1. Сущность, истоки и
исторические условия формирования
политического тоталитаризма. Основные
признаки тоталитарного режима.
Тоталитаризм
- определенный тип политической
системы и общества, характеризующийся
всеобъемлющей идеологизацией и
политизацией общественной жизни,
гипертрофией власти и поглощением
ею гражданского общества, отсутствием
свободы личности, всепроникающим
контролем со стороны слившегося
воедино партийно-государственного
аппарата, подчинением всей социальной
системы коллективным целям и официальной
идеологий.
Термин «тоталитаризм» происходит
от позднелатинского слова totalitas,
означающего «цельность», «полнота».
Он возник и получил распространение
в 20-е - 30-е годы и использовался
для обозначения политических
систем в фашистской Италии, нацистской
Германии и большевистском СССР.
Одним из первых этот термин
использовал итальянский автор
левой ориентации Дж.Амендола, который
в своей речи 20 марта 1924 г. заявил,
что фашизм, как и коммунизм,
представляет собой «тоталитарную
реакцию на либерализм и демократию».
В либеральном журнале «Ринащита
либерале» 5 января 1925 г. выборы, состоявшиеся
в Италии в апреле 1924 г., были
охарактеризованы как «totalitare e liberticide»,
т.е. тоталитарные и губительные
для свободы. Чуть позже официальный
фашистский теоретик Дж. Джентиле
говорил о фашизме, как о тотальной
концепции жизни. Часто использовал этот
термин Б.Муссолини, который называл свой
режим не иначе как «lo stato totalitario», т.е. тоталитарное
государство. Что касается А. Гитлера и
его приспешников то, они, во всяком случае
первоначально, при характеристике своего
режима предпочитали использовать термин
«авторитарный».
Наконец Большая Советская
Энциклопедия: «Тоталитарное государство-разновидность
буржуазного государства с открытой
террористической диктатурой наиболее
реакционных империалистических
элементов. Тоталитарными государствами
были гитлеровская Германия и
фашистская Италия.
Впервые этот термин был
распространен на СССР, по-видимому,
в ноябре 1929 г. английской газетой
«Times», которая водной из своих
передовых статей писала о
реакции против парламентаризма
в пользу «тоталитарного» или
унитарного государства, как фашистского,
так и коммунистического. Нападение
гитлеровской Германии на СССР и вступление
последнего во вторую мировую войну заставили
западных авторов несколько смягчить
свои оценки советского режима и направить
острие критики главным образом против
фашизма и нацизма. Во время войны «тоталитаризм»
служил для них в качестве обобщающего
понятия для характеристики фашистского
и национал-социалистического режимов
и их разграничения с советским социализмом.
С началом холодной войны на Западе коммунизм
снова стали рассматривать как разновидность
тотальной идеологии, а советское государство
- как тоталитарный режим.
Ныне в научной литературе
большинство авторов придерживается
тезиса, согласно которому в политической
системе тоталитарного типа выделяются,
по меньшей мере, три основные
разновидности. Во-первых, это национал-социализм,
прежде всего, в Германии. Во-вторых,
коммунизм, оказавшийся значительно
более распространенным и исторически
устойчивым. Два наиболее очевидных
и бросающихся в глаза примера
— СССР и Китай, однако в
этом же ряду исследователи
нередко называют режим Кваме
Нкруме в Гане и некоторые
другие африканские режимы, Румынию
и Албанию в Восточной Европе,
Кубу в Латинской Америке. В-третьих,
это тоталитарная теократия, представленная,
прежде всего, фундаменталистским
режимом аятоллы Р.Хомейни в постреволюционном
Иране.
Для всех этих режимов
в той или иной степени свойственны
характеристики тоталитаризма. Тем
не менее, вписываясь в аналитические
рамки тоталитарных, выделенные
режимы обладают и несомненным,
заслуживающим осмысления своеобразием.
Национал-социализм отличает, прежде
всего, его националистическая
идеология с мощным компонентом
антисемитизма, проповедью чистоты
нордической, арийской расы и
культом силы. Конечно, коммунизму
и теократии тоже не были
чужды мотивы национального превосходства
и первопроходчества, также как
и неприязнь к еврейской нации,
однако нигде больше задача
избавления мира от евреев
не рассматривалась как основополагающая
и идеологически приоритетная, нигде
больше она не воплощалась
с такой неумолимой последовательностью
и методичностью. Национал-социализм,
кроме того, был по преимуществу
националистической идеологией, проповедовавшей
идею превосходства одной нации
над другими, в то время как большевизм
отличал его интернационалистский характер
и, по крайней мере, формальная приверженность
федеративному, многонациональному государству.
