Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 10:21, реферат
Цель – исследовать системную и внесистемную оппозицию в РФ
Задачи
1. Выявить проблемы политической оппозиции в РФ
2. Определить роль оппозиции в политической жизни нашей страны
3. Охарактеризовать динамику оппозиции с 1989 по 2013 г.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Проблемы политической оппозиции в РФ………………………5
1.1 Понятие системной и внесистемной оппозиции.………………………5
1.2 Функции оппозиции……………………………………………………….7
1.3 Виды оппозиции……………………………………………………………8
Глава 2. Оппозиция и ее роль в политической жизни……………………10
2.1 Динамика оппозиции в РФ в 1989-2013 годах………………………….10
2.2 Представители современной российской оппозиции (Алексей Навальный)………………………………………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………...15
Список источников…………………………………………………………….16
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Системная и внесистемная оппозиция в РФ
Выполнил:
ученик 10а класса
Борисов Николай
преподаватель:
Кожевникова Л.Ю.,
учитель обществознания
г. Переславль-Залесский, 2014 г.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Проблемы политической оппозиции в РФ………………………5
Глава 2. Оппозиция и ее роль в политической жизни……………………10
2.1 Динамика оппозиции в РФ в 1989-2013 годах………………………….10
2.2 Представители современной
Заключение……………………………………………………
Список источников……………………………………………………
Введение
«Оппозиция» - слово модное, потому что
демократическое и либеральное. Однако,
когда люди это слово произносят или слышат,
они имеют ввиду разные вещи. Устройство
государственной власти важно для любой
страны. Но для РФ, с ее традициями и менталитетом,
этот вопрос относится к числу самых, что
ни на есть, наиважнейших. В различных политических системах оппозиция
играет разную роль. При тоталитарном
правлении власти, уничтожая всякие самоорганизующиеся
группы, тем более стремятся подавить
в зародыше саму возможность организованной
политической оппозиции; при авторитарном
правлении оппозиция подвергается преследованиям,
так как рассматривается властью как угроза
для себя и для стабильности существующего
режима и подается пропагандой как некое
антигосударственное явление. В условиях
демократии оппозиция является важной
составной частью политического процесса,
для нормального функционирования которого
необходима ротация партий у власти. Так,
в Великобритании и ряде ее бывших колоний
лидер крупнейшей оппозиционной партии
(то есть партии, занявшей второе место
на парламентских выборах) получает королевское
жалованье на уровне министра, так как
считается, что он исполняет важную для
общества и государства функцию; эта партия
именуется «оппозицией Её Величества»
и формирует так называемый «теневой кабинет»,
«министры» которого заняты отслеживанием
и критикой правительственных мероприятий
по своим направлением и разработкой оппозиционных
программ по ним. В случае прихода партии
к власти они, как правило, автоматически
занимают соответствующие места в правительстве.
В России различают так называемую «системную
оппозицию», которая сотрудничает с правительством
и представлена в различных органах власти
(Государственная Дума, региональных органах
власти и т. д.), "внесистемную оппозицию",
состоящую из незарегистрированных партий
и движений (Национальная Ассамблея, Объединенный
гражданский фронт, Солидарность, Российский
народно-демократический союз, Левый фронт
и т.д.) и "внепарламентскую системную
оппозицию", в которую входят зарегистрированные
Министерством юстиции РФ партии, но не
вошедшие в парламент.
Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы определили тему моего исследования.
Цель – исследовать системную и внесистемную оппозицию в РФ
Задачи
Глава 1. Проблемы политической оппозиции в РФ
Вообще в современной научной литературе достаточно мало внимания уделяется феномену «оппозиция». Как правило, в основном с этим термином мы можем встретиться благодаря статьям или монографиям, посвященным власти, управлению, партиям и партийным системам. Конституция РФ указывает на то, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, тогда неоспоримо утверждение о том, что наличие политической оппозиции является предпосылкой успешного функционирования демократического государства.
Сам же термин «оппозиция» (с лат. «oppositio» – противопоставление) вошел в оборот еще в XVIII веке. Именно Генри Болингброк является первым, кто ввел термин «оппозиция» в научный оборот, а также написал первый оппозиционный журнал «Ремесленник». Будучи одним из теоретиков оппозиции, Болингброк сформулировал конституционный принцип ее деятельности. По этому принципу, обеспечивается баланс власти, контроля и критики со стороны оппозиции действий правительства, внесение предложений, направленных на устройство государственных институтов.
