Современное понимание демократии. Теоретические модели и концепции демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 16:58, реферат

Краткое описание

Развитие процесса демократизации в XIX и особенно в XX в., повышение влияния демократии на все стороны жизни общества привели к тому, что в наше время содержание термина "демократия" значительно усложнилось. В современной науке существуют различные трактовки демократии, что обусловлено отсутствием единства подходов и критериев к ее анализу. Наиболее распространенными являются нормативный и эмпирический подходы.
На основе нормативного подхода сформировалась идеальная модель демократии, которая базируется на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, права человека, народный суверенитет

Вложенные файлы: 1 файл

maxdiplomru-341 (2).doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от субъектов  политическое сознание может быть:

  • массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);
  • групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);
  • индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).

81. Роль идеологии в  политике

Идеология — это система ценностей, взглядов, убеждений, в которых выражается отношение к действительности. Политическая же идеология есть систематизированная совокупность понятий и представлений, с помощью которых различные субъекты (личность, группа, класс, общество и т.п.) осознают свои политические позиции и интересы и которые выступают зачастую в качестве мотивов их политической деятельности.

Именно в функциональной зависимости содержания политической идеологии от интересов и действий социальной группы состоит ее специфика как формы общественного сознания. Она представляет собой систему представлений как о существующей политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения общности, интересы и действия которой данная идеология обслуживает.

В отличие от социально-психологического уровня сознания идеология является систематизированным, логически связанным  духовным образованием. Идеология — это ценностное сознание, ибо в ней происходит не просто отражение каких-либо интересов, а отражение с оценкой их значимости, соответствия либо несоответствия тенденциям общественного развития.

В отличие от науки, задачей  которой является поиск истины, функции и идеологии заключаются в следующем:

1) в овладении массовым  политическим сознанием населения,  внедрении в него своих критериев  оценки происходящего, формировании  программы, в соответствии с  которой люди должны ориентироваться  в политическом пространстве (идеология должна создавать позитивный образ проводимого политического курса, его соответствия интересам общества);

2) в стимулировании  целенаправленных действий субъектов  политики;

3) в интегрировании  общества на основе определенных  интересов, целей, взглядов, сплочении людей и аккумулировании их энергии и т.п.

Идеология — это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика, что проявляется в следующих  ее уровнях:

— теоретическом (на котором формулируются основные положения, выражающие интересы и идеалы того или иного класса, слоя, нации, государства);

— программном (где интересы и идеалы трансформируются в программы и лозунги политической элиты и выступают идейной основой для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения);

— поведенческом (который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии и меру их воплощения в конкретных формах политического участия, в определенном типе политического поведения).

Идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса, вне ее не бывает политического действия, не могут существовать ни общественно-политическое движение, ни политическая партия. Именно идеи, превращаясь в систему убеждений человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства (В,А. Мельник).

Идеология и политика в равной мере активны и связаны с борьбой  и многообразием мнений, взглядов, программ. Они неизбежно поляризуются на различные (зачастую прямо противоположные) направления с положительными и отрицательными оценками, на левые и правые, революционные и реакционные, прогрессивные и консервативные. Вместе с тем и идеология, и политика способны на компромиссы, взаимоприемлемые решения.

 

 85. Социализм и социал-демократия

Социалистическими называют различные политические движения, исходящие из отрицания капитализма как общественного строя и стремящиеся утвердить новый общественный строй, лишенный недостатков, “язв” капитализма: эксплуатации человека человеком, всех форм социального неравенства, войн, произвола государства и т.д.

Созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом  и В.И. Лениным теория “научного  социализма” (коммунизма) стремились доказать, что коммунизм — это  неизбежно следующая за капитализмом общественно-экономическая формация. Переход к ней осуществляется в процессе социалистической революции, которая совершается под руководством рабочего класса и его политической партии — коммунистов. Диктатура (власть, не ограниченная законом) пролетариата рассматривается как форма политической организации общества, обеспечивающая возможность построения коммунизма — общества без классов, без государства, с уровнем развития производительных сил столь высоким, что создается возможность всеобщего изобилия, распределения по потребностям.

Главным результатом  социалистической революции, произошедшей в России и других странах, стало  гигантское обобществление — национализация средств производства, их собственником  стало государство. Повсеместно  это вызвало огромный рост государственного аппарата и масштабов его вмешательства в жизнь граждан. Государство стало основным механизмом реализации практически всех функций социального организма. Возникло общество тотального государственного контроля, активно использующее для его осуществления всякого рода репрессивные меры.

