Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:51, курсовая работа
В данной работе мы уделим основное внимание основам теории политики, раскроем наиболее важные элементы политики. А именно, понятие, структуру, функции и характеристику основных свойств политики. Так же, обозначим понятие политической власти, соотношение политики и власти и разделение властей. Рассмотрим политический режим, его понятие, определение и классификация политических режимов и остановимся на понятии и видах политических институтов.
Глава 1. Теория политики.
1.1 Сущность политики…………………………………………………………4
1.2 Структура и функции политики…………………………………………….6
1.3 Характеристика основных ………………………………………………….10
Глава 2. Политическая власть.
2.1 Понятие политической власти……………………………………………...14
2.2 Соотношение политики и власти…………………………………………...15
2.3 Разделение властей……………………………………………………….….16
Глава 3. Политический режим.
3.1 Понятие и определение политического режима………………………...…19
3.2 Классификация политических режимов…………………………………....22
Глава 4. Политический институт.
4.1 Понятие политического института……………………………………..…..24
4.2 Виды политических институтов……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………..31
Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй и третий уровни имеют подчиненное значение.
С общегосударственным, макроуровнем, политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:
— поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;
— разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
— авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;
— предотвращение
и регулирование групповых
Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это — поддержание классового или социального господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.
Достаточно детально вопрос о функциях политики разработан в системном анализе. Так, один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две основополагающие группы функций: функции «ввода» — воздействия общества на политику — и функции «вывода» — влияния политической системы на общество. К функциям «ввода» относятся: политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике; артикуляция интересов; агрегирование интересов. К функциям «вывода» — разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением.
Многообразие
функций политики свидетельствует о ее
глубоком проникновении в общество, распространении
на весьма различные социальные явления.
1.3 Характеристика
основных свойств политики.
Взаимодействуя с другими сферами и субсферами общества, политика проявляет свои характеристики, специфические черты или свойства.
1. Свойство инклюзивности, то есть способность проникать во все сферы общества, воздействовать на все социально-политические и экономические институты и процессы, доходить до каждого члена общества.
Политика интегрирует общество, объединяя и направляя его на достижение общественно значимых целей; с помощью свойства инклюзивности политика способствует участию граждан в политической жизни.
2. Свойство неравновесности.
Политическая сфера представляет собой поле борьбы разнородных политических сил, представляющих собой различные социальные идеалы и интересы. В каждый момент борьбы каждая из этих сил стремится нарушить равновесие в свою пользу. Так как силы не только разнородны, но и разнонаправлены, то равновесие постоянно колеблется. Такое колебание результирующей силы политики около положения равновесия и означает ее свойство неравновесности.
3. В
современных демократиях, в
- предвыборная кампания, в которой политика приобретает наиболее активный и непредсказуемый характер;
- период выборов, подсчета голосов, составления коалиций и формирования нового правительства. Это тоже довольно бурный, но непродолжительный период политики;
- период реализации предвыборных программ. Наиболее длительный период, во время которого активно работают правительственные структуры, а их политические противники, СМИ, гражданское общество держат правительство и правящую коалицию под огнем критики.
4. Венчурный характер политики означает наличие у этого вида деятельности довольно больших рисков.
Политические программы обычно составляются на пределе возможных обещаний. Некоторые популистские партии предлагают обществу программы даже сверх этого предела. Но даже реалистические и сбалансированные программы полностью выполнить сложно ввиду определенной хаотичности и стихийности рыночной экономики, непредсказуемости симпатий и антипатий избирателей к тому или иному лидеру.
5. Политика имеет рациональную и иррациональную стороны.
Если рассмотреть ее по периодам цикличности, то наиболее иррациональна политика в период предвыборной кампании, наиболее рациональна политика в период реализации предвыборных программ.
Если дифференцировать ее на политику верхов и политику низов общества, то, очевидно, в верхах, особенно во властных органах, облеченных ответственностью, политика более рациональна, чем в низах общества, где есть больше возможностей для проявления политических эмоций, чувств, интуиции.
6. Политика, как и другие сферы общества и человеческой деятельности обладает пространственными свойствами, то есть связана с определенным физическим, географическим пространством.
Действительно, одна и та же политика, в одной и той же стране, но в разных ее географических регионах дает порой совершенно различные результаты. Климат, рельеф местности, наличие или отсутствие реки или моря, запросы местного населения, религиозные особенности и т.д. часто создают неповторимый политический ландшафт.