В странах Запада традиционно выделяются два основных типа оппозиции — внесистемная (структурная) и системная. К первому типу принадлежат лево- и праворадикальные партии и группировки, программные установки которых полностью (либо частично) отрицают преобладающую систему политических ценностей. Их деятельность нацелена на дискредитацию функционирующих институтов государственной власти, подрыв их легитимности и нарушение нормального хода политического процесса.
Ко второму типу относятся абсолютное
большинство лево- и правоцентристских партий
Запада (либеральных, социал-демократических,
консервативных, христианско-демократических).
Они отталкиваются от признания незыблемости
основных политических, социальных и экономических институтов
общества и расходятся с действующей властью ,главным образом, в
В рамках российской политической системы функционируют партии и другие организации разной политической ориентации: одни поддерживают действующую власть, безусловно, другие — лишь частично, третьи являются полностью оппозиционными ей. Это является нормой, так как отражает неизбежные различия во взглядах, ориентациях, социально-политических пристрастиях людей, а также это является нормой и с точки зрения теории систем. Также в России существуют политические организации внесистемной оппозиции, которые полностью отрицают легитимность существующей власти и проявляют свою политическую активность в форме «уличной демократии».
В России
сегодня существует три вида оппозиции.
Первый вид – условная оппозиция, созданная
самой властью, для сбора протестующих
голосов. Это ЛДПР, СР, частично КПРФ (не
все, но как правило руководящие органы),
Родина», общественные организации продажного
генералитета и различные новые партии
(даже под националистическими красивыми
русскими лозунгами), которые регистрировались
без всяких проблем, имеющие красивые,
как конфетные фантики названия. Но по
сути поддерживающие власть.
Второй вид либеральная оппозиция, которую во власть не пускают, но которая уже со времен Ельцина и даже Горбачева присутствует во власти и подспудно в самих властных структурах и куче общественных организациях, палатах, фронтах, клубах и так далее при президенте, правительстве (Чубайс, Кириенко, Кудрин, Сванидзе, Фурсенко, Леонтьев, Венедиктов, Пушков, Соловьев, Греф, Зурабов, Голикова, Алексеева и перечислять далее не хватит страницы). Власть условно не поддерживающие, но контролирующие и направляющие все реформы и присутствующие при их реализации – экономические, политические, социальные, демографические и т.д. (направленные на уничтожение того, что было создано советской властью для народа), которые власть проводит по их рецептам и под их контролем, как впрочем и под неусыпным контролем запада. Как правило эту оппозицию активно поддерживают так называемые "русские" танцующе-поюще-спортивные интеллигенты, получающие за лояльность ежемесячно из рук Президента высшие награды России.
И есть третий вид оппозиции, которую очень не любит власть, всячески выталкивает из власти, шельмует и возбуждает различные уголовные дела, стараются очернить в связях с США, западом, обмазать грязью в глазах народа. А когда начинают сильно мешать, их просто убивают, сажают или выталкивают из страны. Пример – отец и сын Гудковы, Алексей Навальный, Сергей Удальцов, Владимир Квачков, Светлана Пеунова, офицеры армии и флота не принимающие эту власть.
Глава 2. Оппозиция и ее роль в политической жизни
2.1 Динамика оппозиции в РФ с 1989-2013 годах
Российская политическая оппозиция представляет собой сложный многосоставной феномен, претерпевший существенную трансформацию за период 1989 – 2013 гг. Характеристике отдельных партий, движений, лидеров посвящена обширная литература.
После краха Советского Союза в 1991 г. потенциал оппозиции оказался разрушен. Такому повороту событий способствовало несколько обстоятельств. Главное из них заключалось в том, что на смену «идеократической» структуре элит пришла «разделенная» с характерным для нее жестким противоборством двух политических лагерей, олицетворявшихся, соответственно, Президентом и Верховным Советом РФ. Взаимодействие сторон стало осуществляться по принципу «игры с нулевой суммой»: концентрация власти в руках Президента происходила за счет сокращения роли парламента. Не удивительно, что в таких условиях в России возобладала принципиальная нелояльная оппозиция. Но ее доминирование сохранялось недолго: в октябре 1993 г. она потерпела поражение, и результаты конфликта были закреплены в новой российской Конституции.
