Введение.
Во второй половине 1890-х
гг. социал-демократы многонациональных
западных губерний создавали национальные
рабочие организации. Литовская
социал-демократическая партия (ЛСДП)
и Польская социалистическая партия
(ППС) отрицали взаимодействие с российским
пролетариатом. В сентябре 1897 г. на съезде
еврейских социал-демократических
организаций в Вильне образовался
Бунд — Всеобщий еврейский рабочий союз
в России и Польше (с 1901 г. — в Литве, Польше
и России). Его лидерами были Р. А. Абрамович,
И. Л. Айзенштадт, А. И. Кремер и др. Бунд
считал, что защитить интересы еврейских
рабочих может только их национальная
организация. Но с этой позицией согласились
не все рабочие еврейские организации.
Противники Бунда создали в Минске Рабочую
партию политического освобождения России
(РППОР). Ее руководителями стали Л. М. Родионова-Клячко,
Г. А. Гершуни, Е. К. Брешко-Брешковская,
А. О. Бонч-Осмоловский. Эта группа стояла
на интернациональных позициях и склонялась
к террористическим методам борьбы с самодержавием.
На территории Беларуси в
начале XX в. действовали небольшие группы
Социал-демократии Королевства Польского
и Литвы (СДКПиЛ). Ее руководителями были
Ф.Э.Дзержинский, С. С. Трусевич и др. СДКПиЛ
разделяла идеи революционной политической
борьбы пролетариата и стремилась к объединению
с РСДРП. В 1902 г. была создана ППС в Литве.
Она состояла из групп ППС, действовавших
на территории Литвы и Западной Беларуси.
Эта партия основывалась на левонароднических
идеалах социализма, выступала за независимость
Беларуси и Литвы.
Польская Социалистическая
Партия
Партия реформистского направления
в польском рабочем движении; основанная
в 1893; развивала свою деятельность главным
образом на территории Королевства
Польского. На всем протяжении существования
в ППС проявлялось более или
менее сильное, а иногда преобладающее
левое течение. ППС была создана
на базе программных установок, разработанных
на Парижском съезде польских социалистов
в ноябре 1892. Съезд принял "проект
программы", в котором отмечалось,
что главным условием реализации
социалистической программы в
Польше является восстановление государственной
независимости. Парижский съезд
выдвинул лозунг независимой демократической
республики, борьбы за демократические
права народных масс. Этот лозунг
ставился вне связи с борьбой революционных
сил России, Германии и Австро-Венгрии,
а именно эта связь была одним из основан
условий национального и социального
освобождения польского народа. Созданный
на этом съезде Заграничный союз польских
социалистов стал инициатором создания
ППС в Польше и оказывал на нее до 1905 сильное
идейно-политичное влияние. В рамках
ППС объединились т. н. "народные социалисты"
во главе с Б. Лимановским и группа революционеров
рабочих из партии 2-й "Пролетариат"
(см. в ст. "Пролетариат"), сплоченная
вокруг Я. Стружецкого. ППС действовала
в Королевстве Польском, среди поляков
в Литве, Белоруссии и на Украине, а также
среди интеллигенции, пребывавшей в эмиграции. Верховной
инстанцией ППС был съезд. Между съездами
партией руководил Центральный. рабочий
комитет (ЦРК). ЦО была популярная
нелегальная газета "Robotnik". ППС в
части Польши, находившейся под прусской
властью, и Польская социал-демократическая
партия (ПСДП) Галиции и Силезии были в
идеологическом отношении близки к ППС
и сотрудничали с ней.
Руководители ППС (Ю. Пилсудский,
С. Войцеховский, В. Иодко-Наркевич и
др.), организуя борьбу против царизма,
были одновременно против сотрудничества
с русскими революционерами рабочим
движением и РСДРП. Пилсудский и
его сторонники указывали как
на единств. путь к восстановлению польского
государства - путь национального восстания,
а не антицарской революции во главе с
пролетариатом всей Российской империи.
