Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 00:22, реферат
Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе - социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и духовные изменения, социальные конфликты и т.д. - происходят в обществе переходного состояния. Ни одна из конкретных проблем, пусть даже очень крупная и значимая, не может сама по себе объяснить содержание и своеобразие этого перехода. Только в свете общего системного подхода к рассмотрению проблемы такого перехода с точки зрения выяснения структурно-функциональных особенностей становления новой политической системы можно правильно понять с позиции социологии сущность и значимость конкретных процессов, происходящих в современном российском обществе.
Введение………………………………………………………………….……..3 стр.
Глава 1. Определение политической системы………….……………….……5 стр.
Глава 2. Структура и функции политической системы………………………8 стр.
2.1. Структура политической системы…………………………………8 стр.
2.2. Типология политических систем…………………………………10 стр.
2.3. Функции политических систем…………………………………..17 стр.
Глава 3. Политическая система современного российского общества…....19 стр.
Заключение…………………………………………………………………….23 стр.
Список использованной литературы…………………………………………26 стр.
Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют, прежде всего, во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.
Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.
Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создает принудительный тип политической активности, В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монолитной партией.
Достаточно распространено деление систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерием их разграничения служит политический режим, как совокупность средств и методов осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).
Понятие «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь, полный, целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. Характерные черты тоталитаризма:
1. Всеобщая политизация
и идеологизация общества. Законодательная,
исполнительная и судебная
2. Политические свободы
и права граждан зафиксированы
формально, но реально отсутствуют.
Законы защищают только
3. Легальная политическая
оппозиция отсутствует. Оппозиционные
взгляды проявляются
4. В стране признается
право на существование только
одной правящей партии. Подавляются
всякие попытки создания
5. Существует строгая
цензура над всеми средствами
массовой информации, запрещено
критиковать представителей
6. Полиция, армия, спецслужбы
наряду с функциями
7. В обществе функционирует
только официальная идеология, жестокому
преследованию подвергаются
8. Власть держится
9. Экономика находится
под жестким контролем
10. Несмотря на жесткий
контроль государством всех
11. Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти.
12. Формально права национальных меньшинств провозглашены, на деле существенно ограничены.
Авторитаризм по своим характерным чертам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.
Характерные черты авторитаризма:
1. Наиболее влиятельная
политическая сила общества - правящая
группировка (доминирующая), в ее
руках прежде всего
2. Политические права
и свободы граждан в
3. Государство едва терпит
легальную оппозицию и
4. В стране может быть
несколько партий, но они, скорее
всего, карликовые и играют
5. Существует цензура
над всеми средствами массовой
информации, которым разрешено критиковать
отдельные недостатки
6. Полиция, армия, спецслужбы
выполняют функции не только
обеспечения правопорядка, но и
функции карательных органов
государства. Они на страже правящего
режима и часто используются
на подавлении общественных
7. В обществе доминирует
официальная идеология, но допускаются
и другие идейные течения, более
или менее лояльно относящиеся
к правящему режиму, но занимающие
ряд самостоятельных позиций. Церковь
формально отделена от
8. Устойчивая поддержка
власти в обществе, которая основана
не только на насилии, ион на
разделяемой многими
9. Обширный государственный
сектор достаточно жестко
10. При полной регламентации
всех сфер общественной жизни
в обществе может процветать
бесхозяйственность, коррупция, кумовство
при разделе официальных
11. Свойственны унитарные формы государства с жесткой централизацией власти.
12. Права национальных
меньшинств существенно
Демократическая:
1. Власть разделена на
независимые друг от друга
исполнительную и
2. Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. Закон закрепляет, прежде всего, права личности. Главный принцип: «все, что не запрещено - разрешено».
3. Легальная оппозиция
пользуется всеми
4. Функционирует многопартийная
система, при которой одна партия
может сменить у власти другую
на законных основаниях в
5. Средства массовой информации
полностью свободны от цензуры
и могут не только критиковать
власти на законных основаниях,
но и существующую форму
6. Армия и спецслужбы -
важные опоры государства, выполняют
функции, обеспечивающие внутреннюю
и внешнюю безопасности
7. В обществе отсутствует
какая-то одна официальная
8. Граждане открыто и
свободно выражают мысли и
позиции. при всей критике действий
властей большинство общества
сознательно и убежденно
Возможен время от времени раскол общества на остро противостоящие друг другу политические силы Гражданское общество является совокупностью общественных отношений, при которых общественные силы ведут общественную деятельность независимо от государства, и в тоже время тесно сотрудничают с ним.
9. Наряду с государственной
существуют и другие формы
собственности, но частный сектор
является ведущей силой
10. В демократическом обществе
могут происходить многие
11. Унитарные и федеративные
(конфедеративные) формы власти. Однако
при унитарной форме
12. Права национальных меньшинств соблюдаются, как правило, в полном объеме.
Кроме того, современные политические системы на основе характеристики деятельности их политических структур делятся на западные и незападные. В первой существуют несколько дифференцированных структур со специализированными функциями, например, группы интересов, политические партии, законодательные, исполнительные, судебные и иные структуры.
Политическая система, в которой структурами, формирующими господствующие интересы, являются политические партии, более дифференцирована, чем та политическая система, где эти интересы не расчленяются никакой единой социализированной структурой. Иными словами западные политические системы наиболее современны. Обычно в их число включаются парламентская и президентская форма демократии, а также смешанная швейцарская политическая система. Все авторитарные или диктаторские формы государственного управления с одной политической партией и наличием всех прочих традиционных форм власти могут быть отнесены к незападным политическим системам.
В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются на:
а) консервативные; главная цель - сохранять и поддерживать традиционные структуры, положение, сложившееся в политической, экономической и культурной сферах, и особенно форму политической власти;
б) трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. Однако среди последних следует различать два типа систем: реакционные режимы, цель которых вернуть общество (в целом или частично) назад, к прежнему типу политической и экономической системы; и прогрессивные системы, стремящиеся сформировать общество нового типа или изменить культуру, образ жизни, социальную структуру и т.д.
Существуют и другие, менее распространенные классификации. Многообразие всех этих типологий свидетельствует о многомерности политического мира.
Сложность политических систем такова, ни один взятый в отдельности подход или метод недостаточен, чтобы дать нам более или менее полную картину. Для анализа многомерных политических систем требуется многомерный подход.
2.3. Функции политических систем
Функционирование политических организаций предполагает их систематическую деятельность через принадлежащие им средства массовой информации, активное участие в политической жизни общества, регистрация всех политических организаций и возможности государственных органов осуществлять необходимый контроль над их деятельностью.5
Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью политической жизни. Выделим следующие из них:
Информация о работе Современная политическая система российского общества