Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:51, курсовая работа
Цели данной работы:
1) выявить особенности реформаторской деятельности М.М. Сперанского;
2) проанализировать позитивные и негативные стороны реформ Сперанского.
В ходе работы был определён следующий круг задач:
1) рассмотреть исторические предпосылки реформ Сперанского;
2) изучить литературу, касающуюся жизни и деятельности реформатора;
Введение 2
Формирование личности Сперанского М. М 6
Проведение реформаторской деятельности 10
Падение М. М. Сперенского и ссылка 20
Государственная деятельность второго периода 24
Заключение 27
Список использованных источников 28
Содержание
Введение 2
Формирование личности Сперанского М. М 6
Проведение реформаторской деятельности 10
Падение М. М. Сперенского и ссылка 20
Государственная деятельность второго периода 24
Заключение 27
Список использованных источников 28
Введение
К концу царствования Екатерины
Великой система
Цели данной работы:
1) выявить особенности реформаторской деятельности М.М. Сперанского;
2) проанализировать позитивные и негативные стороны реформ Сперанского.
В ходе работы был определён следующий круг задач:
1) рассмотреть исторические
2) изучить литературу, касающуюся
жизни и деятельности
Александру I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Им стал Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).
Именно Сперанский стоял у истоков
создания в России министерств, по-прежнему
являющихся сердцевиной исполнительной
власти и подвергаемых в наши дни
очередному реформированию. Он же создавал
Государственный Совет и
Кроме того, Сперанский вывел организацию и культуру делопроизводства и деловой переписки в России на невиданную до того времени высоту.
Неоднократно предлагал
Будучи короткое время губернатором Сибири, впервые дал этой земле начала правильного управления. Участвовал в суде над декабристами, среди которых было немало его друзей и соратников. До этого сам был сослан, познав в полной мере нужду и унижения. Был сначала обласкан, а затем отвергнут одним царем, но затем превратился в незаменимого сотрудника другого самодержца.
Сперанский не был ни бунтарем, ни революционером. Он всегда был в высшей степени лоялен и четко исполнял приказанное. Но его талант и трудолюбие были столь велики, что преобразили Россию. Пример Сперанского показывает, как много может достичь выдающийся человек даже в крайне неблагоприятных условиях деспотии. Случились бы, например, уже после смерти Сперанского, великие реформы Александра Второго, не будь его детским учителем законоведения сам граф?
Актуальность темы исследования. Учение М. М. Сперанского о праве и государстве привлекает внимание исследователей теории, истории государства, права, политической и правовой мысли, а также специалистов в области политической истории России на протяжении более чем 150 лет. Его государственно-правовые взгляды по общим и частным вопросам государственного управления, права и законодательства, финансов, политической и гражданской свободы, сословного строя и многим другим содержатся в разработанных им законопроектах, трактатах, деловых бумагах и личной переписке.
Место и роль Сперанского в истории
преобразований отечественной
Формирование личности.
Сперанский Михаил Михайлович родился 1 января 1772г., сын бедного священника в селе Черкунтине Владимирской области. Родителям, малообразованным, постоянно занятыми думой о хлебе насущном, было не до воспитания сына, и только слепой дед Василий положил начало развитию у мальчика тех духовных задатков от природы. В 1782г. дядя Матвей Богословский записал при поступлении во Владимирскую семинарию записал его на фамилию Михайло Сперанский (от лат. „ сперанта" надежда). В 1788г. он был зачислен в новую семинарию в Александро-Невском монастыре. После окончания обучения Святейший Синод оставил его в Петербурге. Помимо богословских предметов преподавались гражданская история, философия, математика, физика, иностранные языки. Однако основные знания он приобретал путем интенсивного чтения, чему способствовала и богатая библиотека. В 23 года он становится префектом семинарии. Затем поступил на службу в канцелярию генерал-прокурора А. Б. Куракину в чине титулярного советника.
Таким образом, начало карьеры Сперанского пришлось на последнее десятилетие 18 века - конец царствования Екатерины Великой и время правления Павла 1. Это были годы обучения Сперанского, а затем преподавания в Петербургской духовной семинарии и первых шагов на статской службе. В эти годы он сформировался и как всесторонне образованный, с обширными, поистине энциклопедическими познаниями ученый (хотя и носивший скромное звание, магистра богословия), и как опытный государственный служащий, резко выделяющийся на фоне косной чиновничьей среды. По мнению Сперанского, полностью удовлетворить через общество свои потребности, желания человек не может. Движимый пониманием сообразования личной пользы с пользой других, он сознательно ограничивает свои возможности. Поскольку доминирует, как правило, этика гражданского служения обществу, государству, то свобода определяется им как осознанная необходимость, которая ограничивает возможность выбора в соответствии с законами и формами политической власти, установленными в обществе.
Политический либерализм Сперанского глубоко уходит своими корнями к Т. Гоббсу, Д. Локку, И. Канту, В. Гумбольдту, но в отличие от них, проявление субъективного, личностного начала он рассматривал в единстве с коллективным началом в духе естественного закона, выражающего, по его мнению, общение человека с самим собой, с Богом, с другими людьми и с обществом.
