Тоталитарный политический режим: идейные истоки и предпосылки, черты и разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 00:02, контрольная работа

Краткое описание

В условиях современного мира ее внутренние источники разложения связаны прежде всего с распадом экономических и социальных основ самовыживания. Социальная база тоталитарных режимов узка и не связана с
повышением общественного положения наиболее инициативных и перспективных слоев общества. Действуя только мобилизационными методами, тоталитаризм не способен черпать необходимые для общественного прогресса человеческие ресурсы. Складывающаяся в этих обществах крайняя напряженность статусного соперничества, ненадежность повседневного существования личности, отсутствие безопасности перед лицом репрессивного аппарата ослабляют поддержку данного режима. У последнего же, как правило, отсутствует способность к критической саморефлексии, способной дать шанс для поиска более оптимальных ответов на вызовы времени.

Содержание

Введение
1. Из истории термина «тоталитаризм»
2. Идейные истоки и предпосылки тоталитарного политического режима.
3. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве
4. Однопартийная политическая система - как средство осуществления политической власти
5. Общественно-политическое движение – основа существования тоталитарного режима
6. Террор – логическое продолжение тоталитарной пропаганды
7. Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный труд в тоталитарном государстве.
8. Разновидности тоталитарного режима
9. Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. по политологии на тему Тоталитарный политический режим идейные истоки и предпосылки, черты и разновидности..doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.

  Сложность  создания приемлемой концепции  привела  к  критике  самой  идеи

моделирования  тоталитаризма,  основные  положения   которой   сводились   к

следующему:

с помощью концепции тоталитаризма нельзя исследовать  динамику  процессов  в

социалистических странах (Г. Гласснер);

не бывает целиком контролируемой или неконтролируемой системы (А. Кун);

модели тоталитаризма  нет,  так  как  взаимоотношения  между  отдельными  ее

элементами никогда не были разъяснены (Т.Джонс);

тоталитарная  модель  игнорирует   "источники   общественной   поддержки   "

тоталитаризма в СССР(А. Инкельс).

  Однако  поиск оптимальной модели продолжается  по сей день.

 

 

     2. Идейные истоки и предпосылки  тоталитарного политического режима

 

  Отдельные  элементы тоталитарной  системы  исторически  обнаруживаются  во

многих  типах  диктатур  так  в  восточных  деспотиях  можно   было   видеть

жестокость  правления  и  абсолютный  авторитет  владыки,  в   средневековых

государствах  Европы  требования  церкви  придерживаться  одних  и  тех   же

верований от рождения до  смерти.  Однако  в  целостном  виде  все  то,  что

органично присуще этому  политическому  порядку  проявилось  в  определенный

исторический  период.

       Целостные   тоталитарные   политические    системы    сформировались

исторически, самостоятельно и качественно  из  соответствующих  диктаторских

режимов, которые искусственно выстроили однотипные  юридические,  социальные

и  экономические  отношения.  В  целом  тоталитаризм  являлся  альтернативой

которая была у стран оказавшихся в условиях кризиса.

  Депрессия,  утрата  населением  социальных  ориентиров,   распространение

нищеты, преступности, экономический упадок при наличии  деятельности  хорошо

организованных партий   с  жесткой  дисциплиной,  а  также  распространением

идеологических доктрин, при наличии этих и многих других факторов   общество

становиться на путь создания тоталитарных систем.

  Важными  предпосылками  и  условиями   утверждения  тоталитарной  системы

является  размывание   традиционной  социальной  стратификации,   достижение

культурной, нравственной, социальной и даже  этно -национальной  (в  теории)

однородности  путем  уничтожения  всех  объединений,  организаций,  классов,

сословий, союзов, которые могли служить для человека  прибежищем  и  опорой.

Подрубанием всех  органических  корней  связывающих  отдельного  человека  с

обществом иначе говоря идеологи и вожди тоталитаризма сделали все  для  того

чтобы   фрагментировать   и   атомизировать   общество    лишить    человека

унаследованных от прошлого социальных и иных связей и тем самым  изолировать

людей друг от друга. В результате каждый отдельной взятый индивид  оставался

один на один   перед лицом всемогущего государства. Как  отмечалось  выше  в

тоталитарной политической системе  преобладает  господство  государства  над

обществом  и индивидуумом, несмотря на то, что во  главе  государства  стоит

порой харизматическая личность. Соответственно разрушается или не  возникает

вообще гражданское общество. Государство не нуждается в нем и отвергает  его

как несовместимое с полным подчинением  личности.  На  его  месте  создается

формализированная    структура,    представляющая    собой    инструментарий

тоталитарного государства. Государство доминирует над обществом. Более  того

имеет  место  поглощение  и  общества  и  государства   одной   единственной

господствующей   партией   которая   превращается    в    осевой    институт

государственной системы. Партия в свою очередь,  всецело  отождествлялась  с

ее фюрером или вождем. Гитлер декларировал  в  1935г.  :  «Партия  есть  моя

частица, а я -часть партии»[4]  Характерно,  что,  несмотря  на  различие  в

идеологических  целях  режимов,  методы,  применявшиеся  ими  для  борьбы  с

идейными противниками, были  практически  одними  и  теми  же:  изгнание  из

страны,  помещение  в  концентрационные  лагеря,   физическое   уничтожение.

