Условием моральности человеческого
поведения, согласно Канту, является его автономность, свобода,
осознанность. Однако свобода индивида упирается
в его несовершенство, незнание, рождающие
безответственность, преступность. Такой
индивид нуждается в ограничении свободы
со стороны. В гражданском обществе таким
главным ограничителем выступает право,
закон, на страже которого стоит государство
как выразитель общей воли. Поэтому внешним
общезначимым критерием моральности гражданина
и государства выступает соответствие
их действий закону. Именно поэтому нормальное
гражданское общество и государство –
это правовое государство, где реализована
идея закона.
Младший современник и последователь
Канта, Гегель придал своей политической
концепции характер метафизической (универсальной)
целостности, рассматривая гражданское
общество и государство как ступени развития
мирового духа. Именно в гражданском сообществе
и правовом государстве реализуются высшие
духовные способности индивида.
Постижение этой системной
целостности как единства моральности
и законности возможно через сознательное
участие индивида в функционировании
системы гражданских и государственных
связей. Их начальной ступенью выступает
система личных потребностей, следующей
- гражданские корпорации и наконец, представительства
государственного правопорядка (полиция
и суд). Естественно, что такой структурированной
и строгой системе отношений отвечает
по Гегелюмонархическое государство с элементами разделения
властей.
Для Гегеля идея государства
– это идея реализованной свободы, означающей
познанную необходимость правовой гражданственности.
Поэтому она выглядит несколько романтичной
и абстрактной, доступной лишь развитому
теоретическому сознанию. Тем не менее,
политическое учение Гегеля, особенно
в области правового государства и целостной
теории гражданского общества, сыграли
важную роль в развитии политической теории
и практики 19-20 –х столетий.
Дальнейшее развитие политической
мысли (вторая половина 19 века – 20 век)
происходит в условиях острого идеологического
противостояния и борьбы политических
партий, с одной стороны, и в контексте
эволюции научного политологического
знания, с другой стороны.
ТЕМА 2
Дайте определение понятию
«тоталитаризм». Охарактеризуйте основные
черты тоталитарного политического режима.
1. Понятие и идейные
истоки тоталитаризма
Тоталитаризм ( totalitas, лат - полнота, цельность,
т.е. всеобщность власти) - политический
режим, государственный строй, осуществляет
абсолютный контроль над всеми сферами
общественной жизни.
Проявления тоталитаризма стали
явлением общественной жизни давно, и
только в XX в он сложился в определенную
политическую систему.Тоталитаризм не
сводится к авторитаризму или самодержавного
режима и хотя государь России Петр Великий
и король Франции Людовик XIV - могущественные
правители-деспоты, но примитивность средств
коммуникации, неразвитость социальной
инфраструктуры определяли их власть
не настолько эффективной и все проникающей,
чтобы назвать ее тотальной объективные
самодержцы не обладали возможностями
контролировать всех и вся в жизни подданных.Конечно,
они требовали и достигали внешней покорности,
но всегда в сфере государственного регулирования
присутствовал тот или иной "пробел"
ведь часть общества обладала либо политическим
иммунитетом (сословные привилегии), или
самостоятельностью в сфере экономической
и хозяйственной й деятельности (отсутствие
планово-приказной системы руководства
экономикой), или определенной свободой
жизни (ведь крестьян все-таки не заставляли
брить бороды и одевать немецкие камзолы,
а старообрядцев не расстреливали за их
религиозные убеждения и т.п.) В противоположность
автократическим режимам средневековья,
тоталитаризм допускает всеобщность государственного
контроля и пытается регулировать каждый
аспект жизнедеятельности общества. В
20-х годах ХХ века для характеристики установленного
в Италии политического и государственного
режима лидер фашистского движения Бенито
Муссолини впервые употребил понятие
тоталитаризма. Впоследствии это по понятия
утверждается и в науке о политике. Концепция
тоталитаризма - политического режима,
государственного строя - находит отражение
в работах Франца Хайека, Ханны Арендт,
Карла Фридрихсон, Збигнева Бжезинського
и др. Идейные же источника, что оправдывали
тоталитарную модель управления государством,
берут начало в глубокой древности.
