Современная политическая система российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 00:22, реферат

Краткое описание

Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе - социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты и т.д. - происходят в обществе переходного состояния. Ни одна из конкретных проблем, пусть даже очень крупная и значимая, не может сама по себе объяснить содержание и своеобразие этого перехода. Только в свете общего системного подхода к рассмотрению проблемы такого перехода с точки зрения выяснения структурно-функциональных особенностей становления новой политической системы можно правильно понять с позиции социологии сущность и значимость конкретных процессов, происходящих в современном российском обществе.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……..3 стр.
Глава 1. Определение политической системы………….……………….……5 стр.
Глава 2. Структура и функции политической системы………………………8 стр.
2.1. Структура политической системы…………………………………8 стр.
2.2. Типология политических систем…………………………………10 стр.
2.3. Функции политических систем…………………………………..17 стр.
Глава 3. Политическая система современного российского общества…....19 стр.
Заключение…………………………………………………………………….23 стр.
Список использованной литературы…………………………………………26 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат политология.docx

— 46.87 Кб (Скачать файл)

Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют, прежде всего, во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.

Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.

Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создает принудительный тип политической активности, В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монолитной партией.

Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим, как совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

Понятие «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь, полный, целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. Характерные черты тоталитаризма:

1. Всеобщая политизация  и идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы  контролируются из одного центра - политического и идеологического  института - партии.

2. Политические свободы  и права граждан зафиксированы  формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы  государства. Действует принцип  «запрещено все, что не приказано».

3. Легальная политическая  оппозиция отсутствует. Оппозиционные  взгляды проявляются преимущественно  в форме диссидентства.

4. В стране признается  право на существование только  одной правящей партии. Подавляются  всякие попытки создания альтернативных  политических и общественных  объединений.

5. Существует строгая  цензура над всеми средствами  массовой информации, запрещено  критиковать представителей власти.

6. Полиция, армия, спецслужбы  наряду с функциями обеспечения  правопорядка выполняют функции  карательных органов государства  и выступают в качестве инструмента  массовых репрессий.

7. В обществе функционирует  только официальная идеология, жестокому  преследованию подвергаются все  иные идейные течения.

8. Власть держится преимущественно  на насилии. Вместе с тем правящая  партия прилагает большие усилия  для внедрения государственной  идеологии. Это обеспечивает поддержку  власти со стороны абсолютного  большинства населения. Религия  и церковь формально отделены  от государства, но находятся  под его жестким контролем.

9. Экономика находится  под жестким контролем государственных  органов.

10. Несмотря на жесткий  контроль государством всех сфер  общественной жизни в обществе  развито взяточничество и коррупция. Люди живут по нормам двойной  морали: «говорим одно, думаем по-другому».

11. Свойственны унитарные  формы государства с жесткой централизацией власти.

12. Формально права национальных  меньшинств провозглашены, на деле  существенно ограничены.

Авторитаризм по своим характерным чертам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.

 

Характерные черты авторитаризма:

1. Наиболее влиятельная  политическая сила общества - правящая  группировка (доминирующая), в ее  руках прежде всего исполнительная  власть, чьи полномочия при авторитаризме превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.

2. Политические права  и свободы граждан в значительной  степени ограничены. Законы преимущественно  на стороне государства, а не  личности. Действует принцип: «все, что не разрешено - запрещено».

3. Государство едва терпит  легальную оппозицию и всемерно  старается сузить возможность  для ее действия. Зачастую оппозиция  ставится в такие условия, что  ее деятельность становится невозможной.

4. В стране может быть  несколько партий, но они, скорее  всего, карликовые и играют несущественную  роль, это в лучшем случае. В  худшем случае, все партии, кроме  правящей, запрещены и преследуются  законом. В некоторых странах  политические партии отсутствуют  вовсе.

5. Существует цензура  над всеми средствами массовой  информации, которым разрешено критиковать  отдельные недостатки государственной  политики, но в целом, сохраняется  лояльность по отношению к  правящей системе.

6. Полиция, армия, спецслужбы  выполняют функции не только  обеспечения правопорядка, но и  функции карательных органов  государства. Они на страже правящего  режима и часто используются  на подавлении общественных сил, выступающих против властей. Но  эти силы не проводят массовых  репрессий.

7. В обществе доминирует  официальная идеология, но допускаются  и другие идейные течения, более  или менее лояльно относящиеся  к правящему режиму, но занимающие  ряд самостоятельных позиций. Церковь  формально отделена от государства, но фактически находится под  контролем государства и в  целом поддерживает правящие  классы.

8. Устойчивая поддержка  власти в обществе, которая основана  не только на насилии, ион на  разделяемой многими официальной  идеологии. Большинство общества  настроено к стране патриотично  и в целом поддерживает правление. Меньшинство же выступает против  авторитаризма и борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но сильно зависит от государства.

9. Обширный государственный  сектор достаточно жестко регулируется  государством. Многие авторитарные  режимы вполне уживаются со  свободным частным предпринимательством  и рыночной экономикой, при этом  экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

10. При полной регламентации  всех сфер общественной жизни  в обществе может процветать  бесхозяйственность, коррупция, кумовство  при разделе официальных должностей. Нормы морали носят преимущественно  консервативный характер.