В 1994 – 1999 годах политическая ситуация оказывала противоречивое воздействие на развитие российской оппозиции. «Суперпрезидентская» система с широкими и размытыми полномочиями главы исполнительной власти и господство неформальных практик принятия решений, лишь незначительно смягчавшиеся эффектами других политических институтов, стимулировали усиление принципиальной оппозиции. Вместе с тем в условиях экономического спада, многочисленных политических кризисов (включая войну в Чечне) и фрагментации государства вследствие «обвальной» децентрализации и захвата ключевых позиций заинтересованными группами элитная структура приобретала все более фрагментированный характер.
Перед российской оппозицией встал вопрос, до какой степени быть оппозиционной, и какими средствами при этом пользоваться. Если оппозиция не противопоставляет себя существующему режиму – не предлагает альтернатив и не обещает воплотить их в жизнь, политические институты остаются слабыми. Если же оппозиция действует слишком решительно, то под угрозой может оказаться демократия как таковая. Поиск ответа на этот вопрос обусловил не только направление идеологической и организационной эволюции оппозиционных партий, но и их политические стратегии. Оппозиция может выбирать между тремя стратегиями: стратегия «ухода» или «малых дел», стратегия «протеста», т.е. массовой мобилизации, стратегия «лояльности», т.е. «торга» с правящей группой.
Однако в российском контексте все эти стратегии оказались малоэффективными. Принципиальной оппозиции для достижения своих целей необходимо было победить на президентских выборах. Ни доминирование в Государственной Думе (им обладала КПРФ в 1996 – 1999 годах), ни даже влияние на состав правительства и его политический курс (кабинет Примакова 1998 – 1999 годов) не приносили желаемых результатов.
Но решающий поворот в судьбе российской политической оппозиции произошел в 2000 году. с избранием на пост президента В.В.Путина в стране резко изменилась элитная структура. Достижение «навязанного консенсуса» привело к повышению интеграции и – одновременно – снижению дифферен-циации элит. Поставив парламент, политические партии, бизнес, СМИ, региональных лидеров перед выбором – либо подчиниться, либо лишиться статуса элит, правящая группа обеспечила себе полное и безусловное доми-нирование. И если при расколе элит оппозиция еще могла рассчитывать на успех, то их консолидация по принципу «навязанного консенсуса», особенно с учетом неблагоприятного институционального контекста, грозила отпра-вить ее в небытие. В той мере, в какой сегменты российских элит теряли свою автономию и ресурсы, сужались и политические возможности оппо-зиции. В подобных условиях ее традиционные стратегии оказывались не просто неэффективными, но и заведомо проигрышными. «Уход» был чреват полной утратой влияния, «протест» затруднен вследствие сокращения ресурсной базы и угрозы силового давления со стороны правящей группы, а «лояльность» вела к потере идентичности и кооптаци в правящую группу. Наглядные проявления описанных тенденций – разгром всех без исключения оппозиционных партий на парламентских выборах 2003 года и отсутствие значимых альтернатив на президентских выборах 2004 года. Схематически динамика основных факторов развития политических оппозиций в России представлена в таблице.
Динамика политической оппозиции в России
Период |
Элитная структура |
Политические институты |
Преобладающий тип оппозиции |
1989-1991 |
Распад идеократической элиты, углубление дифференциации |
Возникновение парламентаризма |
Лояльная структурная |
1991-1993 |
Разделенная элита, низкий уровень интеграции и дифференциации |
Конфликт между президентом и парламентом |
Нелояльная принципиальная |
1993-1999/ 2000 |
Фрагментированная элита, высокая дифференциация «суперпрезидентская» система |
«Суперпрезидентская» система |
Лояльная принципиальная, полуоппозиция |
2000-наши дни |
Воссоздание идеократической элиты, снижение дифференциации, рост интеграции |
«Суперпрезидентская» система |
«Вымирание» принципиальной оппозиции и полуоппозиции |