Как родоначальник русского либерализма
в области политики, Сперанский отстаивал
не индивидуалистические принципы нравственного
поведения, разъединяющие людей, а
принципы единства личности и общества,
духовного единения индивидуума
с системой государственного управления,
с политической властью при широком
политическом просвещении народа. В
нравственном совершенствовании он
видел основу приобщения к правовым
нормам. Разрабатывая новую систему
российского законодательства, Сперанский
был убежден, что только в лоне
человеческого общежития, охраняемого
законами и правовыми нормами, личность,
посредством своего разума и воли,
самоограничения своего произвола,
бесконечных желаний в пользу
других, находит путь к истинной
свободе и духовному
В основе социально-политической жизни, по его мнению, лежит нравственный мир, “первообразный союз” свободных людей, уравновешивающий всех в лоне Правды и Добра, не исключающий вечной борьбы Добра и Зла. Человек, сам творящий свою необходимость, сам себе закон. Преследуя свои цели, проявляя свою волю, разум он не только стремится к самосознанию, осмыслению своей природной сущности (“первообразный союз”), но и выходит за пределы самого себя, вовне, через других, себе подобных (“производный союз”).
Поэтому не случайно в специальных
исследованиях политической философии
Сперанского ученые обращают внимание
на тесную связь его либеральных
идей с идеями Спинозы, Фихте, Канта
и Гегеля. В то же время ими
подчеркивается верность Сперанского
традиции русского мышления, проявляющейся
в идеях исихазма (Н. Сорский). Эти
идеи предусматривают в мирской
жизни духовное самосовершенствование
человеческой личности, возвышающейся
до бога—твари, обуздывающей свои внутренние
греховные страсти и
В этом смысле соединение духовного
самосовершенствования личности с
социальными действиями в христианском
либерализме Сперанского
К моменту поступления на государственную службу у Сперанского уже были определенные взгляды по многим вопросам общественной жизни и государственного устройства. Они сложились под влиянием социально-психологических условий той среды, из которой вышел Сперанский, и поставили его ближе всех из представителей дворянской интеллигенции к народу, позволили ему лучше других знать настроения «низов» общества. Происхождение, воспитание и образование сближали его с так называемым третьим сословием. Сам этот термин здесь не случаен, ибо Сперанский не проводил границы между крестьянством, городскими низами и буржуазией. Для него это было единой массой бесправных людей. Однако как политически активная фигура Сперанский начинает проявляться с момента поступления на службу и получения дворянства. Это обусловлено тем, что в России носителем передовой идеологии было именно это сословие.
Проведение реформаторской деятельности.
Вступление на престол Александра 1 застало Сперанского на сравнительно скромных должностях начальника канцелярии генерал-прокурора и члена Комиссии по снабжению столицы продовольствием. Начавшиеся в новое царствование либеральные преобразования создали благоприятные условия для раскрытия его реформаторских талантов и головокружительной карьеры. И именно Сперанский стал деятельным участником почти всех либеральных преобразований в начале царствования Александра I.4 В 1802г. были учреждены министерства, кстати, текст манифеста об учреждении министерств был составлен Сперанским. Это был первый этап министерской реформы, когда структура и функции каждого из министерств пока еще не были детально определены. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 г. он был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.). При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-1824 князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения. Александр I надеялся с введением министерской системы центрального управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы с злоупотреблениями достигнуто н было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената. Становилось очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.
Был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать “представления” императору по поводу устаревших законов. Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия всё больше усиливались. В том же году Кочубей поставил Сперанского во главе наиболее важного, второго департамента министерств. А уже в 1803г. по рекомендации Александр 1 дал Сперанскому поручение составить "план общего образования судебных и правительственных мест в империи". В короткий срок Сперанский подготовил обширный план, "Записка" явилась первоначальным вариантом плана государственного преобразования.4
В течение 1802 -1804 годов из-под пера
Сперанского вышла целая серия
записок на различные политические
темы, создавшихся им частью по заказу,
частью по собственной инициативе.
Уже само, название записок показывает
круг интересов молодого чиновника:
"Размышления о
Как верный сын своей эпохи, Сперанский был в реформаторстве своем идеалистичен: он имел ряд основополагающих идей о том, как должна быть организованна система управления, эти идеи выражали собой, что нетрудно заметить, суть механизма властвования, сложившегося в Англии, стране наследственной аристократии - и эти английские по своему происхождению идеи, казавшиеся ему пригодными для любых условий, он стремился привнести в Россию, страну самобытную, в которой идеи, выросшие на чужой почве, извращаются и отторгаются с такой же легкостью, с каковой поначалу приветствуются и воспринимаются. Сперанский был наивен, полагаясь на то, что законный государь по собственному желанию ограничит свою абсолютную власть. Но мыслителю - чиновнику надо все же отдать должное: создавая проекты общественно-политических преобразований в России, он смотрел и глубже, и дальше всех других современных ему носителей реформаторских замыслов. Идеи западноевропейских философов, принципы, легшие в основание систем правления в Западной Европе, хотя и восхищали его, не заметили в нем здравого смысла. Он не допускал и малейшей мысли о том, чтобы подчинять этим идеям и принципам российскую действительность, насильно втискивать русское общество в рамки представлений, возникших из знакомства с заподноевропейскими политическими системами. Напротив, Сперанский утверждал, что: „всякая страна имеет свою физиогномию, природою и человеческой природы, ни свойства привычки, ни местных положений; что часто и самые лучшие преобразования, не быв приспособлены к народному характеру, производит только насилие и сами собою сокрушаются; что, во всяком случае, не народ к правлению, но правление к народу прилагать должно".2
Информация о работе Реформы М.М. Сперанского в дореволюционной России