Еще Гераклит Эфесский считал,
что, обладая мудростью и совершенным
знанием, можно управлять решительно всеми
вещами. В Древнем Китае оправданию тоталитарных
форм господства государства над обществом
и в личностью особое значение придавали
теоретики законности Цзы Чань, Шэнь Бу-хай,
Шан Ян и др. Государство должно обладать
монополией в ряде отраслей производства
и торговли и постоянно контролировать
поведение и умонастроение подданных.
Критикуя демократическое устройство
государства, Платон допускал при совершенной,
идеальной государству не только безусловное
подчинение индивида государству, но и
его собственность на землю, здания и т.д.
Тотальность государственного регулирования
распространялась и на регламентацию
распорядка дня и ночи, обязательное исповедание
единой религии. Платон подчеркивал необходимость
для государства очищать себя от неугодных
лиц смертной казнью или изгнанием. Идеи
необходимости полного подчинения населения
страны, индивида и состояний государстве,
а также полной управляемости обществом
разрабатываются в трудах Томаса Мора
и Томмазо Кампанеллы, Гракха Бабефа и
др. Одним из ярких характерных черт тотального
управления является требование всеобщего
равенства Так, Гракх Бабеф призывал "навсегда
снять у каждого надежду стать более богатым,
более влиятельным, превосходящим в знаниях
кого-либо из своих сограждан". Установка
революционным путем насилия диктатуры
народа - единственно возможный путь для
достижения фактической социального равенства
всех. В ХХ ст. для многих французских социалистов,
немецких философов основным стало стремление
к насильственному преобразования общества,
насильственного установления добра и
счастья. Тоталитарные идеи развиваются
в трудах Руссо, Фихте, Гегеля, Маркса,
Ницше. С началом ХХ ст. в тоталитарные
идеи воплощались в конкретные массовые
социальные движения - коммунистическое
(социалистический), фашистский (национал-социалистический).
Общая черта тоталитарных моделей устройства
человеческого общества - всеобщность
влияния государства. Допускается планирования
и регулирования всех социальных и хозяйственных
аспектов деятельности, государство не
оставляет за индивидом свободы в принятии
решений, подчиняя его коллективной воле.
Тоталитарное управления претендует на
монопольное право владения истиной и
испытывает неприязни к инакомыслию и
несогласия. Социально-экономический
прогресс изменил облик мира, углубил
общественные связи вязки и коммуникации,
сделав возможным проникновение государства
в сферу индивидуального. Тотальному управлению
присущ коллективно механистическое мировоззрение,
что рассматривает государство как отлаженный
работающий механизм: "все люди - винтики
одной машины ".
2.Основные черты тоталитаризма
Основные признаки, черты тоталитарной
политической системы: общая идеология,
монополия одной политической партии,
контроль над экономикой, организованный
террор и преследование инакомыслящих
и др.
Общая идеология. Идеология в тоталитарном государстве
составляет официальную теорию, что дает
ответ на все вопросы жизни человека, включая
толкование истории, экономики, будущего
политического и социального развития
общества, осуществляет философское толкование
проблем политики, экономики, социальной
сферы и т.д. Идеологические постулаты,
выступая своеобразной "библией"
тоталитарного режима, могут, однако, быть
покорены конъектурным толкованием. Правом
свободного конъюнктурного толкования
политики, проблем экономики, социальной
сферы жизни общества обладает политический
лидер. Манипуляция идеологическими нормами,
всегда остаются "черно-белыми", слишком
показательна в политическом толковании
и практике тоталитарных режимов.
В конце 30-х годов советским
людям сообщалось, что нацистская Германия
больше не враг социализма, врагом Советов
"ложная демократия буржуазного Запада"
объяснялись такие вариации тем, что общественный
порядок тоталитарной политической системы
отличается от идеальных теоретических
построений. Временное соглашение Гитлера
со Сталиным также объяснялась целесообразностью
безопасности социализма. Монополия власти
на информацию, полный контроль за средствами
массовой информации объясняются идеализация
всей общественной жизни. Вытеснение с
политической арены и с культурно-духовной
сферы идейных оппонентов и просто подозрительных,
ненадежных оппонентов сопровождается
массовым наступлением на общую мораль
и ценности, каким либо вовсе отказывают
в праве на существование, или подчиняют
интересам целесообразности и практической
пользы. Политические лидеры и активисты,
выступающие сторонниками становятся
основной руководящей силой в процессе
внедрения идеологических норм в повседневную
жизнь. Стержнем или ядром такой политической
системы, политического режима становится
политическая партия.
