Типология бедности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:10, контрольная работа

Краткое описание

Не смотря на то, что историю бедности можно проследить, начиная с истории самого общества, в нашем государстве данный феномен стал предметом исследования лишь в современной отечественной социологии в начале 70-90-х годов.
Угроза обнищания на данный момент - глобальная социальная опасность.

Содержание

Введение 4
1 Понятие бедности: основные концепции изучения и измерения бедности 6
1.1 Подходы к определению бедности 6
1.2 Типология бедности 7
1.3 Причины и критерии бедности 11
2 Оценка уровня бедности населения в Республике Беларусь 14
2.1 Методика измерения бедности, оценка, показатели 14
2.2 Характеристика населения Беларуси в 2009 году 23
3 Особенности социальной политики и политика преодоления бедности в Республике Беларусь 28
Заключение 32
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

Типология бедности.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.10  — Распределение отдельных социально-демографических групп населения по периодам пребывания за чертой бедности (в процентах от общей численности населения соответствующей категории)

|                                                  |Все население          |Работающие     |Дети                |Неработающие пенсионеры        |

|                                                  |                       |               |до 16 лет           |                               |

|Все население                                     |100                    |100            |100                 |100                            |

|в том числе:                                      |61,5                   |67,4           |47,6                |63,8                           |

|никогда не пребывали за чертой  бедности           |14,3                   |13,2          |17,2 24,0 11,2      |14,2                           |

|пребывали за чертой бедности  в течение:           |16,5                   |13,4           |                    |15,4                           |

|1-3 месяца                                        |7,7                    |6,0            |                    |6,6                            |

|4-9 месяцев                                       |                       |               |                    |                               |

|10-12 месяцев                                     |                       |               |                    |                               |

 

 

    Примечание  — Источник: [20, с. 8]

 

 

    Необходимо отметить, что  методика измерения бедности  в Республике Беларусь нуждается в дальнейшем ее совершенствовании, и прежде всего, ее оценка основывается исключительно на материальных ресурсах домашних хозяйств без учета культурных и социальных компонентов расширенного понятия бедности, которые требуют создания специальной статистической базы. В настоящий момент для нас важно организовать мониторинг бедности не только с точки зрения дохода или потребностей, но и с точки зрения возможностей развития человеческого потенциала, к которым относятся:

    -    здоровье и  продолжительность жизни;

    -    уровень образования;

    -    возможность  участвовать в общественной жизни,  иметь достаточный уровень дохода  для удовлетворения других социально-культурных  потребностей.

 

 

 

 

 

    2.2 Характеристика населения  Беларуси в 2009 году

 

 

 

 

 

    Численность населения Республики Беларусь на 1 января 2009 года составила 9 млн 671 тыс. человек. Демографическая ситуация в стране характеризуется процессом естественной убыли населения. Впервые смертность превысила рождаемость в 1993 году. В 2005 году численность умерших превысила численность родившихся на 51,3 тыс., в 2006-м – на 41,9 тыс. человек. Однако за последний год в Беларуси было зафиксировано заметное сокращение разницы между смертностью и рождаемостью – в 2008-м она составила около 26,5 тыс. человек [28]. 

    На протяжении последних  пяти лет в республике отмечается  положительная динамика рождаемости.  Так, в 2003 году родились 88,5 тыс.  детей, в 2004-м – 88,9 тыс., в  2005-м – 90,5 тыс., в 2006-м – 96,7 тыс., в 2007 году – почти 103,5 тыс.  детей, а в 2008-м на свет появились 107,9 тыс. Причем увеличение рождаемости характерно и для городской, и для сельской местности. Наибольший подъем уровня рождаемости отмечается в городских поселениях Брестской, Могилевской и Гомельской областей.

    2007-й год стал в Беларуси самым «урожайным» на близнецов за последние несколько лет: появились на свет 930 двоен, 18 троен и 1 четверня. Для сравнения: в 2006 году в республике родились 830 двоен, 12 троен и 1 четверня [28].