Против этой политики выступал связанный
с рабочими массами актив ППС (Стружецкий
и др.). Ее пытался частично видоизменить
теоретик ППС К. Келлес-Крауз, обладавший
большими марксистскими познаниями. Еще
в 1895 III съезд ППС признал необходимым
поддержать борьбу русских революционеров,
что не было впоследствии реализовано
правым руководством партии. Протестуя
против политики Пилсудского, в 1900 от ППС
откололась группа, действовавшая до 1905
под названием ППС-"Пролетариат"
. В 1900-04 в ППС усиливалось левое направление,
т. н. "молодые", в отличие от Пилсудского
и его сторонников, т. н. "старых".
Революция 1905-07 застала правое крыло ППС
врасплох. Левое крыло, идя с массами, вовлекло
партию в январско-февральскую всеобщую
политическую забастовку. Под влиянием
левого крыла ППС признала основным принципом
единство революции во всем государстве,
принцип совместной классовой борьбы
польского и рус. пролетариата за свержение
царизма. С июня 1905 в руки левых (М. Белецкий,
Г. Валецкий, Ф. Кон и др.) перешло руководство
партией, принявшей активное участие почти
во всех крупных массовых революционных
кампаниях 1905-07. В борьбе с царизмом члены
и деятели ППС разных направлений проявили
много мужества и самоотверженности (С.
Окшея, X. Барон, Ю. Монтвилл-Мирецкий и
др.).
В результате компромиссной
позиции левых в руках Пилсудского
было оставлено руководство созданным
в 1904 т. н. Боевым отделом (с 1906 - Боевая
орг-ция, БО). Только IX съезд ППС в ноября
1906 в Вене, выступив против националистических
и террористических тенденций группы
Пилсудского, исключил Пилсудского и сторонников
БО из партии. Большинство партии, сохранившее
официально название ППС (наиболее известно
под названием ППС-левица), переходило
на революционные и интернационалистические
позиции, а в 1918 объединилось с СДКПиЛ,
образовав Коммунистическую партию Польши
(КПП). Исключенные из ППС сторонники БО
создали новую партию под названием ППС-революционная
фракция (с 1909 опять приняла офиц. назв.
- ППС). ППС-фракция делала упор гл. обр.
на лозунги вооруженной борьбы за независимость
Польши, отрывая эту борьбу от классовой
борьбы пролетариата. Это привело почти
к полному упадку действовавшей в Королевстве
Польском ППС-фракции.
Белорусская Социалистическая
Громада
К народным партиям
принадлежала и партия Белорусская
Социалистическая Громада, которая
появилась осенью 1903 г. Перед революцией
1905-1907 гг. немногочисленные её группы
были в Минске, Вильно и Петербурге.
Программа Громады, принятая на
первом съезде в 1903 г., основывалась
на идеях ПСР и ППС. Громада
считала себя социально-политической
организацией «рабочего народа».
В понятие «рабочего народа»
включались рабочие и все крестьяне.
Аграрная программа БСГ в общих
чертах была заимствована у
эсеров. БСГ заявляла, что она
будет стремиться к уничтожению
частной собственности на землю
и бороться за предоставление
каждому человеку права на
индивидуальное пользование землей
без права пользования чужой
наемной рабочей силой при
одновременном распространении
идеи всестороннего кооперации,
как средство перехода к социализму.
Ближайшей политической целью
Громада объявляла свержение
самодержавия. При этом декларировалось,
что БСГ будет стремиться к
независимости национальностей.
Национализм проявлялся стремлением
объединить в своих рядах только
белорусов.
Белорусская Социалистическая
Громада – первая в республике
национально-демократическая партия
социалистического направления.
Была составной частью революционно-демократического
потока национально-освободительного
движения, она появилась на политической
арене в самом начале ХХ
в.
