Типы избирательных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:25, реферат

Краткое описание

Основные черты мажоритарной избирательной системы, ее недостатки и необходимость модификации в некоторых странах мира. Принцип партийного представительства, лежащий в основе пропорциональной избирательной системы . Типы смешанных избирательных систем. Избирательные системы, применявшиеся на выборах в Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Типы избирательных систем.docx

— 24.35 Кб (Скачать файл)

Вторая половина депутатов ГД РФ избиралась по пропорциональной системе на основе партийного представительства  в едином общефедеральном 225-мандатном  избирательном округе. Политические партии выдвигали составленные в  порядке приоритета (ранжированные) списки своих кандидатов, за которые  предлагалось проголосовать избирателям  всей страны. Соответственно, правом участвовать  в таких выборах предоставлялось (на определенных условиях) только общефедеральным  партиям или избирательным блокам, включающим в себя такие партии. Право участвовать в пропорциональном распределении мандатов получали партии (избирательные блоки), набравшие  в целом по стране более 5% голосов  избирателей. Выборы считались состоявшимися  при условии 25%-ной явки избирателей, а также если по итогам голосования  партии-победительницы получали в совокупности не менее 50% голосов проголосовавших  избирателей. Партии (блоки), преодолевшие пятипроцентный барьер, получали депутатские  места в соответствии с количеством  голосов (в процентном выражении), полученных партией (блоком) на выборах (расчет производился, соответственно, от 225 депутатских мест). Дополнительно партии-победительницы получали так называемые «бонусные  мандаты», не доставшиеся партиям, набравшим  менее 5% голосов избирателей, которые  распределялись между преодолевшими  избирательный барьер партиями также  строго пропорционально полученным ими голосам избирателей. 

Во многом аналогичная  система выборов используется и  при формировании парламента в Италии. Отличие заключается в том, что  по пропорциональной системе там  избирается 25% депутатов, остальные 75% - на мажоритарной основе. 

Смешанные избирательные  системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому  основанию выделяется два вида смешанных  систем:

• смешанная несвязанная  система выборов, при которой  распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов  выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как  раз примеры смешанной несвязанной  избирательной системы);

• смешанная связанная  избирательная система, при которой  распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов  выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими  партиями, участвующими в выборах  по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости  от результатов выборов по пропорциональной системе. Так, в Германии на выборах  в Бундестаг, основным голосованием является голосование за земельные  списки партий. Однако, немецкие избиратели голосуют и за кандидатов по мажоритарным округам. Политическая партия, набравшая  голосов больше предусмотренного законом  количества, получает право на представительство  своих кандидатов, победивших в мажоритарных округах («переходные мандаты»).  

Избирательные системы, применявшиеся на выборах в Российской Федерации 
 

Мажоритарная система  абсолютного большинства была основной системой выборов в РСФСР в 1989-1991 гг. После 1991 г. эта система применялась  в нашей стране на выборах Президента Российской Федерации, на выборах высших должностных лиц (руководителей  исполнительных органов государственной  власти) в большинстве субъектов  Федерации, а также в некоторых  субъектах Федерации на выборах  глав муниципальных образований  и на выборах депутатов представительных органов государственной власти субъекта Федерации. 

До принятия в 2002 г. нового Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" в  некоторых субъектах Федерации  на выборах высших должностных лиц (руководителей исполнительных органов  государственной власти) субъекта Федерации  использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся, строго говоря, ни к системе абсолютного, ни к  системе относительного большинства. К таким разновидностям относятся: 

• система, требующая  для избрания получения относительного большинства, но не менее 25% от числа  граждан, внесенных в списки избирателей;

• система, требующая  для избрания получения относительного большинства, но не менее 25% от числа  избирателей, принявших участие  в голосовании;

• система, требующая  для избрания получения более  половины голосов от общего числа  голосов избирателей, отданных за всех кандидатов.  

Последняя система  применяется и в настоящее  время на выборах должностных  лиц местного самоуправления в Ленинградской  области. Недавно Конституционный  Суд признал ее не противоречащей Конституции Российской Федерации. 

Многомандатные округа использовались в РСФСР в 1990 г. на выборах в местные Советы нижнего  уровня, а с 1993 г. - на выборах депутатов  представительных органов государственной  власти субъекта Федерации и органов  местного самоуправления во многих субъектах  Федерации. Кроме того, двухмандатные  округа использовались на выборах депутатов  Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г. 

Число распределяемых в много мандатных округах  мандатов до 1997 г. федеральным законом  не регулировалось. Чаще всего округа на выборах законодательных органов  государственной власти субъектов  Федерации были двух- и трехмандатные, реже четырехмандатные. В Краснодарском  крае на выборах 1994 г. образовывались 7- и 8-мандатные округа. Выборы Парламента Ингушетии в 1994 г. проходили по единому 27-мандатному округу. 