    Отмечается тенденция  к повышению уровня рождаемости за счет рождения в семье двух, трех и более детей. В 2004 году удельный вес детей, рожденных вторыми, в общей численности новорожденных составлял 30,8%, в 2005-м – 31,4%, в 2006-м – 31,9%. Удельный вес рожденных  третьими, четвертыми и т. д. в 2004 году был 9,9%, в 2005-м – 10,4%, в 2006-м – 10,7%. Это своеобразный «отклик» белорусских семей на принимаемые в последние годы на государственном уровне значимые меры по поддержке семьи, охране материнства и детства. Действующая система государственных пособий семьям, имеющим детей, в совокупности с другими выплатами социального характера, льготами, налоговыми вычетами обеспечивает прямую материальную поддержку семье при рождении и воспитании детей. Важными слагаемыми демографического успеха являются помощь в решении жилищной проблемы и, безусловно, повышение престижа семьи, формирование ответственного отношения к материнству и отцовству и устойчивой мотивации населения к здоровому образу жизни.

    В докладе ООН, представленном  на рассмотрение делегатов 62-й сессии Генеральной Ассамблеи, дана положительная оценка предпринимаемым в Беларуси усилиям по защите детей и их родителей, направленным на укрепление мер по обеспечению прав ребенка и предоставлению льгот семьям с детьми.

    В Беларуси постепенно снижается смертность населения, в том числе детская. Так, смертность детей в возрасте до 1 года снизилась с 5,4 случая на 1000 родившихся в 2007 году до 4,4 в 2008-м.

    Ожидаемая продолжительность  жизни при рождении составляет  в Беларуси 69,4 года (примерно на 2 года выше среднемирового уровня). Этот показатель у мужчин – 63,6 года, у женщин – 75,5 года.

    В Беларуси численность  граждан трудоспособного возраста (мужчины – 16–59 лет, женщины  – 16–54 года) превышает 6 млн человек, что составляет 62,7% всего населения страны. В то же время в регионах и по Беларуси в целом уменьшается численность населения моложе трудоспособного возраста (за 2006 год – с 1 млн 619,5 тыс. до 1 млн 574,5 тыс.).

    Что касается численности  населения старше трудоспособного  возраста, то на начало 2008 года этот показатель увеличился до 2 млн 89,5 тыс. человек.

    Демографическая ситуация  в Беларуси характеризуется ростом  урбанизации. Несмотря на то  что численность населения республики  сокращается, число горожан и  их удельный вес в общей численности жителей страны стабильно увеличиваются (например, если в 1994 году доля городского населения составляла 67,9%, то в 2006-м – уже 72,8%). Эта тенденция прослеживается во всех регионах республики.

 

 

    [pic]

 

    Рисунок  2.2 — Доля городского и сельского населения

    Примечание  — Источник: [28]

 

 

    Внутренние миграционные  потоки на протяжении нескольких  десятилетий направлены преимущественно  из сельской местности в городскую. 90% выбывающих из сельской местности  – молодые люди, которые выезжают на учебу в крупные города. В основном не возвращаются в родные места женщины. В  результате на селе больше мужчин, чем женщин, а степень постарения сельчан в сравнении с горожанами в 2,3 раза выше среди женщин, в 2,4 раза – среди мужчин. [28]

    Чтобы переориентировать  миграционные потоки, снивелировать  территориальные и демографические  различия, принимаются кардинальные  меры по улучшению условий  жизни и работы в сельской  местности – на это нацелены  государственные программы возрождения  села, развития малых и средних городов.

    В Беларуси численность  женщин превышает численность  мужчин. В основном это объясняется  различиями в рождаемости и  смертности мужчин и женщин, а  также структурой миграционных  потоков. Удельный вес мужчин  в общей численности населения снизился с 47% в 1998 году до 46,7% в 2006-м. При этом число женщин на 1000 мужчин увеличилось за этот период с 1129 до 1142. [28]

    Миграционный прирост  в 2007 году составил 4676 человек  (в Беларусь прибыли 14155 человек,  а выехали за пределы республики 9479 человек). Поскольку внешняя миграция является фактором, компенсирующим естественную убыль населения, предполагается, что Беларусь будет принимать ежегодно по 5 тыс. мигрантов.

    Неблагополучная демографическая  ситуация рассматривается президентом и правительством как вопрос первостепенной государственной важности. Об этом свидетельствует тот факт, что наша страна первой в СНГ приняла в 2002 году Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь». Реализуются мероприятия Национальной программы демографической безопасности на 2006–2010 годы (финансирование определено в объеме 688,3 млрд рублей) и президентской программы «Дети Беларуси» на 2006–2010 годы (1,4 трлн рублей).

    В Беларуси последовательно  реализуются меры, направленные на повышение уровня материальной поддержки семей при рождении детей, на стимулирование рождаемости, создание предпосылок для реализации репродуктивных установок.