«Белорусская Революционная
Громада в декабре 1903 г. приняла
свое новое наименование –
Белорусская Социалистическая Громада.
Оно сохранилось до её распада
в июле 1918 г., когда республику
оккупировали немецкие войска. Партия
зародилась в Минске. Её организаторами
были А.И. Луцкевич (А. Новина), И.И.
Луцкевич, К. Кастровицкий (К. Каганец),
Ф. Стацкевич, А. Пашкевич (Цетка) и др»1.
По своему социальному
составу БСГ являлась объединением
представителей различных слоев
белорусской нации, среди которых
преобладали выходцы из шляхты,
зажиточных слоев крестьянства,
интеллигенции и чиновничества.
Биографические данные её лидеров
свидетельствуют, что это были
в основном представители двух
классов, двух главных политических
течений – либерально-буржуазного
и демократического. Возможность
такого объединения в рамках
одной политической партии обусловливалась
сравнительно слабой классовой дифференциацией
формировавшейся белорусской нации.
Это сказалось и
на программных документах. Программное
заявление, являвшееся по существу
наброском программы, эклектически
объединяло многие теоретические положения
различных политических партий, прежде
всего ППС, эсеров, а позднее Бунда и меньшевиков.
В нем провозглашалась социалистическая
ориентация. I съезд, проходивший в декабре
1903 г. в Вильно, принял новое название партии
и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»,
сохранившийся до начала первой русской
революции. Однако в программе отсутствовало
принципиальное различие между пролетариатом,
крестьянством и другими слоями трудящихся.
Подобно эсерам, она объединяла их в одну
социально-экономическую категорию –
трудовой народ и в равной степени стремилась
опереться и на рабочий класс, и на крестьянство,
и на интеллигенцию.
БСГ добивалась свержения
самодержавия и провозгласила
своей конечной целью утверждение
социализма в Белоруссии. Известно,
что все политические партии
левее кадетов не отрицали
социалистическую идею, каждая из
них по-своему её понимала. БСГ,
как и эсеры, выступала с
обвинением марксистов в том,
что они якобы подменили этическую
сторону социализма прагматическим
классовым интересом. БСГ рассматривала
социализм как высший идеал
борьбы, во имя осуществления
которого должны быть объединены
все силы нации – рабочие,
крестьяне, интеллигенция. Выдвигая
в своей программе задачу свержения
самодержавия, она полагала приблизиться
к осуществлению социалистической
идеи путем последовательных
социально-экономических реформ. Её
национальная программа включала
требования «возможно большей
независимости национальной» и
автономии не для Белоруссии,
а для всего Западного края
с сеймом в Вильно. «Мы стоим
за национальную автономию, но
сейм мы требуем не для белорусов,
а для всего края, - в сейме
должны быть представители всех
народностей Северо-Западного края».
Программа по национальному
вопросу требовала уничтожения
национального гнета, равноправия
наций и их права на самоопределение.
Однако БСГ своеобразно пыталась
решать национальный вопрос. В
отличие от социал-демократов, особенно
их радикального течения –
большевиков, которые рассматривали
его как составную часть борьбы
за социализм, БСГ, признавая
в целом классовую борьбу, фактически
отрицала её внутри белорусской
нации.
Анализ программных
документов БСГ свидетельствуют,
что её политическая позиция,
в том числе и национальные
требования, не выходили за рамки
революционно-демократических преобразований.
Безусловно, в документе нашли
отражение и социально-демократические
идеи, но они не были доминирующими.
В тех исторических условиях
БСГ не сформировалось как
национально-демократическая партия.
Для этого в Беларуси еще
не было соответствующей социальной
среды – развитого промышленного
пролетариата.
«В 1905 г. БСГ создает
«Белорусский Крестьянский союз»
и организует первые дружины»2.
Издаются листовки на белорусском
языке.
В январе 1906 г. в
Минске созывается II съезд БСГ,
который занимался главным образом,
разработкой аграрной программы.
