Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 16:07, реферат
Политическая реклама и агитация - процесс информационного воздействия на массы с целью побуждения к определенному политическому поведению. В частности, речь может идти о побуждении к голосованию определенным образом. Политический пиар - процесс формирования отношения к тому или иному персонажу, политической структуре, их действиям. Политическая пропаганда занимается работой с массовым сознанием или с сознанием определенной аудитории (ЛОМов - лидеров общественного мнения) с целью популяризации идеалов, целей, желаний.
Фашистская идеология также инвариантно является врагом российского общества и государства.
Националистическая идеология, при всех ее плюсах, на российской почве может взращиваться крайне осторожно. Существующие же националистические идеологи, во многом, имеют довольно серьезную склонность к радикализации и, как следствие, к крену в фашистскую идеологию.
Что касается социалистической
идеологии, то Россия имеет серьезные
коммунистические традиции, но, поскольку
коммунизм является в настоящее
время ортогональной
Очевидно, что из всего вышеперечисленного только консервативная идеология не является природно-враждебной современной российской идеологической доктрине.
Для обеспечения существования российского общества и российского государства необходима постоянная пропагандистская работа и контрпропагандистская деятельность.
В настоящее время пропаганда в России не проводится системно. Контрпропагандистские мероприятия являются ситуативными и зависят от остроты угрозы. Причина этого, как мы говорили на первой лекции, в наследии советской пропагандистской машины.
Советская пропаганда базировалась на устаревшей идеологии и транслировала свои мессиджи обществу, утратившему доверие, а также часто занималась умалчиваниями, что в обществе, постепенно открывающемся внешнему миру, вообще недопустимо. Более того, советская пропаганда, за исключением военной составляющей, не учитывала и не имела дела с психологическими особенностями общества. "Мы не знаем общества, в котором живем", - слова Андропова, повторенные затем неоднократно, демонстрируют тот критически важный провал, который не учитывала и не могла учесть пропаганда.
Пропаганда в СССР не была наукой, она была собранием догм и благих пожеланий. В результате к 1990-м годам пропаганда дискредитировала себя полностью. И тогда, когда на Западе за пропаганду принялись именно с научной точки зрения, в России от использования пропаганды практически отказались. Как потом выяснилось, зря.
Пропаганда и манипуляция
Обмен информацией между отправителем и реципиентом может содержать в себе
Одно из основных обвинений в отношении пропаганды заключается в том, что пропаганда - это способ манипуляции. Но манипуляция - это лишь одна из составляющих пропаганды. Причем, составляющая, существенно проигрывающая по своей эффективности другим.
Манипуляция как составная часть пропаганды подробно разобраны специалистами. Те же Аронсон Э., Пратканис Э. Р. В книге "Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление", а также Бессонов в работе "Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения" много внимания уделяют именно этой стороне пропаганды.
В контексте пропаганды под манипуляцией понимается искусство скрытно управлять поведением индивида или общества с помощью целеустремленного воздействия на психологию, сознание и инстинкты. Общество в таком случае оценивается как не способное к рациональному мышление. И духовное окормление общества должна, таким образом, осуществлять элита, которая знает, куда вести и чего бояться.
Дело в том, что в
нашей ситуации элита не знает, куда
идти самой и чего бояться самой.
Чтобы транслировать
Еще раз - пропаганда как наука у нас не была развита, а пропагандисты, которые относились к ней как к искусству, умерли еще годах в 50-х-60-х. В результате у нас есть много ремесленников и, практически, нет мастеров. В нашей стране пропаганда через манипуляции имеет крайне малые перспективы в ближайшее время.
Это верно еще и потому, что, в отличие от полузакрытого СССР, Россия живет в открытом обществе, которое окружают в смысле пропаганды зубры типа США и Британии. Там как раз пропаганда построена, в том числе, и на манипуляциях. Там есть и специалисты по манипуляциям.
Поэтому оптимальным в современных условиях я считаю пропаганду через информирование и через убеждение. Подробнее об этом, а также о манипулировании мы поговорим позже, когда будем рассматривать характеристики российского общества. Пока же на этом сделаем небольшой перерыв и перейдем к типологии пропаганды.
Кстати, от применяемого способа пропаганды зависят и принципы пропаганды. В частности, у убеждения свои принципы, у манипуляции - свои. У информирования - также свои. Позже, разбираясь с каждым способом пропаганды в отдельности, мы рассмотрим и принципы.
Типология пропаганды
По эмоциям
Позитивная - выполняет информационную, разъясняющую и убеждающую роль.
Негативная - выполняет компрометирующую роль, служит механизмам манипуляции.
"Архитектурная"
Пропаганда созидания убеждает в необходимости и целесообразности строительства чего-то нового (института, общества), призывает присоединиться к строительству. Не всегда может рассматриваться как позитивная.
Пропаганда разрушения убеждает в том, что у нас есть враг, и этот враг порочен, а также злоумышляет против нас. Не является однозначно негативной.
Пропаганда разделения
Пропаганда устрашения - убеждение вероятного противника в собственной экономической мощи. Имеет влияние и на внутреннюю аудиторию.
Пропаганда отчаяния - подчеркивает безнадежное положение вероятного противника, побуждает его сдаться. Не может применяться на собственное население.
Пропаганда героизма - призывает к объединению вокруг тех или иных ценностей, демонстрирует примеры, к которым надо стремиться, делает возможным более легкое перенесение трудностей. Обычно носит позитивный характер.
Пропаганда просвещения - информирование населения о действиях руководства, партии, государства, рекламирует образ жизни. Может быть и позитивной и негативной.
Цвет пропаганды
Белая пропаганда - официальная пропаганда, ссылающаяся на официальные источники, верифицируемая, открытая, не маскирующая своих целей.
Серая - часто не ссылается на источники, использует подтасовки фактов и применяет методы комментирования для обоснования и навязывания собственных мнений, часто скрывает свои цели.
Черная - всегда скрывает свои источники информации и цели. Основана на лжи.
Информация о работе Пропаганда как самостоятельную часть системы политических коммуникаций