Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:25, реферат
Изучение феномена социального государства, его теоретических основ и практики в различных странах позволит более полно представлять себе цели и задачи построения социального государства в нашей стране и выбирать подходящие средства и механизмы реализации социальной политики.
Цель предпринятого исследования состоит в выявлении специфических теоретических аспектов концепции социального государства.
На сегодняшний день в практике социальных государств наметился серьезный кризис, особенно в системе государства благоденствия. Социальные усилия государства столкнулись с экономическими, демографическими и цивилизационными ограничениями и кризисом механизма страхования.
Современное
социальное государство стремится
отказаться от патерналистской роли и
устранить иждивенчество. Расходы на социальные
нужды, несмотря на их большую значимость,
не должны приходить в противоречие с
условиями эффективного функционирования
экономики, ускорения экономического
роста. Это достигается за счёт стимулирования
трудовой и хозяйственной активности
населения, предоставления каждому трудоспособному
человеку возможности своим трудом и предприимчивостью
обеспечить свое и семейное благополучие,
а для нетрудоспособных и малоимущих членов
общества – обеспечение адресной социальной
защиты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс освоения государством социальных функций и реализация государственной социальной политики привели к существенной трансформации его роли в современном мире. Из института поддержания целостности территориального сообщества людей путём использования легитимного насилия как средства (М. Вебер) оно превращается в институт поддержания целостности сообщества не только путём применения физического принуждения, но и путём осуществления политики, направленной на обеспечение достойной жизни всем категориям составляющего его населения и каждому отдельному его гражданину.
Такое
государство в современной
Исходя из различных классификаций, традиционно различают либеральную, консервативную и социал-демократическую модели социального государства. В либеральной модели регулирующая роль государства сводится к минимуму: оно берет на себя обязанность восполнять гражданам недостаток социальных благ только в том случае, если этого не могут сделать рыночные структуры, общественные объединения и семья (США). Консервативная модель социального государства, характерная для некоторых стран Западной Европы и Японии, основывается на принципе прагматического подхода к решению социальных проблем, на устранении конкретных бед в жизнедеятельности общества. Социал-демократическая модель социального государства исходит из идеи необходимости упреждающего подхода к решению социальных проблем, что означает создание системы предоставления социальных услуг на универсальной (бесплатной) основе для всех категорий граждан, а не только наиболее нуждающимся. Типичными примерами такой социальной политики являются Германия, Швеция и Норвегия. Перечисленные типы социальных государств отличаются друг от друга не только объемом государственных ассигнований на социальные цели, но и степенью независимости граждан от состояния рыночной конъюнктуры.
К
концу ХХ века представленные модели
социальных государств исчерпали свои
возможности и оказалась перед необходимостью
поиска новых концептуальных подходов
к пониманию и осуществлению социальной
политики, отвечающих новым реалиям современного
мира.
РЕЗЮМЕ
Представленная
работа посвящена исследованию такого
политического феномена как «социальное
государство». Оно рассматривается
как форма объективации или опредмечивания
социальной политики. В работе рассматриваются
теоретические основания концепции социального
государства и авторские классификации
различных моделей социальных государств,
сформировавшихся в процессе осуществления
государственной социальной политики.
Теоретической основой выступает концепция
социальных прав. Ключевым критерием различения
моделей социальных государств рассматривается
критерий идеологических предпочтений.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Теория и практика социального государства