Работа ведется более усиленным
темпом как среди крестьян и рабочих, так
в среде учительства и учащейся молодежи.
Ряд нелегальных крестьянских съездов.
Организация среди рабочих профсоюзов.
Бунд .
Политическая угнетенность
евреев, русификаторская национальная
политика по отношению к белорусам,
ограничение для польской буржуазии
создали опасное напряжение в
обществе. В экономическую и политическую
борьбу вплетались аспекты национально-освободительного
движения. Среди значительной части социал-демократов
западных губерний зародилась сепаратистская
тенденция, которая проявилась в стремлении
в создании рабочих организаций по национальным
особенностям в городах с многонациональным
населением. На такую платформу стала
Литовская социал-демократическая партия.
В сентябре 1987 г. в Вильно был организован
съезд представителей еврейских социал-демократических
организаций Вильни, Минска, Витебска,
Варшавы, Белостока, но котором был создан
Бунд – Всеобщий еврейский рабочий союз
Литвы, Польши и России. Лидером его стал
А. Кремер. Необходимость создания Бунда
мотивировалась тем, что только национальная
организация еврейских рабочих может
лучше защитить их интересы. Сразу после
съезда была развернута агитация за вступление
в Бунд рабочих организаций, которые существовали
на то время в Беларуси. Брестская организация
осенью 1897 г. вступила в Бунд, однако была
разгромлена полицией. Гомельские социал-демократы,
заметив угрозу раскола, отказались вступать
в Бунд. Не согласились на вступление в
Бунд и многие члены Минской еврейской
рабочей организации.
«Обособлению еврейского
рабочего движения способствовали
и некоторые политические партии,
ограничивающие работу только
средой евреев. Бунд строился
по национальному признаку на
основе стачечных касс еврейских
рабочих. Еврейское рабочее движение
имело свою специфику. Пропаганда
велась на еврейском языке,
что затрудняло участи рабочих
других национальностей в проводимых
акциях. Многие еврейские рабочие
просто не знали русского языка». Бунд
активно проводил агитационно-пропагандистскую
работу, добиваясь пополнения своих кружков
представителями радикальной интеллигенции,
ремесленников и рабочих. «Марксизм трактовался
применительно к традиционным представлениям
об особой миссии еврейского народа» В
1898 Бунд участвовал в подготовке и проведении
1-го съезда Российской социал-демократической
рабочей партии, вошел в РСДРП как организация,
автономная в вопросах, касающихся еврейского
пролетариата. Бунд руководил экономической
борьбой еврейских рабочих (в 1890-1900 гг.
прошло 312 забастовок еврейского пролетариата
в Северо-Западном крае), что расширило
его влияние. К концу 1900 г. организации
бунда были в 9-ти городах. Зимой 1901 г. центральный
комитет Бунда официально провозгласил
лозунг "культурно-национальной автономии".
В апреле 1901 г. IV съезд Бунда принял программу
по национальному вопросу, по существу
исходившую из признания евреев России
экстерриториальной нацией, и одобрил
в принципе буржуазно-националистическую
"культурно-национальную автономию".
V съезд Бунда (июнь-июль 1903 г.) выдвинул
в качестве ультимативного пункта требование
признания Бунда «единственным представителем
еврейского пролетариата». II съезд РСДРП
отклонил это требование, и делегация
Бунда покинула его, заявив о выходе Бунда
из РСДРП. VI съезд в программе по национальному
вопросу зафиксировал основное положение:
полное гражданское и политическое равноправие
евреев; для еврейского населения употребление
родного языка в сношениях с судом, государственными
учреждениями и органами местного самоуправления;
национально-культурная автономия. В период
революции 1905 -1907 гг. Бунд имел 274 организации,
объединявшие около 34 тысяч человек. В
1906 г. Бунд снимает требование признание
«единственным представителем еврейского
пролетариата» и вступает в РСДРП.