]

Политическая элита всегда вызывает интерес у остальных членов общества, с одной стороны, в силу способности оказывать на них существенное влияние, а с другой стороны, в силу своей закрытости. История  элиты  свидетельствует, что она любыми путями ограничивает доступ к политической власти«чужих» и жестко контролирует тех, кто ее достигает. Таким образом, ограничивая доступ к власти другим членам общества, элита обеспечивает свое господство в обществе, реализуя свои корпоративные интересы, создавая себе привилегии и пр.

Несмотря на то, что современное российское общество признается демократическим, очевидно, что именно политическая элита определяет вектор развития государства.

Россия сегодня находится в условиях переходных состояний политического режима, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое не исчерпало себя. Режим приобретает новый формат, но со старым содержанием. И, что важно, политический режим во многом выражает интересы находящейся у власти политической элиты и финансово-промышленной олигархии, но не общества. Вместе с тем, в условиях расхождения слова и дела политическая элита продолжает жить в виртуальной реальности, в которой она представляет себя подлинной элитой своего времени.[8]

Выделим основные особенности формирования современной российской политической элиты.

Процесс формирования российской политической элиты представляет собой симбиоз двух классических систем рекрутирования: гильдейской и антрепренерской. Несмотря на происходившую в течение 20 лет смену политической элиты, особенности ее формирования изменились не значительно, а механизм ее формирования остается закрытым при всей кажущейся открытости.[5]

Многие специалисты и до выборов 2011-2012 годов отмечали, что, начиная со второй половины 1990-х годов и до настоящего времени, социальная закрытость политических элит России стала доминирующей тенденцией, препятствующей осуществлению социально-политических перемен в стране.[5]

Реальные, эффективные механизмы отбора политической элиты в России по-прежнему отсутствуют. Так называемая политическая элита в России - это группы, которых назначили или которым «позволили быть», которые ориентированы на адаптацию к сложившемуся порядку и не обладают автономией, автономным авторитетом и влиянием, признанием законности их прав на элитные позиции.

Политическая элита в современной России мало чем отличается от советской номенклатуры. Советская номенклатура адаптировала под себя демократические институты и порядки, превратилась в новый класс чиновников и собственников, который продолжает оказывать огромное влияние на государственную политику. Этот новый класс собственников способен четко выстраивать свои порядки в любых демократических или авторитарных формах.

Однако, при всей схожести с советской номенклатурой, современная политическая элита существенно отличается от этой группы по целям деятельности, по способам господства и взаимодействия, а также по своему социальному составу. В механизме формирования политической  элиты  используются преимущественно  неформальные каналы рекрутирования, а также обновление происходит в основном за  счет  элитарного  резерва (родственники, знакомые «полезные» люди, земляки, сослуживцы и т. п.). При этом, ведущим фактором, определяющим карьерное продвижение чиновника по службе, считаются не интеллектуальная состоятельность, повышение квалификации или управленческая эффективность, а поддержка той или иной экономической или административной структуры. Личные связи, преданность лидеру и покровительство выступают важнейшим фактором успешной карьеры.[11]

Происхождение политической элиты носит преимущественно корпоративный характер. Особенность корпоративной системы в России состоит в том, что она строится на взаимозависимости наиболее влиятельных заинтересованных групп и государства, имеющей договорной характер. Во многом это является следствием реформ 1990-х годов и существенной трансформации модели элитообразования, когда источником политического влияния в постсоветской России стала собственность. Эта тенденция не изменилась до настоящего времени.

Главным вектором развития политической элиты российского общества, практически исключающем попадание в элиту «случайных людей», является «преемственность». В настоящее время происходит тщательный селективный отбор на элитарные властные позиции. Все чаще становится малозначительным наличие реальной конкуренции на выборные должности. Формально в российском обществе существует широкий круг селектората, но данный круг формируется, как правило, представителями тех институтов власти, которые созданы властвующей элитой.

Конкурентная борьба за элитарные позиции, которая существовала в конце 80-х - начале 90-х гг., в настоящее время практически перестала присутствовать на «политической сцене» общества. Ярким примером тому служит избрание Президентом РФ Д.А. Медведева, который формально являлся «преемником» своего предшественника В.В. Путина. Отсутствие реальных конкурентов Д.А. Медведева, а в последующем, и В.В. Путина также в значительной мере укрепляет данный факт.[5]

Сегодня выдвижение в правящую политическую элиту новых политиков осуществляется путем выборов. Однако  здесь  следует  отметить, что в России происходит огосударствление партийной системы и административное манипулирование выборами. Многопартийность в России имеет, как минимум, две проблемы: во-первых, это изначально заложенная слабость партий в условиях сильной президентской власти, а во-вторых, это преобладание партий, созданных«сверху», и в силу этого неспособных служить надежным механизмом артикуляции общественных интересов. Партии сегодня - не столько каналы связи между властью и обществом, сколько каналы взаимодействия элит.

Господствующая партия «Единая Россия», за которой уже закрепился термин «партия власти», на выборах опирается на мощный федеральный и региональный административный ресурс, поддержку средств массовой информации, имеет большие финансовые возможности. [5]

Таким образом, главная задача современной российской политической элиты заключается в большей открытости, в привлечении в свои ряды на конкурсной основе наиболее способных людей из всех социальных слоев, обладающих профессиональной компетенцией, нравственными и культурными ценностями, управленческими качествами и высокой мобильностью, в регулировании данного процесса с целью сохранения социально-политической стабильности в обществе. 
48. Характерные черты политического тоталитаризма

 

Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). В этимологическом, неполитическом значении этот термин издавна использовался многими учеными. [2]

Назовем общие черты характерные для всех форм тоталитаризма и отражающие его сущность. К ним относятся следующие:[6]

1.Возникая на основе определенного идеологического образа тоталитаризм стремиться подчинить единственный верный строй с помощью планирования всех экономических, социальных процессов и пытается построить общество на базе тех-ценностей, которые провозглашаются тоталитарной утопией.