Монополия одной
политической партии. В условиях тоталитаризма
существует легально одна политическая
партия, выступает стержнем всей политической
системы, политического режима. Во главе
такой партии стоит лидер, который подводит
общую доктрину и государство к такой
степени, что, пока он стоит у власти, вокруг
него создается культ личности: Муссолини
- в Италии, Гитлер - в Германии, Мао Цзэдун
- в Китае, Сталин - в СССР, Ким Ир Сен - в
Корее, Чаушес-ку - в Румынии и др. кажутся
бесспорными авторитетами. Но это требование
обязательно даже в том случае, если личность
не во всем отвечает качествам лидера.
Опыт обязательного с создания атмосферы
исключительности вокруг лидера политической
партии привел к появлению интересной
ситуации "культа без личности" (Леонид Брежнев, Михаил Горбачев и др.)
Объясняется такая ситуация кризисом
тоталитарной системы и переходом ее к
посттоталитаризма. Бюрократическая организация
партийной структуры, кроме принципа "фюрерства",
"вождизма", т.е. неизменяемости политического
лидера, - вторая особенность тоталитаризма.
Вынесенные на фасад государственного
правления исполнительные органы дублируются
партийным аппаратом. Партийные кадры
отвечают в обязательный порядке при соблюдении
хотя бы внешне идеологических каноне
в и требований, ведут политическое воспитание,
отвечающих за моральный облик граждан
во всех первичных коллективах. На владение
всенародной поддержкой и отображение
настоящей, единственно возможной формы
демократии, претендует любой тоталитарный
режим. Формальные процедуры, характерные
для демократической формы правления,
умело используются властями. Часто выборы
фальсифицируются властями или же проходят
формально. Используются и силовые средства
для внедрения в общественную жизнь коллективистского
начала. Общественные средства производства
превращаются в государственную собственность,
вводится равенство в распределении точность,
вводиться равенство в подразделениях.
Контроль
за экономикой. В условиях тоталитарного
режима экономика и производство находятся
под жестким централизованным контролем
государства. Это обеспечивает могущество
государства, возможность мобилизовать
все ресурсы и сосредоточить приоритеты
в экономической сфере на создании и развитии
военно-промышленного комплекса, вынужденно
или сознательно жертвуя интересами других
отраслей экономики. Сферу экономической
деятельности государство используют
и как средство политического управления.
Осуществляемые национализация(огосударствление) средств
производства и регулирования всем хозяйственной
жизнью позволяют тоталитарному режиму
маневрировать трудовыми ресурсами страны
для реализации актуальных политических,
социально-экономических и духовных проблем.
Такая ситуация делает возможной и реализацию
крупных экономических проектов (например,
индустриализация в СССР) Может дать ощутимые
и эффективные результаты и сосредоточения
усилий на важных, основополагающих для
государства направлениях хозяйственной
и социально-духовной деятельности. Однако,
складывается парадоксальная ситуация,
когда успехи в освоении космоса сопровождаются
дефицитом и недостач ею необходимых товаров
народного потребления и продовольствия,
режим вынужден импортировать из-за границы.
Показательно, что наиболее эффективным
сектором сельскохозяйственного производства
в Украине, Китае Венгрии, Польши, Беларуси
остается личное
приусадебное хозяйство , а не крупные сельскохозяйственные
коллективы или совхозы. Тоталитарные
системы формируют у граждан особое понимание
ценностей, приоритета общественного
развития именно как общегосударственного
развития идеологический аппарат формирует
чувство гордости за гигантские свершения
в обществе и государстве, жестко противопоставляя
их антиценностей индивидуализму.
Методы и средства принудительного
контроля и регулирования в экономике
использовали и страны западной демократии,
но это вызывалось кризисными и острыми
ситуациями, состоявшие в этих государствах.
В ситуации экономического кризиса в начале
30-х годов федеральное правительство США
разработал серию директивных программ
развития отдельных отраслей экономики
и непосредственно контролировал занятость
рабочей силы. Тоталитарные режимы превращают
чрезвычайной щину на повседневную нормальность
общественной и государственной жизнь.
