Способы и принципы разрешния энических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 02:45, реферат

Краткое описание

Этнические конфликты носят уникальный характер. Они являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми. Причинами межэтнических конфликтов является борьба за распределение и перераспределение материальных и культурных ценностей между этносами, этническими группами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Способы разрешения этнических кофликтов………………………. 4
Глава 2. Принципы разрешения этнических кофликтов ……………….…….. 8
Заключение ……………………………………………………………………..10
Список использованных источников…………………………………………..12

Вложенные файлы: 1 файл

Этно-реферат.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Юридический факультет

 

Кафедра политологии

 

 

Реферат

Способы и принципы разрешния  энических конфликтов

 

                                                                              Выполнил:

                                                                              студентк 5 курса, 14 группы,

                                                                              юридического факультета БГУ

                                                                              специальности «Политология»

                                                                              очной формы обучения

                                                                         Нилов Андрей  Константинович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2013

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Способы разрешения этнических кофликтов………………………. 4

Глава 2. Принципы разрешения этнических кофликтов ……………….…….. 8

Заключение ……………………………………………………………………..10

Список использованных источников…………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Этнические конфликты  носят уникальный характер. Они являются следствием распада или дезинтеграции  социума, дискриминации одной нации  другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми. Причинами межэтнических конфликтов является борьба за распределение и перераспределение материальных и культурных ценностей между этносами, этническими группами.

 Массовое ослепление, убежденность в абсолютной значимости и самоценности ложно интерпретированной национальной идеи порождает агрессивные формы поведения, провоцирует различные группы людей определенной национальности на стремление доказать приоритет именно «своих» этнических интересов над всеми другими инонациональными интересами.

 За каждым из  этнических конфликтов — трагедия  человеческих судеб, драма народов  и, что не менее опасно, неизбежность  перенесения в память приходящих  поколений старых обид, оскорблений,  несправедливостей, которые, если они не были сняты или не получили должной правовой оценки, не нашли соответствующего общественного порицания и наказания, могут подталкивать впоследствии на решения даже простых дел неправедными действиями.

  В настоящей работе будут рассмотренны следующие вопросы:; разрешения этнических конфликтов; принципы разрешения этнических конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

1. Способы разрешения этнических конфликтов

Можно выделить шесть  предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов:

 - каждая из враждующих группировок должна иметь единое командование и контролироваться им;

- стороны должны контролировать  территории, которые обеспечивали  бы им относительную безопасность после заключения перемирия;

- достижение состояния  определенного равновесия в конфликте, когда стороны либо временно исчерпали свои военные возможности, либо уже добились многих своих целей;

- присутствие влиятельного  посредника, способного повысить  интерес сторон к достижению  перемирия и добиться признания  этнического меньшинства в качестве стороны в конфликте;

- согласие сторон  на «замораживание» кризиса и  на то, чтобы отложить всеобъемлющее  политическое урегулирование на неопределенный срок;

- размещение по линии  разъединения миротворческих сил,  достаточно авторитетных или сильных для сдерживания сторон от возобновления боевых действий».

 Существуют следующие  способы разрешения этнических  конфликтов: нейтрализация, «естественное»  развитие и последующее самозатухание  этнического конфликта, неконтролируемое  развитие и самоуничтожение этнического конфликта, достижение национального согласия.

Нейтрализация этнического  конфликта. Обычно это означает надежный перевод этнического конфликта  в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов на то, что сепаратисты, в конечном счете, не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку. Такая политическая борьба, т.е. по сути консервация этнического конфликта, может в вялой форме протекать десятилетиями, как, например, деятельность шотландских или квебекских сепаратистов, не сопровождаясь межэтническими столкновениями. Тем не менее, при этом остается опасность, что в случае неожиданных кардинальных изменений условий жизни (резкого экономического спада, экологической катастрофы и т. п.) дальнейшее развитие конфликта может выйти за законные рамки, поскольку продолжают сохраняться этнонационалистические партии и экстремистски настроенные деятели в их рядах.

 Нейтрализация этнического  конфликта встречается достаточно  часто. Поскольку подобный вариант  также устраняет угрозы массового  насилия, распада государства  с полиэтничным населением или  масштабных этноизбирательных миграций  беженцев либо депортаций по этническому признаку, то стратегию действий, направленных на его достижение, тоже можно условно считать выходом из политически взрывоопасной ситуации конфликта. Обычно это осуществляется усилиями спецслужб по дискредитации и дезорганизации деятельности наиболее радикальных лидеров и организаций при одновременном фактическом поощрении и содействии акциям и пропаганде более умеренных деятелей, выступающих от имени той же этнической группы и не склонных к нелегальным методам борьбы или к применению насилия. Таким образом, иногда удается перевести массовую поддержку меньшинства, а, следовательно, и трансформировать характер этнического конфликта от идей сепаратизма к лозунгам полномасштабной автономизации, а борьбу за территориальную автономию перевести в русло деятельности по возрождению родного языка и культуры и форсированному социально-экономическому развитию территорий расселения меньшинства.

«Естественное» развитие и последующее  самозатухание (саморассасывание) этнического  конфликта. Этнический конфликт в ходе постепенной эскалации и перерастания в форму насильственного противостояния сторон в таком случае заканчивается в результате разрушения того прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник и развивался. Подобный исход никак нельзя считать урегулированием конфликта, и к тому же это обычно означает переход от этнического конфликта внутри прежнего полиэтничного общества к межгосударственному конфликту вновь образовавшихся государств и новых обществ.

Неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического конфликта также является реальным и достаточно часто встречающимся его исходом.

 Существует два основных  сценария разрушения полиэтничного  общества и тем самым прекращения  этнического конфликта: 

- изменение территории (за счет проведения новых государственных границ, отделяющих одну из конфликтующих сторон от другой);

- изменение этнического состава населения (за счет депортации «враждебных групп», выделяемых по этнонациональному признаку).

 Чаще всего встречаются  сочетание обоих сценариев. Такое сочетание этнических чисток и создания новых границ обеспечивает наметившееся сейчас прекращение конфликтов в Боснии и Герцеговине, и именно подобный исход наиболее вероятен для Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровской Республики и многих других регионов бывшего СССР, где этнические конфликты давно уже привели к созданию новых непризнанных государств и к межгосударственным войнам.

  Саморассасывание конфликта – то есть отмирание без осуществления каких-либо изменений, на которых когда-то настаивали инициаторы конфликта. Хоть и крайне редко, но встречается и такое.

 Особой задачей  разрешения этнического конфликта  является достижение национального  согласия, представляющего собой  сложный процесс примирения конфликтующих  сторон, согласования их интересов, устремлений и требований, достижение взаимоприемлемого результата. «Национальное согласие возможно при участии в согласительном процессе наряду с легитимными властными структурами представителей различных общественных, национальных, политических организаций, движений, инициатив на основе консенсуса всего общества»7. В демократическом обществе, обществе открытого типа, где социальные, политические, экономические, национальные и другие различия ярко выражены, национальное согласие является инструментом регулирования отношений между различными группами, общностями, в том числе и этническими. Национальное согласие предусматривает предупреждение перерастания обострившихся в обществе противоречий в деструктивные, разрушительные по своей форме конфликты. Достижение его осуществляется в процессе переговоров, носящих конструктивный характер.

  Важной формой достижения согласия или завершения конфликта между этническими общностями, их представителями выступает заключение межэтнического компромисса. Он предполагает достижение взаимопонимания или частичного завершения этнического конфликта путем взаимных уступок и согласования интересов (посредством их частичного удовлетворения). Модель завершения этнического конфликта таким способом используется в условиях, когда его участники имеют равные возможности при отсутствии достаточных ресурсов для полного удовлетворения интересов одной из конфликтующих сторон.

 В этом случае  заключается соглашение, имеющее  определенные временные параметры,  по истечении которых одна  из сторон или обе в равной  мере будут обладать достаточными возможностями для пересмотра заключенного этнического компромисса с целью изменения результата в свою пользу. Проблема будет разрешена в процессе завершения конфликта, либо он потеряет свою актуальность.

 В случае возникновения  вооруженного конфликта между его субъектами достижение компромисса прежде всего направлено на прекращение военных действий между его участниками, что создает благоприятные условия для привлечения и использования мирных средств. Каждая из сторон, приняв решение о своем согласии на заключение этнического компромисса, определяет с учетом своих интересов допустимые нижние границы уступок, на которые она готова пойти при определении соглашения. Принятие уступок ниже допустимых границ означает ее поражение в этническом конфликте.

 

  Вывод: Существуют следующие способы разрешения этнических конфликтов: нейтрализация, «естественное» развитие и последующее самозатухание (саморассасывание) этнического конфликта, неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического конфликта, достижение национального согласия. Нейтрализация это перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон. «Естественное» развитие и последующее самозатухание этнического конфликта означает окончание конфликта в результате разрушения того прежде единого полиэтничного общества, в котором конфликт возник и развивался. Неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического конфликта происходит в результате изменения территории и изменения этнического состава населения. Достижение национального согласия как способ урегулирования конфликта представляет собой сложный процесс примирения конфликтующих сторон, согласования их интересов, устремлений и требований, достижение взаимоприемлемого результата.

 

2. Принципы разрешения этнических конфликтов

Действия по нейтрализации  конфронтационных устремлений участников межэтнических конфликтов укладываются в рамки некоторых общих принципов, выведенных из имеющегося опыта разрешения таких конфликтов. В их числе: легитимизация конфликта, институциализация конфликта, структурирование конкурирующих групп, редукция конфликта, информационное обеспечение урегулирования конфликта.

Легитимация конфликта — официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы (предмета конфликта), нуждающейся в обсуждении и разрешении. Легитимизация процедур требует их фиксации в специальных документах и широкого ознакомления с ними всех участников конфликта.

Институциализация конфликта  — выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения.

 Обычно институциализация включает:

- запрет применения  насильственных средств;

- ограничение количества  участников и сфер проявления конфликта;

- принятие всеми сторонами  определенных правил (организационных  и /или этических норм, четких  договоренностей и т.д.) разрешения конфликта;

- контроль со стороны  третьих лиц (государственных органов, арбитров и т.п.).

Структурирование конкурирующих  групп – определение состава  участников конфликта, их представителей (лидеров), различных центров влияния  и их силы. Важно знать, с кем  можно вести работу по разрешению конфликта, договариваться и заключать соответствующие соглашения. Неструктурированные, аморфные группы носителей конфликтных интересов более опасны, поскольку они менее управляемы и склонны к непредсказуемым разрушительным действиям.

Информация о работе Способы и принципы разрешния энических конфликтов