Происхождение партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 02:38, реферат

Краткое описание

Существует множество подходов к определению сущности политических партий: понимание партии как группы людей, придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. Констан.); трактовка политической партии как выразителя интересов определенных классов (марксизм); институциональное понимание политической партии как организации, действующей в системе государства (М.Дюверже).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Происхождение партий………………………………………………………...4

2 Структура политических партий………………………………………………9

3 Типология политических партий……………………………………………..11

4 Функции………………………………………………………………………..13

5 Партийные системы…………………………………………………………...14
6 Общественно-политические движения………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………....18

Список используемой литературы……………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

Полит.партии.docx

— 56.24 Кб (Скачать файл)

 

Самое существенное влияние  на характер деятельности партий оказывает  ее внутренняя организация. С одной  стороны, она дает возможность приспособить партийные структуры к сложившимся  циклам политического процесса, максимально  использовать возможности для достижения собственных цепей, взаимодействуя с законодательными и исполнительными  органами государства, другими партиями, группами давления и иными институтами  власти. С другой стороны, организация  усиливает действенность партийных  программ, сохраняет политический потенциал  партии даже в неблагоприятных для  нее условиях, обеспечивает внутреннее единство и эффективность массовых действий.

 

В целом роль партий в  политическом процессе зависит от того, насколько эффективной оказывается  ее идеологическая деятельность, соответствует  ли ее программа ожиданиям населения  и сложившемуся менталитету, является ли партия традиционной на политическом рынке или же она только завоевывает  общественное признание, способна ли она  стойко переносить поражение на выборах  или нет, а также от многих других причин, влияющих на эффективное исполнение ею своих политических функций.

 

Выход же партии за рамки  своего функционального предназначения, попытка подменить собой законодательные  или исполнительные и судебные органы власти лишают ею статуса и специфики  данного политического института. Такие формы властного поведения, как правило, связанные со срастанием ее организационных звеньев с  государственными структурами, разрушают  общественно-политическую природу  партий, превращают ее во всевластного монстра, способного лишь на административное принуждение и насилие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура политических партий.

 

Существующие сейчас политические партии по организационной структуре  можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и организационно неоформленным.

Организационно оформленные: в партиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят взносы.

Организационно неоформленные: в партиях этого типа нет официального

членства (состояния в  партии), а для того, что бы считаться  членом такой партии достаточно, что бы за тебя проголосовал комитет этой партии. Общее, что присуще всем современным партиям, наличие партийного аппарата. То есть организованной группы людей, для которых партийная политическая деятельность является

профессией.

 

Партии, как правило, не однородны  и имеют внутри себя фракции - группы

выдвигающие программы несколько  отличные от общей, основной программы  партии. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типология политических партий.

 

По характеру доктрин  партии делятся на:

    • революционные;
    • реформаторские;
    • консервативные;
    • реакционные.

 

По месту и роли партий в политической системе они делятся на:

  • государственные (партийная идеология становится государственной, партия формирует государственную систему управления);
  • авторитарные (не сливающиеся с государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся его поддержкой);
  • парламентские (действующие в конкурентных политических системах).

 

Существует классификация  партий по критерию организационной  структуры:

  • централизованные (организованные иерархически, с сильным руководящим центром и строгой дисциплиной);
  • децентрализованные (партии, выступающие в политической системе, где партийная система играет второстепенную роль);
  • кадровые (деятельность этих партий направлена, прежде всего, на выборы, на
  • то чтобы объединить представителей социальных элит);
  • массовые (ориентированны на политическое воспитание и формирование новых элит);
  • партии с формально определенными принципами членства (эти принципы, обычно содержатся в уставах, определяют форму и условия принятия в партию и пребывание в ней);
  • партии со свободным членством (принадлежность к партии выражается через голосование за кандидатов собственной партии).

 

По виду партийного руководства  партии бывают:

  • коллективного руководства (лидер руководящей группы исполняет роль арбитра);
  • коллективного руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера;
  • личностного руководства (с единоличным руководителем типа вождя, которое является, как правило, Формально санкционированным);
  • харизматического руководства (где кроме формальных гарантий коллективного руководства, доминирует личность, исходя из авторитета в обществе или партии);
  • консенсуального руководства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Функции

 

Политические партии в  современных обществах выполняют  следующие функции:

  • представительство - выражение интересов определенных групп населения;
  • социализация - вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;
  • идеологическая функция - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы;
  • участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;
  • участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур.

 

Политические партии, которые  имеют реальные возможности участвовать  в

формировании государственных  органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю

политику страны, в совокупности составляют партийную систему общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Партийные системы.

 

В современной политической истории различают четыре типа партийных  систем:

  • буржуазно-демократическая партийная система  сформировалась в Европе и Северной Америке в XIX веке. В своей деятельности руководствуется следующими правилами: в обществе идет легальная борьба за власть; власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечили себе поддержку парламентского большинства; постоянно существует легальная оппозиция; между партиями внутри партийной системы существует согласие относительно соблюдения этих правил.
  • В буржуазной системе сформировалось множество видов партийных коалиций :
  1. многопартийная коалиция - ни одна из партий не способна добиться
  1. компетентного большинства;
  2. двухпартийная коалиция - имеются две сильные партии, каждая из которых способна самостоятельно осуществлять властные полномочия;
  3. модифицированная двухпартийная коалиция - не одна из двух основных партий не собирает абсолютного большинства и они вынуждены кооперироваться с третьими партиями;
  4. двублоковая коалиция – за власть борются два основных блока, а партии, стоящие вне блоков не играют существенной роли;
  5. коалиция доминирования - одна партия самостоятельно осуществляет власть на протяжении длительного периода;
  6. коалиция кооперирования - наиболее сильные партии долго и устойчиво

сотрудничают в осуществлении  власти.

  • Социалистическая партийная система существует только одна легальная партия; партия руководит государством на всех уровнях государственного аппарата; возникновение такой политической системы связано с кризисом демократических или авторитарных систем правления.
  • Авторитарная партийная система  такой тип правления является

промежуточным, при этом доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. Также допускается существование других партий.

 

 

 

 

Общественно-политические движения

 

Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения  граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные  и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.

 

При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что  они включают:

  • организации непосредственного, прямого влияния на политические решения, которые создаются при государственных структурах (лобби, группы давления) и основная задача которых – налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения;
  • организации, для которых политическая функция является устойчивой, но не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские движения и т.д.);
  • массовые движения, имеющие стихийную природу. Например, демократические по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану окружающей среды и т.д.

 

 

Типология современных общественно-политических движений проводится также:

  • по целям (социально-политические, культурно-просветительские, этнополитические, политико-экологические),
  • по массовости (элитные/массовые),
  • по масштабу (местные, региональные, национальные, мировые) и т.д.

 

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного  конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям, имеющим разные политические взгляды, но поддерживающим конкретную политическую цель, ради достижения которой создается и действует движение. Это же обусловливает способность движений приобретать большой размах.

 

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений являются солидарность и добрая воля их участников.

 

Развитость политической системы, степень ее демократизации, масштабность институтов гражданского общества обусловливают (и обусловливаются) многообразием форм и проявлений общественно-политической жизни. Большую  роль в этих процессах играют общественно-политические движения, пытающиеся воздействовать на власть, но сами к ней не стремящиеся.

 

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

 

  • агрегируют (объединяют) интересы, настроения широких разнородных слоев населения;
  • выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения, создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
  • руководят массовыми выступлениями;
  • осуществляют контроль за деятельностью структур власти и помогают в реализации интересов конкретной личности и различных социальных групп в общественной жизни.

Информация о работе Происхождение партий