Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:42, доклад
Политические партии и партийные системы представляют собой продукт длительного исторического развития. Термин "партия" происходит от латинского partis, что означает часть чего-то целого, сторону какого-либо явления или процесса. Это понятие уже в древнем мире использовалось для обозначения групп политических союзников, стремящихся к общей цели. Однако политические фракции, союзы, имевшие место при рабовладельческом и феодальном строе, лишь условно могут быть названы партиями, это были аморфные, временные образования, которые не могли играть сколько-нибудь значительной роли в общественно-политической жизни.
2. Партийные системы: понятие и типы.
Понятие «партийная система» характеризует особенности участия партий в политической жизни государства, их роль в процессе принятия политических решений. В каждом государ-стве партийная система складывается в результате воздействия множества факторов, таких как культурная и религиозная среда, исторические традиции, экономическая и социальная ситуация в стране, политический режим и избирательная система.
В политологии существует две основные классификации по-литических систем, по количественному (число партий, входя-щих в систему) и по качественному критерию (масштаб влияния партии в системе). Более распространенной и известной являет-ся классификация по количественному критерию.
2.1. Классификация политических систем по количественному критерию.
В зависимости от количества реально функционирую-щих в государстве политических партий, характера их взаимоот-ношений между собой и взаимодействия с государством различа-ются однопартийные системы, партийные системы с одной доминирующей партией, двухпартийные политические системы и многопартийные системы.
Однопартийная система, как правило, формируется в условиях тоталитарных и жестких авторитарных режимов. Для систем это-го типа характерно существование только одной легальной партии, то есть однопартийная система в данном случае оказыва-ется официально закрепленной. Единственная партия контро-лирует все властные органы, выполняет функции реализации власти и фактически сливается с государством. По этой причине данную разновидность однопартийной системы можно также называть жесткой однопартийной системой или однопартийным государством.
Партийные системы с одной доминирующей
партией возникают в том
Двухпартийная система отличается тем, что вне зависимости от того, каково количество реально функционирующих в госу-дарстве политических партий, две из них постоянно сменяют друг друга у власти. Хрестоматийным примером двухпартийной политической системы могут считаться Соединенные Штаты Америки, где доминируют республиканская и демократическая политические партии.
На практике складываются отдельные разновидности двух-партийной системы. Например, различают «жесткую» и «мягкую двухпартийность, различающиеся дисциплиной голосова-ния парламентариев. Так, при «жесткой» двухпартийной системе депутаты внутри каждой из партийных фракций по важным по-литическим вопросам голосуют одинаково под угрозой жестких санкций со стороны своей партии, вплоть до исключения из ее рядов. «Мягкая» двухпартийность не предписывает парламента-риям дисциплины голосования; каждый из них может выразить собственную позицию по поводу того или иного законопроекта, а не следовать линии партии.
В зависимости от представительства партий в представи-тельном органе различают «совершенную» и «несовершенную» двухпартийность. «Совершенная» двухпартийная система пред-полагает, что подавляющее большинство мест в парламенте распределилось в результате выборов между двумя ведущими политическими партиями, причем одна из них получила абсо-лютное большинство мест и может принимать политические ре-шения, не вступая в союз с иными политическими силами. «Несовершенная» двухпартийность имеет место в том случае, если победу на выборах одерживают две доминирующие партии, но ни одна из них не набирает необходимого для получения абсо-лютного парламентского большинства числа мандатов. В этом случае каждая из двух ведущих партий вынуждена искать союза с какой-либо третьей партией, чтобы обеспечить себе преимущество. Подобная партийная система получила название системы «двух с половиной партий»
Многопартийная система
Все рассмотренные выше партийные системы можно объеди-нить в две основные группы: конкурентные и неконкурентные системы. Первые из них предполагают наличие свободной конкуренции между партиями, а вторые , напротив, исключают её. К неконкурентным системам относятся однопартийные системы, а к конкурентным - все прочие.
2.2 Классификация политических систем по качественному кри-терию.
Действующие на политической арене партии различают-ся по масштабу своего влияния на общество и государство, кото-рое складывается из таких критериев, как число членов партии, количество лиц, поддерживающих партию на выборах (электо-рат) и число полученных партией мест в представительном орга-не. В зависимости от количества полученных депутатских манда-тов, партии различаются по степени их влияния на приятие по-литических решений. Выделяют четыре типа партий.
Мажоритарная партия, то есть партия, которая получила абсолютное большинство мест в парламенте и может самостоя-тельно проводить политический курс.
Партия с мажоритарным признанием -- при двухпартий-ной системе партия, занявшая второе место по числу получен-ных мандатов.