На выборах в  представительные органы местного самоуправления в 1995-1998 гг. 31% мандатов замещался в  многомандатных округах. При этом округа с числом мандатов менее 6 составляли 41%, от 6 до 11 - 52%, от 11 до 16 - 6%. 

Начиная с 1997 г. федеральное  законодательство устанавливает предельное число мандатов, распределяемых в  многомандатном избирательном округе - 5. 

До 2000 г. в ряде регионов образовывались округа с разным количеством  распределяемых мандатов, в том числе  практиковалось сочетание одномандатных  и многомандатных округов. 

В 1990 г. в случае выборов  по многомандатным округам число  голосов у избирателя ограничивалось лишь числом баллотировавшихся кандидатов. В период 1993-2000 годов число голосов  у избирателя соответствовало числу  замещаемых в округе мандатов ("блоковая" система неограниченного вотума). Так, на выборах в Парламент Республики Ингушетия в 1994 г. каждый избиратель имел 27 голосов. На выборах, где образовывались округа с разным числом мандатов, избиратели в разных округах наделялись разным числом голосов. 

После выборов депутатов  Законодательного Собрания Оренбургской области 1998 г., где разные избиратели имели один, два, три или четыре голоса, областной закон был оспорен  в Конституционном Суде Российской Федерации. Конституционный Суд 23 марта 2000 г. принял постановление, в котором  признал практику наделения разных избирателей неодинаковым числом голосов  неконституционной. В соответствии с этим решением и принятым впоследствии новым федеральным законом число  голосов у избирателей должно быть одинаковым, далее если образуются округа с разным числом мандатов. После  этого в некоторых субъектах  Федерации при выборах по многомандатным округам начали применяться система  ограниченного вотума и ее предельный случай – система единственного  непередаваемого голоса. 

В Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Корякском, Ненецком автономных округах, Еврейской автономной области и  Республике Северная Осетия - Алания часть  депутатов избиралась по единому  многомандатному округу, включающему  всю территорию субъекта Федерации. 

Пропорциональная  система с закрытыми списками использовалась с 1993 г. на выборах половины состава Государственной Думы. До 2003 г. эта система применялась  также в 9 регионах на выборах части  состава представительного органа государственной власти субъекта Федерации, а в Красноярском крае - на выборах  представительных органов местного самоуправления в ряде муниципальных  образований. 

Начиная с декабря 2003 г. пропорциональная система используется повсеместно на выборах представительного  органа государственной власти субъекта Федерации и по ней избирается не менее 50% депутатов регионального  законодательного органа или одной  из его палат. При этом большинство  субъектов Федерации также предпочло  систему закрытых списков. 

В небольшом числе  регионов решено использовать систему  открытых списков. Выборы по этой системе  уже прошли в Республике Калмыкия, в Корякском и Ямало-Ненецком автономных округах. 

Избирательные системы, основанные на преференциальном голосовании, до сих пор в России не применялись. 

Процесс совершенствования  избирательных систем постоянен: общество стремится к нахождению модели избирательной  системы, которая позволяла бы формировать  эффективную власть, действующую  в интересах общества, содержала  бы в этом смысле больше достоинств и была бы лишена существенных недостатков. Общество накапливает на этом пути огромный опыт, который является основой  возникновения все более и  более прогрессивных и поистине демократических избирательных  систем. Основные принципы совершенствования  избирательного законодательства были сформулированы в Докладе ЦИК  РФ «О развитии и совершенствовании  законодательства Российской Федерации  о выборах и референдумах» (Постановление  ЦИК РФ №111/1170-3 от 06.10.2000). Именно после  этого доклада началась интенсивная  работа по совершенствованию закона о гарантиях: сначала в виде проекта  Федерального закона «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон  «Об основных гарантиях...»», а затем  — в виде проекта нового Федерального закона «Об основных гарантиях...». В  данном докладе были озвучены следующие  основные направления совершенствования  избирательного законодательства: 

• Совершенствование  системы избирательных комиссий с целью повышения их независимости  и эффективности их работы;

• Совершенствование  системы регистрации избирателей;

• Совершенствование  организации голосования и подсчета голосов, повышение открытости и  гласности этих процессов;

• Совершенствование  процедур, cвязанных с реализацией  пассивного избирательного права;

• Совершенствование  системы финансирования выборов  и системы финансового контроля;

• Уточнение понятий, связанных с информационным обеспечением выборов и референдумов;

• Уточнение процедур рассмотрения нарушений избирательного законодательства и привлечения  к ответственности за эти нарушения.

Информация о работе Типы избирательных систем