Отсутствие экономической  инициативы, которая, естественно, не может  существовать в условиях всеобщей регламентации, оборачивается снижением заинтересованности в росте производительности труда, а по Марксу, именно высокий уровень  производительности труда есть основной признак общественно-экономической формации более высокого типа. Возникло очевидное техническое отставание обществ социалистического типа от своих “капиталистических” антиподов, а основные цели коммунистического строительства: экономический рост и изобилие, сокращение роли и размеров государства, а потом его, как и классов, постепенное отмирание, распределение по потребностям — оказываются не только нереализованными, но и нереализуемыми, утопическими. Эта ситуация, создавшаяся в конце XX в., показала неудачу коммунистического эксперимента,

привела к развалу  социалистической системы, значительно  подорвала позиции коммунистического  движения как политической силы.

Более жизнеспособными  оказались те политические движения социалистической ориентации, которые свою цель видели не в радикальном переустройстве общества на коммунистических началах, а в обеспечении постепенной трансформации капиталистического общества в направлении подтверждения большей справедливости в распределении, увеличения зависимости аппарата власти от населения, замещения классовой борьбы социальной солидарностью и т.д.

Сформировавшиеся в  конце XIX в. социал-демократические  партии и движения отказываются от таких постулатов коммунизма, как  диктатура пролетариата, классовая  борьба и социалистическая революция, принимают в качестве важнейших политических ориентиров ценности демократии, солидарности, свободы, исходят из понимания, что их политическая реализация может быть не единовременным актом, но результатом длительной эволюции, солидарных усилий всех социальных групп.

“Социалистическая мечта  человечества” оказалась нереальной, но последствиями борьбы за ее осуществление  стали черты реальной социальной политики, практикуемой ныне почти  каждым государством: различные виды государственного регулирования экономики, многочисленные социальные программы, направленные на помощь малоимущим и нетрудоспособным граждан, государственная помощь культуре, образованию, науке и т.д.

88. Политическая психология

Особое место в политическом сознании занимает политическая психология, под которой обычно понимается совокупность чувств, эмоций, переживаний, настроений, связанных с политическими явлениями.

Психологические моменты  характеризуют важнейшие стороны  политики: механизмы политической активности, направленность политического поведения, иррациональность политического выбора, настроения масс и т.п. Более того, политическая идеология оказывает активное влияние на политические поступки субъектов, только соединяясь с психологией людей. Политическая психология, следовательно, представляет собой практическое сознание, ту совокупность духовных образований, которые способствуют выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения. Если идеология является продуктом специализированного сознания, теоретической деятельности группы, то психология формируется в процессе непосредственной активности граждан, на основании их практического взаимодействия между собой и с институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания, которые ориентируют ее, как правило, на отражение не столько перспективных, сколько насущных интересов людей.

Однако политическая психология — не просто важная и  влиятельная форма политического  сознания, она своеобразный универсальный измеритель всей политики в целом.

Политическая психология может выражаться как в более  устойчивых формах (здравый смысл, психологический  склад нации, нравы), так и в  более подвижных, динамичных (переживания, настроения).

Элементы политической психологии:

  • чувства и эмоции людей, создающие определенные мотивы их политической деятельности;
  • индивидуально-психические свойства (воля, память и т.п.);
  • физиологические механизмы, обусловленные врожденными качествами человека (наследственностью) и проявляющиеся в психофизических свойствах, регулирующих темперамент, демографические и половозрастные черты и т.д.

Таким образом, политическую психологию составляют и рациональные, и иррациональные духовные элементы, т.е. в ней соединяется логика социального взаимодействия и логика инстинктов. При таком сочетании человек может ориентироваться в политической жизни, используя не только приобретенные социально-психологические свойства, но и могучие иррациональные механизмы, первичные чувственные реакции (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).

89. Политическая культура: понятие и структура

Политическая  культура — это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества, включающая в себя те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Вот почему на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.

Характерные черты политической культуры;

1) является продуктом  естественно-исторического развития  общества, результатом коллективного  политического творчества;

2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую  жизнь конкретной страны;

4) обеспечивает целостность и  интегрированность политической сферы;

5) координирует политическими методами  жизнедеятельность общества в  целом, сочетает интересы различных  социальных групп, классов, государства  и личности;

6) предлагает определенные образцы  поведения, нормы взаимоотношений  власти и граждан;

7) характеризует политическое сознание  и политическое поведение основной  массы населения.

Элементы структуры  политической культуры:

  • политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);
  • политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);
  • политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества и т.д.). Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политаческого строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

91. Типы политической  культуры

Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей.

Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:

1) в зависимости от  уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) в зависимости от  степени согласованности во взаимодействии  политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности ц конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);

Информация о работе Современное понимание демократии. Теоретические модели и концепции демократии