Еще одна составная и весьма
специфическая часть национал-социалистической
доктрины — ее принципиальный
элитаризм, граничивший с пренебрежением
к массам и существенно отличавшийся,
например, от коммунистического
популизма. Коммунизм же позволял
некоторые поблажки для лиц
с не слишком благополучным
классовым происхождением и выдвигал
в качестве своей визитной
карточки лозунг подлинной, «пролетарской
демократии» и «демократического
централизма» как принципа устройства
внутрипартийной жизни.
Такое отношение к демократии
нашло яркое отражение в концепции
о внутреннем строении тоталитарных
партий и движений. Большевистские
представления о массовой организации
формировались исходя из опыта
социалистических и профсоюзных
движений, имевшихся в XIX веке в Европе.
Даже ленинская концепция партии «нового
типа» как организации профессиональных
революционеров была лишь адаптацией
этих представлений к специфическим условиям
царского самодержавия. Напротив, представления
нацистов и фашистов о партии были связаны
с совершенно иным историческим опытом,
опытом Первой мировой войны, а также с
осознававшейся необходимостью противопоставить
себя коммунистам и социал-демократам.
Отсюда четко подчеркнутый военизированный
характер организации, бросавшаяся в глаза
любовь к дисциплине и подчинению, а также
внешним символам приверженности нацистской
идеологии (униформа, свастика и пр.), использованию
военной терминологии. При коммунизме
же армия всегда оставалась лишь одним
из инструментов правящей партии, не более
того.
Существуют и различия в
характере, внутреннем устройстве
лидерства и правящей элиты.
Во всех трех случаях харизматическая
личность, обладающая способностью
магнетического воздействия на
массы и ближайшее окружение,
является неотъемлемой частью
системы.
Легко отличимы и различия
в том, до какой степени тоталитарным
режимам удавалось поставить
под свой контроль экономическую
сферу и преобразовать ее в
соответствии с их потребностями.
Коммунизму, как известно, данная операция
удалась значительно лучше, чем какому-то
иному режиму. Нацизм, в отличие от коммунизма,
не преуспел в повседневном распределении
доходов между различными социальными
классами — ничего подобного достижению
«смычки» между городом и деревней путем
принудительной массовой коллективизации
здесь не было. Что касается тоталитарной
теократии, то и здесь государственный
уклад играл важнейшую роль в функционировании
экономики. В этом отношении Хомейни ничего
принципиально не изменил, лишь усилив
этот компонент в доставшейся ему в наследство
от шаха и без того централизованной экономической
системе.
Наконец, принципиально важно
для идентификации сходств и
различий тоталитарных режимов
— их происхождение. Революционный
характер иранского и советского
режимов вручил в руки их
лидеров значительно более высокие
полномочия, нежели те, которые получил
первоначально Гитлер в результате
его назначения канцлером. Его
авторитет вырос позднее, когда
на волне массовой поддержки
Гитлер подверг институты парламентской
демократии трансформации и, особенно,
когда, пользуясь сверхмощной
пропагандистской машиной, он
сформировал у нации мощный
образ внешнего врага. Эта поддержка
масс, оказываемая лидерам со
времени их прихода к власти,
является ключевой в понимании
природы тоталитаризма. Чем значительнее
эта поддержка, тем более пренебрежительно
тоталитарные лидеры относятся
к законности и праву. Осознание
собственной силы уже формирует у них
их собственные представления о том, что
законно.