Организованный
террор. При тоталитарном режиме в жизни
общества террор проникает не столько
вследствие установки на "уничтожение
классовых врагов", прямо декларировалось,
а как вынужденный способ принуждения
для Установления идеальных порядков,
общественного строя, провозглашенных
политической силой, которая пришла к
власти. Органы охраны общественного порядка
и государственной национальной безопасности
трансформируются в тайные политические
поиски и органы сохранение идеологических
устоев. Возникают такие политические
явления как политические преступники
- инакомыслящие. Синдром террора сопровождается
в тоталитарных режимах учреждением идеологически
направленного законодательства, а в тюрьме,
колонии, лагеря - пенитенциарная система
- официально рассматриваются как места
принудительного перевоспитания . Практика
всех тоталитарных режимов показывает,
что логика борьбы с идеологическими противниками
средствами правоохранительных органов
ведет к потере чувства законности в обществе,
к произволу и неконтролируемых силовых
правоохранительных структур и органов.
Тоталитаризм правого
толка. После первой мировой войны
Германия стала выплачивать огромные
репарации. В стране постоянно росла безработица,
гиперинфляция превратила в прах сбережения,
накопления бюргеров (владельцев магазинов
и лавок), чиновников государственного
аппарата и квалифицированных рабочих.
На пути к власти Гитлер обещал восстановить
в стране порядок, обеспечить занятость
населения, покончить с инфляцией, осуществить
крупные государственные социально-экономические
программы и, вместе с тем, ограждать собственность
от национализации. Обращение и обещание
Гитлера касались промышленников, военных
кругов, большого числа мелких частных
собственников, которые и стали его массовой
опорой идея восстановления национального
престижа Германии стала фактором, который
сплотил, объект объединил все немецкое
общество. В таких условиях тоталитаризм
правого толка не ставил целью коренной
перелом общества, а был направлен на укрепление
существующих порядков в обществе, сосредоточивался
на возвеличивании государства. Именно
тогда в гитлеровской Германии на вооружение
была взята теория превосходства арийской
расы и обоснования физического уничтожения
неполноценных и опасных для истинных
арийцев народов, а также народов, по природе
враждебных и опасных. Тогда-то в Германии
и позже - в захваченных, оккупированных
странах уничтожались цыгане, евреи и
другие национальные меньшинства. На достижение
национального величия направлялась и
экономическая политика. Сохраняя существующие
в экономике структуры, тоталитарный режим
стремился подчинить их контроля со стороны
государства, внедряя регулирования и
даже допуская отчуждение картелей, национально-промышленных
и финансовых корпораций. В середине 30-х
годов в Германии осуществляется национализация
капитала, транспорту, принадлежавшие
иностранным (американским) фирмам и компаниям.
Аналогичные события и политические, социально-экономические
процессы тогда происходили и в фашистской
Италии.
Тоталитаризм левого
толка. Более радикальный и ставит
целью коренное преобразование социально-экономической
структуры общества. Известно, что после
прихода к власти в России большевиков
осуществляется национализация предприятий
великих владельцев и капиталистов. Огосударствление
и большого, и среднего, и мелкого промышленного
и сельскохозяйственного производства
становится идеальной ситуацией в условиях
тоталитаризма. Специфика и конкретность
исторических обстоятельств разных стран
заставляют в условиях тоталитарного
режима прибегать к временных отступлений
т.п. (допущения частного сектора в обобществленной
экономике и вложения иностранного капитала
в различные отрасли хозяйства). В 20-х годах
в СССР введено новую экономическую политику,
что допускает частную собственность
и иностранный капитал, в современных
условиях. В странах с тоталитарным режимом
левого толка через перераспределение
благ между богатыми и беднотой достигается
обеспечения социального равенства граждан
общества. Установка коммунистических
режимов, постепенно переросли в тоталитарные,
произошло как раз не в передовых, индустриально
развитых странах, как считал Карл Маркс,
а в странах с переходной экономикой и
средним или невысоким уровнем развития
индустрии. Склонными к тоталитарному
режиму оказываются страны, где есть недовольство
недемократической властью. Конец XX в
охарактеризовался крахом тоталитарных
политических систем и переходом общества
к демократическому устройства или, по
крайней мере, авторитаризму.