7. Временные (темпоральные) свойства политики - реальные политические процессы осуществляются сразу в нескольких временных диапазонах:
- в рамках реального времени. Здесь политические события воспринимаются как актуальные, соответствующие современным реалиям;
- в рамках исторического времени. В этих координатах воспринимаются только значимые политические события, которые, по мнению современников, войдут в историю;
- в рамках эпохального времени воспринимаются только выдающиеся события, например, запуск первого человека в космос или распад СССР.
8. Статические и динамические свойства политики.
К статическим свойствам политики следует отнести ее неизменные или слабоменяющиеся во времени характеристики, такие как свойства национального характера, конституционные установления, политическая система, характеристики политической культуры.
Динамические
свойства политики включают в себя характеристики
избирательных кампаний, политических
режимов, политических призывов и лозунгов,
политических эмоций по поводу тех или
иных быстропроходящих политических процессов.
Глава 2.
Политическая власть.
2.1 Понятие
политической власти.
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.4
Разгадка
феномена власти, приращение всякого
нового знания о природе власти и
механизмах властвования является едва
- ли не самой главной задачей
политологии. Первые попытки разобраться
в парадоксах и механизмах политической
власти были предприняты еще в ранний
период политической
Индии, Китая и Греции.
Парадокс
политической власти, способной оборачиваться
для человека одновременно и целесообразной
силой, и злой волей, во все временя
занимал умы философов и
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения.
Власть
представляет собой особый вид общественных
отношений, присущий всем этапам развития
человечества. Через отношения власти
выражается объективная потребность людей
в саморегуляции и организации. В обществе
всегда есть различные индивидуальные
и групповые интересы, которые необходимо
регулировать, соподчинять, снимая социальную
напряженность.
Таким образом, властные отношения служат
механизмом регуляции общественной жизни,
гарантом целостности различных обществ,
древнейшей формой их организации.
2.2. Соотношение
политики и власти.
Власть
и политику иногда отождествляют, считая
их нераздельными и взаимообусловленными.
Действительно, власть является центральным
началом политики, представляет собой
средство осуществления политики. Борьба
за власть, за овладение ею и ее удержание
— проблема политическая, независимо
от того, решается она путем выборов, назначений,
захвата. Как правило, власть не самоцель
для социальных сил, стремящихся реализовать
свои цели.
Однако, придя к власти, эти силы начинают
формировать конкретные структуры власти
самых разных масштабов — от правительства,
президента, парламента до региональных
и местных структур. Новые правители, осуществляя
свои интересы и цели, сами вырабатывают
и проводят в жизнь собственную политику,
которая становится средством этой власти.
Иными словами, политика оказывается причиной
власти, а власть — причиной политики.
Можно сказать, что политика и власть связаны
круговой причинно-следственной зависимостью.5
Вопрос
этот имеет не только теоретическое,
но и практическое значение.
В конкретных политических ситуациях
за всеми вопросами политики, так или иначе,
стоят вопросы власти, ее сохранения и
удержания. Так, перед выборами власть
зачастую проводит популистскую политику
заигрывания с народом, пустых обещаний;
демонстрирует отеческую заботу о бедных,
больных, благо, в нашем отечестве их немало.
2.3 Разделение
властей.
Разделение властей - концепция, утверждающая, что для правильного функционирования государства в нём должны существовать независимые др.от друга ветви власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная.
Разделение властей - это также разделение власти м.различными уровнями управления в обществе. Принцип разделения властей означает:
- распределение функций государственной власти м.различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали
- определение поля ответственности каждой ветви власти, при этом никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными по конституции др. власти
- равенство законодательной, исполнительной и судебной властей, ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой
- создание надёжного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса.
Этот механизм принято называть механизмом сдержек и противовесов. Он представляет собой общепринятые нормы, регулирующие порядок взаимодействия различных ветвей власти. Принцип разделения властей был сформулирован в работах английского мыслителя Дж. Локка и французского философа Монтескье Ш. Именно их идеи о недопустимости концентрации всей государственной власти в одних руках легли в основу американской конституции 1787, а затем получили своё воплощение в конституционных актах др.демократических государств. Разделение властей осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальное разделение - это разделение власти м.различными уровнями управления в обществе. Обычно выделяют три уровня власти:
-общенациональный, предполагающий наличие центральных органов государственной власти, осуществляющих управление обществом в целом