Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:29, контрольная работа
Современные политологи используют или учитывают все эти представления и подходы в своих теоретических построениях. В то же время понимание политики только как «того, что связано с государством», значительно сужает сферу политического. Сегодня в эту сферу мы не можем не включать многочисленные негосударственные институты: местное самоуправление, систему образования, союзы предпринимателей и профсоюзы, творческие союзы и научные ассоциации, институты семьи и брака и т. д.
Современные представления о политике.
Правовое государство.
Россия в мировом политическом процессе.
Список используемой литературы.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И
ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пермский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Российский государственный
торгово-экономический
Кафедра «Гуманитарных дисциплин»
Контрольная работа по курсу:
«Политология»
студент: Беляев Н.О
гр.Мпи -22
Проверил:
Алексеенко Г.А
Защищена с оценкой
…………………………
Дата…………………….
Подпись………………..
Пермь 2010
Содержание:
1.Современные представления о политике.
Современные политологи
используют или учитывают все
эти представления и подходы
в своих теоретических
1) государственная (официальная) политика;
2) публичная политика;
3) политика общественных организаций
и политических партий (гражданская политика).
Публичная политика — это открытое
и гласное обсуждение общественных
проблем. В публичной политике участвуют
профессиональные (публичные) политики,
государственные чиновники, представители
общественных организаций и политических
партий, научное и экспертные сообщества,
средства массовой информации. Публичная
политика оказывает воздействие
на официальную (государственную) политику,
т. е. на решение острых проблем, принятие
важных для общества решений.
Современные политологи не имеют единого
взгляда на сущность политического.
Они определяют политику как:
- принуждение или порядок, поддерживаемый
путем применения или угрозы применения
насилия (М. Вебер);
- распределение полномочий и ресурсов:
кто, что, когда и как получает (Г. Лассуэлл);
- завоевание и осуществление власти (М.
Дюверже);
- властное распределение ценностей внутри
общества (Д. Истон);
- процесс управления обществом (А. Ранни);
- процесс регулирования и предотвращения
конфликтов и социальных взрывов (Д. Ниммо);
- борьба интересов, маскируемая под борьбу
принципов (А. Бьерс);
- искусство государственного управления;
- публичный процесс;
- компромисс и консенсус;
- власть и распределение ресурсов (последние
четыре — Э. Хейвуд)1;
Французский социолог и политолог
П. Бурдье считает, что политика начинается
там и тогда, где и когда существуют
группы людей со своими групповыми интересами
и, что самое главное, эти группы людей
обладают свободой слова, организаций,
собраний и т. д., т. е. всем набором гражданских
прав.
В этих определениях политологи подчеркивают
разные стороны, проявления, признаки
и качества одного и того же феномена.
Из них видно, что политика связана, с одной
стороны, с властью, принуждением, влиянием;
с другой — с управлением, регулированием;
с третьей — с борьбой интересов и распределением
ценностей.
В современной политической теории существует
огромное количество определений политики.
Политологи их дифференцируют по группам:
- социологические и экономические дефиниции,
которые определяют политику через борьбу
социальных групп и такие общественные
явления, как экономика, рынок, мораль,
культура, религия;
- стратификационные и правовые определения,
близко примыкающие к социологическим
и трактующие политику как соперничество
классов и наций или групп интересов, выводящие
политику, государство из права и естественных
прав человека;
- этические (нормативные, ценностные)
трактовки, понимающие политику как деятельность,
направленную на достижение общего блага;
- субстанциальные дефиниции, нацеленные
на раскрытие первооснов политики и определяющие
последнюю как действия, направленные
на обретение, удержание и использование
власти;
- институциональные и антропологические
определения, характеризующие политику
через организации, институты, в которых
воплощается власть, прежде всего через
институт государства;
- конфликтно—консенсусные дефиниции,
определяющие политику через соотношение
борьбы и согласия в обществе;
- деятельностные, телеологические и системные
трактовки, определяющие политику как
вид человеческой активности по эффективному
достижению коллективных целей, по управлению
обществом, как систему, имеющую цель и
аппарат принятия решений1.
Политика — это такая область
деятельности и подсистема общества,
которая решает общественные проблемы,
т. е. проблемы большого числа людей
— социальных групп, слоев, классов,
этносов, наций. Решение этих проблем
осуществляется при помощи политических
институтов,
в совокупности представляющих собой
определенное государственное устройство
или, шире, политическую систему.
Таким образом, можно дать следующие определения
политики:
- это устройство и управление обществом
различными методами, вплоть до насилия;
- это соотношение социальных сил и борьба
за власть и ее осуществление;
-это взаимоотношения больших групп людей,
опосредованные государственными институтами
управления;
- это постановка целей и задач, определение
правил политической игры, сочетание интересов
общества и личности, установление и гарантия
действия конституции и законов, защита
страны и обеспечение прав человека;
- это решение глобальных международных,
демографических и других проблем;
- это управление обществом.
Статическим оттиском, проекцией политики
на общество является его государственное
устройство, политическая организация, т.
е. совокупность институтов власти и управления.
Динамическим проявлением политики является политическая жизнь, понимаемая
как совокупность всех политических процессов.
В английском языке существуют три термина,
обозначающие три ипостаси, три стороны
политики1:
1) policy [polisi] — политика, линия проведения,
политический курс;
2) роlity [роliti] — политические институты,
государственное устройство, государство;
3) роlitics [роlitics] — политика, политические
убеждения, политическая наука.
Как видим, в англо—американской традиции
принято различать политические
установления, политику как форму; политический
процесс, динамику политики; политику
как теорию, науку, убеждения, т. е. внутреннее
содержание политики.
2.Правовое государство.
Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat
Идея правового государства
прежде всего противоположна произволу
во всех его разновидностях
диктатуре большинства, деспотизму, полиц
Правовое государство
требует наличия следующих инст
Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, в том числе, законности.
Основные признаки правового государства
Правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую историю. Сам термин "правовое государство" прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века (в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др. Верховенство (господство, приоритет) права
В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости)
Верховенство закона
Законы, (правовые акты, принимаемые
в установленном порядке
Разделение властей
Разделение властей - распределение
компетенции и государственно-
Права и свободы человека
Широкие права и свободы
человека, причём не просто провозглашённые,
но и гарантированные, реально обеспеченные.
В правовом государстве существуют
реальные политические, экономические
и иные предпосылки для реализации
прав и свобод человека и гражданина,
обеспечивается их судебная защита. Однако
допускаются и необходимые
Взаимная ответственность гражданина и государства
Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина
Основные проблемы формирования правового государства
Идея правового государства в нашей стране развивалась очень непросто. После революции 1905 - 1907 начался переход к конституционному строю, а после 1917 года, когда было создано советское государство, идея правового государства была отброшена. В конце 1980-х - начале 1990-х годов, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, идея построения правового государства оказалась в центре политической и государственно-правовой мысли, а затем получила конституционное закрепление.