    Предусматривается дальнейшее  совершенствование системы налогообложения  граждан, воспитывающих детей. Первый шаг в направлении снижения  ставок налогов для родителей в нашей стране уже сделан. В соответствии с указом президента, в целях усиления государственной поддержки многодетным родителям, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов, ежемесячный стандартный налоговый вычет исчисления подоходного налога увеличен до 4 базовых величин на каждого ребенка.

    Серьезные задачи по  улучшению демографической ситуации  в стране поставлены перед  здравоохранением республики. Это совершенствование службы планирования семьи и медико-генетического консультирования, обеспечение своевременной диагностики врожденных пороков развития, профилактика основных социально значимых болезней, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи на всех уровнях ее оказания, внедрение современных лечебно-диагностических, лечебно-профилактических и реабилитационных методов и технологий.

    Цель Национальной программы  демографической безопасности заключается  в создании условий для улучшения демовоспроизводственных процессов.

    Демографическая политика  государства направлена не только  на увеличение численности населения,  повышение качества жизни людей,  но и на рост человеческого  капитала нации.

    Национальный состав  населения

    По данным переписи населения 1999 года, на территории Беларуси проживают представители более 130 национальностей.

    Наиболее многочисленные  из них:

    - белорусы – 81,2%, наибольший  удельный вес в Минской области  – 87%, - наименьший – в Гродненской  – 62%;

    - русские – 11,37%, наибольший  удельный вес в Минске –  16%, наименьший – в Брестской  области – 9%;

    - поляки – 3,94%, наибольший  удельный вес в Гродненской  области – 25%, наименьший –  в Могилевской – 0,2%;

    - украинцы – 2,36%, наибольший  удельный вес в Брестской области – 4%, наименьший – в Витебской – 2%;

    - евреи – 0,28%, расселены  по всей территории Беларуси. Наибольший удельный вес в  Гомельском и Витебском районах  (по 0,7%), в Минске и Бобруйске  (по 0,6%).

    С февраля 2009 года  в Беларуси действует новый размер бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета. Следует отметить, что величины этих бюджетов больше, чем минимальная заработная плата в стране [23].

    Таким образом, Экономические  показатели не всегда соотносятся с реальностью – это еще раз подтвердило начало 2009 года. Шокированные девальвацией рубля, белорусы и не заметили, что минимальная заработная плата впервые превзошла уровень бюджета прожиточного минимума. Почти на 3 процента. С начала января она составляет 230 тысяч рублей или чуть менее 65 евро в месяц.

    Официально считается,  что бюджет прожиточного минимума (БПМ) позволяет приобрести минимальный  набор материальных благ и  услуг, необходимых для обеспечения  жизнедеятельности человека и  сохранения его здоровья. Сюда входят продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования, лекарства, предметы санитарии и гигиены, жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги, а также услуги детских дошкольных учреждений.

    Все это, по расчетам правительственных экспертов, средний белорус может себе позволить менее чем за 70 евро в месяц.

    Стоит отметить, что понятие  "бюджет прожиточного минимума" возникло в Беларуси во второй  половине 90-х годов, дополнительно  к понятию "минимальный потребительский бюджет" (МПБ).

    Последний формируется  на основе потребительской корзины  и включает более широкий список  товаров и услуг. Например, в  МПБ входят расходы и на  культурно-просветительские мероприятия,  и на отдых.

    С февраля 2009 года  он также немного вырос и  составляет для семьи из 4 человек около 360 тысяч рублей на каждого. Или чуть более 100 евро. Из них, к примеру, на статью "культурно-просветительские мероприятия и отдых" запланировано порядка 2,5 евро в месяц. А на "предметы санитарии, гигиены и лекарства" менее 2 евро. [23].

    Представители независимых  профсоюзов с такими расчетами  не согласны. По их мнению, минимальная  зарплата должна быть привязана  к минимальному потребительскому  бюджету, а сам он сейчас  существенно занижен.

    Таким образом, если  брать за основу те расчеты, которые проводили независимые профсоюзы, взяв за основу реальную потребительскую корзину, реально оценивая цены, то выходит, что минимальная заработная плата МЗП должна быть примерно миллион рублей, это для того, чтобы реально можно было не скатываться к черте бедности. Причем, эти расчеты проводились до недавней девальвации белорусского рубля. Но сегодня даже средняя зарплата белорусов намного ниже этих требований.

Информация о работе Типология бедности