11. Свойственны унитарные  формы государства с жесткой  централизацией власти.

12. Права национальных  меньшинств существенно урезаются, ограничиваются.

         Демократическая:

1. Власть разделена на  независимые друг от друга  исполнительную и законодательную  и судебные власти. Верховный  законодательный орган - парламент. Исполнительная высшая власть  действует в пределах своих  прерогатив. Судебная власть имеет  полномочия отменить как решения  законодательной, так и исполнительной  власти.

2. Граждане обладают большим  объемом прав и свобод, которые  не только провозглашаются, но  и юридически закреплены за  ними. Закон закрепляет, прежде всего, права личности. Главный принцип: «все, что не запрещено - разрешено».

3. Легальная оппозиция  пользуется всеми политическими  правами и свободами, как и  находящееся у власти большинство. В демократическом обществе оппозиция  является неотъемлемым элементом  политического процесса.

4. Функционирует многопартийная  система, при которой одна партия  может сменить у власти другую  на законных основаниях в результате  выборов.

5. Средства массовой информации  полностью свободны от цензуры  и могут не только критиковать  власти на законных основаниях, но и существующую форму государственного  правления, не призы-при этом к  его насильственному свержению, что в условиях демократии  запрещено законом.

6. Армия и спецслужбы - важные опоры государства, выполняют  функции, обеспечивающие внутреннюю  и внешнюю безопасности государства  и общества. Их действия регулируются  и ограничены законом. Основные  функции по поддержанию правопорядка  принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

7. В обществе отсутствует  какая-то одна официальная идеология. В условиях плюрализма многие  идейные течения противостоят  друг другу; сохраняются общенациональные  мировоззренческие ценности. Церковь  отделена от государства, и государство  не вмешивается в дела церкви. Государственная власть носит  светский характер.

8. Граждане открыто и  свободно выражают мысли и  позиции. при всей критике действий  властей большинство общества  сознательно и убежденно поддерживает  демократические ценности.

Возможен время от времени раскол общества на остро противостоящие друг другу политические силы Гражданское общество является совокупностью общественных отношений, при которых общественные силы ведут общественную деятельность независимо от государства, и в тоже время тесно сотрудничают с ним.

9. Наряду с государственной  существуют и другие формы  собственности, но частный сектор  является ведущей силой экономики. Частное предпринимательство ограничено  государственным регулированием, носящим  не прямой, а опосредованный характер. Экономика может быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

10. В демократическом обществе  могут происходить многие негативные  явления, и в то же время  дисциплина основывается преимущественно  на личном интересе, а не на  принуждении со стороны властей. В демократической обществе терпимо относятся к различным нормам морали. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности

11. Унитарные и федеративные (конфедеративные) формы власти. Однако  при унитарной форме государственного  устройства в условиях демократии  власть на местах имеет большие  полномочия.

12. Права национальных  меньшинств соблюдаются, как правило, в полном объеме.

Кроме того, современные политические системы на основе характеристики деятельности их политических структур делятся на западные и незападные. В первой существуют несколько дифференцированных структур со специализированными функциями, например, группы интересов, политические партии, законодательные, исполнительные, судебные и иные структуры.

Политическая система, в которой структурами, формирующими господствующие интересы, являются политические партии, более дифференцирована, чем та политическая система, где эти интересы не расчленяются никакой единой социализированной структурой. Иными словами западные политические системы наиболее современны. Обычно в их число включаются парламентская и президентская форма демократии, а также смешанная швейцарская политическая система. Все авторитарные или диктаторские формы государственного управления с одной политической партией и наличием всех прочих традиционных форм власти могут быть отнесены к незападным политическим системам.

В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются на:

а) консервативные; главная цель - сохранять и поддерживать традиционные структуры, положение, сложившееся в политической, экономической и культурной сферах, и особенно форму политической власти;

б) трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. Однако среди последних следует различать два типа систем: реакционные режимы, цель которых вернуть общество (в целом или частично) назад, к прежнему типу политической и экономической системы; и прогрессивные системы, стремящиеся сформировать общество нового типа или изменить культуру, образ жизни, социальную структуру и т.д.

Существуют и другие, менее распространенные классификации. Многообразие всех этих типологий свидетельствует о многомерности политического мира.

Сложность политических систем такова, ни один взятый в отдельности подход или метод недостаточен, чтобы дать нам более или менее полную картину. Для анализа многомерных политических систем требуется многомерный подход.

2.3. Функции политических  систем

 

Функционирование политических организаций предполагает их систематическую деятельность через принадлежащие им средства массовой информации, активное участие в политической жизни общества, регистрация всех политических организаций и возможности государственных органов осуществлять необходимый контроль над их деятельностью.5

Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью политической жизни. Выделим следующие из них:

  1. определение целей и задач общества;
  2. выработка программ его жизнедеятельности, в соответствии с интересами правящих слоев общества;
  3. мобилизация ресурсов общества в соответствии с данными интересами;
  4. контроль за распределением ценностей. Именно в этой сфере сталкиваются интересы, как социальных групп, так и социальной целостности. Потеря контроля над этим узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом;
  5. интеграция общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.

Информация о работе Современная политическая система российского общества