Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:16, реферат
Одним из видов политической власти является государственная власть, которая «реализует наиболее общие интересы определенного территориального сообщества (общества страны) и служит цели развития данного политического сообщества (государства) как единой системы». Государственная власть обладает всеми характерными для политической власти признаками, но имеет свои особенности: она суверенна, т. к. является «высшей» властью на территории государства, самостоятельна и независима от чьего-либо вмешательства, и универсальна, т. к. регулирует все сферы жизнедеятельности общества.
1. Роль политической власти в России 3
2. Легитимность и делегитимация политической власти в России 7
3. Легитимность политической власти в СССР 9
4. Легитимность политической власти в современной России 12
Список литературы 16
Представляется, что основной причиной неспособности власти выполнять свои общественные функции, является разрыв между властью и народом. Но этот разрыв происходит не только по причине власти, что является свидетельством одностороннего подхода. Власть становится такой, какой ее делает человек, исходя из своих потребностей, понимания сущности власти и соответствующих ожиданий от нее.
Власть должна
управлять адекватно тем
В большей мере легитимность политической власти в современной России приобретена благодаря легальному способу формирования властных институтов. Таковыми стали президентские выборы 1996, 2000, 2004 гг., парламентские выборы 1993, 1995, 1999 и 2003 гг., в ходе которых в известной мере произошло дистанцирование должности от ее носителя, личного авторитета от авторитета должности, ибо в сохранении должности Президента многим россиянам видится гарантия успешной реформации России. Государственная власть, нашедшая поддержку у населения страны, имеет шанс быть эффективной в своей политической, экономической и социальной деятельности, поскольку она пользуется поддержкой, авторитетом и не встречает противодействия в своем функционировании.
Другое направление легитимации связано не столько с постановкой и обоснованием «великих целей», сколько с поиском эффективных способов решения насущных проблем российского общества. Предпринятые политической властью меры, связанные с реализацией национальных проектов, преодолением бедности, борьбой с коррупцией чиновников, повышением эффективности работы государственного аппарата, способствуют восстановлению ее легитимности. Но так как подобные инициативы исходят, как правило, от Президента, рейтинг доверия населения у которого стабильно высокий, то уровень легитимности других ветвей власти невысок.
Такую ситуацию
можно объяснить разными
От исполнительной власти (правительства) в России ожидают социальной эффективности, которая санкционируется менталитетом и носит сознательно-оценочный характер. В настоящее время за этим понятием скрывается способность правительства проводить политику, соответствующую ожиданиям различных групп населения и поддерживать в обществе социальный порядок.
Легитимация представительных учреждений государственной власти в русской ментальности осуществляется через соотнесение их деятельности с принципом соборности как «воли к согласию», а не «воли к власти». Большинство населения не связывает с законодательными органами власти своих надежд.
Легитимность судебной ветви власти является низкой по причине ее ангажированности, подверженности коррупции, вследствие чего надежды граждан на справедливое правосудие невелики.
Легитимность политической власти в современной России базируется, в первую очередь, на ожиданиях народа, связанных с личностью президента, установлением политической стабильности, демонстрацией власти своих шагов, направленных на повышение уровня жизни людей, постановке такой проблемы Президентом России, ускорением экономического развития страны, перераспределением денежных средств от богатых к бедным слоям населения, создание законодательной базы, необходимой для проведения этих преобразований в обществе, эффективной работе законодательной и исполнительной ветвей власти.
Такие шаги, подкрепленные реальными результатами, являются необходимым условием для признания со стороны граждан России права власти руководить государством.
Список литературы
1. Бляхер Л. Е., Огурцова Т. Л. Приключения легитимности власти в России, или воссоздание презумпции виновности / Полис. 2006. №3;
2. Волков Ю., Лубский А., Макаренко В., Харитонов Е. Легитимность политической власти: Методологические проблемы и российские реалии. М., 1996;
3. Дахин А. А. Система государственной власти в России: феноменологический транзит / Полис. 2006. №3;
4. Ефимов В. И. Власть в России. М. , 1996;
5. Лубский А. В. Государственная власть в России / Российская историческая политология. Курс лекций. Учебное пособие. / С. А. Кислицын. Ростов н/Д., 1998;
6. Пивоваров Ю. С. Русская власть и публичная политика / Полис. 2006. №1;
7. Политология в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов / Ю. Г. Волкова. М., 2001;
8. Правительство Российской Федерации / Т. Я.Хабриевой. М., 2005;
9. Согрин В. Политическая история современной России. 1985-2001: От Горбачева до Путина. М., 2001;
10. Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. СПб., 1992;
11. Эффективность государственной власти и управления в современной России. Ростов н/Д, 1998.
.