При всем разнообразии тоталитарных
режимов для них, как правило,
характерны следующие общие черты,
неоднократно суммированные в различных
работах:
политические права и свободы
граждан, возможность их самостоятельного
и активного участия в определении
государственной политики принципиально
отвергаются концепцией вождизма,
лежащего в основе режима. У
граждан нет выбора, они ориентированы
на существование единой системы,
для которой нет вариантов:
не только выступления против
нее, но и простая критика
рассматриваются законом как
уголовное преступление; переход
политического руководства от
одной партии к другой не
может быть осуществлен путем
выборов: обычно существует одна
легальная партия, а если допускается
существование других, то они, как массовые
общественные организации, находятся
под контролем партии; руководящая роль
партии закреплена конституционно;
политический плюрализм принципиально
отвергается, политическая оппозиция
не допускается, защита прав
меньшинства не признается; принцип
демократического централизма, требовал
безусловного подчинения меньшинства
большинству. Под руководство
правящей партии, фюрера, военного
совета поставлены все существующие
общественные организации, создается
единый механизм политического
властвования. Иногда, как это было
в Гвинее, провозглашается создание
целостного, слитного организма
«партии-государства», членами единственной
партии объявляются все граждане,
а органы государства, как это
было в Заире, становятся органами
партии (парламент - законодательный
совет партии, правительство - исполнительный
совет и т. д.);
разделение властей отвергается,
в конституциях в том или
ином варианте фигурирует принцип
единства власти. Представительные
органы либо распущены, либо
являются единственными законодательными
органами. Местное самоуправление
также лишено всякого реального
значения: на местах правят назначенные
представители главы государства
и правительства, а если их
нет, то реальные полномочия
сосредоточены в руках партийных
органов;
наличие развернутой идеологической
доктрины, которая охватывает все
жизненно важные стороны человеческого
бытия, которая стремится ответить
на все потенциально возникающие
у членов общества вопросы
и которой предположительно придерживаются
все, живущие л данном обществе.
Эта идеология ориентирует общество
на некое конечное совершенное
состояние («коммунизм», «расово
чистое» общество, «исламское государство»).
Иначе говоря, она содержит в
себе призыв, основанный на категорическом
неприятии существующего общества
и стремлении завоевать мир
ради построения нового общества.
«Образ врага» всегда выступает
важнейшим компонентом тоталитарной
идеологии, позволяющим режиму
сплотить общество перед угрозой
как со стороны вредителей
и диверсантов внутри общества,
так и со стороны враждебного
внешнего окружения;
система террористического
полицейского контроля, поддерживающего
партию, и одновременно осуществляющего
надзор над ней самой в интересах
ее вождей. Такая система может
быть направлена не только
против «врагов» режима, но и
против произвольно выбираемых
классов населения, причем террор
тайной полиции систематически
использует современную науку,
в особенности, психологию;
технологически обусловленный
и почти всеобъемлющий контроль
партии и ее преданных кадров
над всеми средствами массовой
коммуникации и информации —
прессой, радио, кино;
аналогичный, технологически
обусловленный и почти полный
контроль над всеми вооруженными
силами;
централизованный контроль
над всей экономикой и руководство
ею посредством бюрократической
координации ее ранее независимых
составных частей; этот контроль,
как правило, распространяется
также на большинство других
общественных организаций и групп.
Таковы лишь основные из
когда-либо существовавших тоталитарных
режимов и имеющиеся среди
них сходства. А различия, которые
обусловлены степенью развитости
отмеченных выше характеристик,
формируют различные стартовые
основания для их распада или
разрушения, а также последующего
перехода к другим типам политического
устройства.
Итак, политические режимы делятся
на демократические, авторитарные
и тоталитарные. Последний характеризуется
всеобъемлющей идеологизацией и политизацией
общественной жизни, гипертрофией власти
и поглощением ею гражданского общества,
отсутствием свободы личности, всепроникающим
контролем со стороны слившегося воедино
партийно-государственного аппарата,
подчинением всей социальной системы
коллективным целям и официальной идеологий.
В настоящее время выделяются
3 основные разновидности тоталитарного
режима: национал-социализм, ранее
представленный Германией; коммунизм
— СССР и Китай, а также
режим в Гане, некоторые другие
африканские режимы, Румыния и
Албания в Восточной Европе, Куба
в Латинской Америке; тоталитарная
теократия, представленная, прежде
всего, фундаменталистским режимом
аятоллы Р.Хомейни в постреволюционном
Иране.
2. Проблемы перехода
от тоталитаризма к демократии.
Концепция политической модернизации.
Прежде чем охарактеризовать формирование
этих элементов, отметим, что демократия
в наше время есть процесс в
двояком смысле: а) как совокупность
действий по осуществлению ее принципов
и функций ее институтов; б) как
становление, углубление в целом
системы демократических структур
и отношений, демократической культуры
в тех или иных странах.
В более или менее целостном
виде теория политических режимов
сложилась к 50-м годам нашего
столетия. Однако многие вопросы
и до настоящего времени остаются
дискуссионными. Существуют также
проблемы, теоретические выводы
о развитии которых претерпели
существенные изменения. Это касается
вопроса о перерастании тоталитарных
режимов в демократические. В
70-х годах ученые Фридрихс и
Бжезинский сделали вывод, что
тоталитарный режим не способен
меняться, что его можно уничтожить
лишь извне. Они доказывали, что
все тоталитарные государства обречены
на гибель.