Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:22, доклад
Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий.
Политический конфликт (от лат. conflictus – серьезное разногласие или спор, чреватые осложнениями, борьбой) – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. В трансформирующихся обществах политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения.
Разрешение конфликта и кризиса есть процесс согласования интересов, урегулирования социально-политических противоречий. В этом плане разрешение конфликта возможно путем придания ему правовой и организованной основы, т.е. институализации конфликта, управления им. Неинституализированный конфликт характеризуется отсутствием принципов и правил и чаще всего представляет собой стихийный и неподдающийся контролю взрыв недовольства. При институциональном конфликте несовместимость сторон выражается в пределах установленных в обществе норм, законов. Достигается предсказуемость поведения участников конфликта.
Перейдем ко второму вопросу
«Пути и методы разрешения конфликтов».
Политическая наука значительное внимание
уделяет поиску форм, методов, средств
контроля за протеканием конфликта, выработке
эффективных технологий управления им.
При многообразии субъектов конфликта,
их целей и позиций управление конфликтом
предполагает решение ряда общих задач:
a) предупредить возникновение конфликта,
либо воспрепятствовать его разрастанию
и распространению;
б) вывести скрытые, неявные, латентные
конфликты в открытую форму с целью уменьшения
опасности внезапного развития неконтролируемых
процессов;
в) локализовать социально-психологическое
возбуждение, вызываемое политическим
конфликтом, не допустить его распространения
на другие сферы общества;
г) учесть многочисленные внутренние и
внешние факторы: степень открытости политической
системы, уровень сплоченности конфликтующих
групп, их силу, характер вовлеченности
населения в конфликт, эмоциональные аспекты
поведения лидеров и их сторонников, а
также культурно-исторические, социально-экономические,
этно-национальные и другие особенности
общества.
Решение указанных задач конкретизируется в соответствии с основной установкой – либо на урегулирование, либо на разрешение конфликта. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.
В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.
Этап развития конфликта характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.
Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. Выделим два наиболее общих пути примирения сторон:
Наиболее распространенным
методом достижения примирения сторон
являются переговоры. В процессе переговоров
стороны обмениваются мнениями, что
снимает остроту