3.Доминирующая партия, то есть получившая больше мест, чем другие, но не имеющая абсолютного большинства.
4. Миноритарная партия -- получившая места в парламенте но представленная минимальным числом своих членов.
Классификация политических систем осуществляется на ос-нове того, какой тип партий преобладает в политической жизни. С этих позиций, можно выделить три основных типа политиче-ской системы.
Мажоритарная система
Доминантная система возникает в том случае, когда в стране имеется лидирующая партия, которая для поддержки своего по-литического курса все же вынуждена искать союзников. Это, на-пример, христианские демократы в Германии, партия «Един-ство» в России, которая после выборов в Государственную Думу, состоявшихся в 2003 г., имеет шансы стать мажоритарной.
Миноритарная партийная
3 Становление и развитие
В середине 90-х годов в бывшем СССР начался переход от идейно-политического монополизма к политическому плюрализму и демократии. На III Съезде народных депутатов (март, 1990) была отменена статья 6 Конституции СССР. Как известно, она закрепляла монополию на власть в обществе одной политической партии - КПСС. Верховный совет СССР принял Закон "Об общественных объединениях" (1991), в котором был определён порядок создания и деятельности различных политических партий и объединений. С этого времени начался бурный процесс формирования политический партий и объединений во всех суверенных государствах, возникших после распада СССР, в том числе и в РБ.
В настоящее время процесс
В январе 1999 г. был издан Декрет
президента Республики Беларусь №2 "О
некоторых мерах по упорядочению
деятельности политических партий, профессиональных
союзов, иных общественных объединений",
в соответствии с которым для
создания политических партий уже необходимо
не менее 1000 учредителей (членов) от большинства
областей Республики Беларусь и Минска;
Для республиканского профессионального
союза - не менее 500 от большинства областей
Республики Беларусь и Минска; Для
территориального профессионального
союза - не менее 500 учредителей от большинства
административно-
Динамика политических партий в Республике Беларусь имеет своеобразный характер. В 1991 г. в республике действовало 15 политических партий, в 1995 - 34, в 1998 - уже 46 партий, более за тысячу общественных объединений и фондов. Среди последних - 180 по чернобыльской тематике. После проведённой перерегистрации на основании Декрета президента №2 численность партий в Беларуси сократилась. В 1999 г. в республике насчитывалось 18 политических партий.
Процесс становления многопартийной системы в Беларуси фактически начался в середине 90-х годов, когда стали организационно оформляться первые общественно-политические движения. Основополагающим критерием оценки социального статуса политической партии является, как известно, содержательность её партийной доктрины и результативность деятельности. Партийная доктрина должна состоять из следующих типичных разделов.
Первый - это положения, которые раскрывают название партии и объясняют, почему партия приняла такое название.
Второй раздел партийной доктрины - содержит анализ сути, состояние общественного строя, национального - государственного устройства, безопасности и обороноспособности страны.
Третий раздел партийной доктрины является основным и включает в себя определение партией задач и тактического плана в соответствии с присущими ей идейно-политическими ценностями, идеалами и ориентирами, достижений, к которым она намерена привести общество путём совершенствования его конституционного строя, государственного устройства и управления, а так же системы мер в экономической, социальной, гуманитарной и других сферах. Материалы этого раздела партийной доктрины дают возможность понять, насколько обоснованны и реальны партийные планы, проекты, намерения.
Четвёртый раздел партийной доктрины включает декларируемую совокупность средств, форм и методов, с помощью которых партия планирует достичь намеченных планов, обеспечить решение поставленных задач.
Результативность деятельности политической
партии характеризуют: рост численности
членов и сторонников партии; расширение
географии её деятельности; рост популярности
партийных лидеров и рейтинга
партии; участие партийных
Анализ партийных доктрин
Среди либерально-консервативного типа политических партий наиболее организованной и последовательной политической силой является Партия белорусского народного фронта. В программе БНФ записано, что главная цель партии - это свобода, права человека и независимость Беларуси. Фронт стремится отражать интересы не отдельных социальных групп, а общества в целом.
30-31 октября 1999 года был структурно
и организованно оформлен
Объединённая гражданская
Партия коммунистов
Следует заметить, что при всём многообразии спектра политических сил Беларуси, полярности идейно-политических позиций отдельных из них в программах всех политических партий можно выделить некоторые общие положения. В их числе: построение демократического, социального, правового государства и создание гражданского общества; национальное возрождение, развитие национальной культуры; реформирование экономики на основе рыночных отношений, развитие различных форм собственности; обеспечение прав и свобод человека.
По данным социологического опроса,
проведённого Независимым институтом
социально-экономических и
Информация о работе Происхождение и сущность политических партий