2.Общей характерной чертой также выступает этологические и телеологические концепции, исходящие из того что все историческое развитие движется к определенной цели. Тоталитарные идеологии заимствовали у религии представления о счастливом конце существования человека. Телеологизм мотивации идеологии заключается в рассмотрении истории как закономерности движения, и приоритете цели над средствами.

3.Для тоталитаризма характерно монополия на СМИ, нетерпимость к инакомыслию, рассмотрение идейных оппонентов как врагов, манипуляция массами, всеобщая идеология и социальная политизация, а также гипертрофический аппарат власти. Ядром политической системы выступает централизованная политика за новый порядок во главе с партией. И наконец, характерной чертой всех форм тоталитаризма является–массовый террор, запугивание, слепая вера, страх, ненависть, зависть, доносительство. Посредством всего выше изложенного нами постараемся выделить основные признаки характерные для всех форм тоталитаризма и дадим им конкретные определения.

Итак, для тоталитаризма характерно:

  1. Однопартийность массовая партия с жесткой полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям–вождям, руководству в целом, срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе.
  2. Недемократический способ организации партии– она строится вокруг лидера. Власть идет вниз –от лидера, а не вверх от масс.
  3. Идеологизация всей жизни общества. Тоталитарный режим это идеологический режим, где всегда есть своя «Библия». Идеология, которую определяет политический лидер, включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса ит.д.) Тоталитарное общество ведет широкую идеологическую обработку населения.
  4. Монопольный контроль производства и экономики, а также всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации.
  5. Террористический полицейский контроль.[6]

Первой и классической формой тоталитаризма стал коммунизм (социализм) советского типа. Коммунизм сформировался в 1918 году. Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие формы выражает основные черты тоталитарного режима.[6]

Российские политологи, опираясь на западные исследования, определяют следующие особенности советского тоталитаризма: абсолютная единоличная власть; индокринация общества (внушение единой доктрины); изначальная аморальность и полное презрение к человеку; синтез элементов азиатского деспотизма и радикальных идеологических доктрин; исключи-тельная ориентация на будущее; патетические апелляции к массам; опора на внешнюю экспансию; великодержавные амбиции; всемогущая вера в миро-вой революционный процесс во главе со страной-лидером.

Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие формы выражает основные черты тоталитарного режима. Социализм предполагает полное устранение частной собственности и индивидуальности человека, абсолютную власть государства. И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма односторонняя и не раскрывает содержание и цели политики данной системы в полной мере. Помимо тоталитарных черт, советскому коммунизму присущи и гуманные политические цели.[6]

Вторая разновидность тоталитарных систем– фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 году. Здесь тоталитарные черты были выражены в полной мере. Итальянский фашизм тяготел к установлению порядка, радикальному строительству нового общества. Фашизм претендует на обеспечении коллективной идентичности по этническому или культурному принципу, ликвидацию массовой преступности. Опорой фашизма является государственная партия, которая предоставляет правительству неограниченную власть.[6]

Третья разновидность тоталитаризма–национал-социализм. Как реальный общественный и политический строй он возник в Германии в 1933 году. Национал-социализм схож до определенной степени с фашизмом, но заимствует некоторые черты и у коммунизма (революционные и социалистические компоненты, формы организации тоталитарной партии). Характерной чертой национал-социализма является расовая и национальная ненависть, вся агрессия данного строя направлена против других народов. Социализм отличает, прежде всего, его национальная идеология с мощным компонентом антисемитизма, проповедью чистоты нордической, арийской расы и культом силы. Национал-социализм, кроме того, был по преимуществу националистической идеологией, проповедовавшей цель превосходства одной нации над другими, в то время как большевизм отличал его интернациональный характер и, по крайней мере, формальная приверженность к федеративному многонациональному государству.[6]

 

 

58. Предпосылки и пути демократизации

 

При наличии определенных социальных предпосылок демократия имеет ряд преимуществ над другими формами правления. Она нужна не только отдельным гражданам, но и самой политической системе. В условиях ослабления возможностей харизматической, традиционной и идеологической легитимации, чтобы быть эффективной, власть особенно нуждается в признании народом посредством демократических процедур. [2]

Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и ценностные ориентации граждан. Какие же общественные условия необходимы для того, чтобы демократия была возможна и эффективна, служила общему благу?

Авторы на основе сравнительного анализа обширного статистического материала выявили целый ряд экономических, социальных, культурных, религиозных и внешнеполитических предпосылок демократии.

Одной из важнейших экономических предпосылок демократии является относительно высокий уровень индустриального и экономического развития в целом. От индустриального развития зависит такая предпосылка демократии, как высокая степень урбанизации. Еще одно важное условие демократии — развитость массовых коммуникаций, которая характеризуется распространенностью газет, радио и телевидения. СМИ помогают гражданам компетентно судить о политике: принимаемых решениях, партиях, претендентах на выборные должности и т.д. Одной из важнейших предпосылок демократии выступает рыночная, конкурентная экономика.

Информация о работе Прикладная политология