Непрерывность  идеологической  борьбы  за  чистоту  помыслов  выражалась   в

систематическом применении репрессий против целых социальных и  национальных

слоев. Уничтожив или подавив  на  время  конкурентов  в  обществе,  правящие

партии неизменно  переносили  острие  очистительной  идейной  борьбы  внутрь

своих  рядов,  преследуя  недостаточно  лояльных  членов,  добиваясь   более

полного соответствия их поведения и личной  жизни  провозглашаемым  идеалам.

Такая важнейшая для сохранения режимов  политика  сопровождалась  кампаниями

«по промыванию мозгов», поощрению доносительства, контролю над лояльностью.

  В  угоду  укоренению  новой   системы   ценностей   тоталитарные   режимы

использовали собственную семантику, изобретали символы,  создавали  традиции

и ритуалы, предполагавшие сохранение и упрочение  непременной  лояльности  к

власти, умножение уважения и даже страха перед нею. На основе  идеологий  не

только  проектировалось   будущее,   но   и   переосмыслялось,   а   точнее,

переписывалось прошлое и  даже  настоящее.  Как  метко  писал  В.  Гроссман,

«...государственная  мощь  создавала  новое   прошлое,   по-своему   двигала

конницу,  наново  назначала  героев  уже  свершившихся  событий,   увольняла

подлинных героев.  Государство  обладало  достаточной  мощью,  чтобы  наново

переиграть  то,  что  уже  было  однажды  и   на   веки   веков   совершено,

преобразовать и перевоплотить гранит,  бронзу,  отзвучавшие  речи,  изменить

расположение фигур на документальных фотографиях. Это  была  поистине  новая

история. Даже живые люди, сохранившиеся от тех времен, по-новому  переживали

свою уже прожитую жизнь, превращали самих себя из  храбрецов  в  трусов,  из

революционеров в агентов заграницы».

  Как  утверждал, например С. Нунцио  государство  является  единственным  и

конечным  источником   власти.  Фашисты  отвергали,   какие   то   ни   было

ограничения  власти  государства.  Оно  по  своей  сущности  интегрально   и

тотально в его рамках нет  места частному в отрыве от публичного.  Эта идея

нашла доктринное выражение в следующем  афоризме  Б.Муссолине:  «Все  внутри

государства, ничего вне государства и ничего против государства».

  Эта  установка проявлялась  в  частности,  в  том,  что  в  общих  главных

разновидностях  тоталитаризма  все   без   исключения   ресурсы   будь   то

материальные,  человеческие  или  интеллектуальные,   были   направлены   на

достижение  одной универсальной цели: тысячелетия рейха  в  одном  случае  и

светлого коммунистического царства всеобщего счастья  -   в  другом.  Единая

универсальная   цель   обуславливает   моно   идеологию   в   лице    единой

государственной  идеологии.  Все  что  не  согласуется  с   единомыслием   в

отношении  данной  цели  предавалась  анафема  и   ликвидировалось.   Отсюда

вытекают провозглашенные большевиками принципы «кто не снами  –  тот  против

нас» или «враг не сдается его уничтожают» В подобном духе в одном  из  своих

выступлений в 1935 г. Гитлер говорил: «В нашей борьбе возможен  только  один

исход: либо враг пойдет по нашим трупам, либо мы пойдем по его».  Неизменным

атрибутом тоталитаризма является тесная взаимосвязь  истины  и  силы:  здесь

сила определяет истину. Особым фактором, способствавшим ориентации  общества

на построение тоталитарных  порядков  и  обладавших  существенным  значением

именно в  России  были  традиции  подпольной  деятельности  террористических

организаций  революционизировавших  политическую  активность   населения   и

легитимизировавших в общественном мнении идей  насильственного  передела   и

богатства,   избавления   от   лиц   мешавших   прогрессу   и   установлению

справедливости.   Это   традиции,   утверждавшие   презрение   к    ценности

человеческой жизни и авторитету закона, в  последствии  послужили  одним  из

самых  мощных  источников  распространения   повседневного   «стукачества»,

бытового доносительства оправдывающего предательства людьми своих  родных  и

близких во имя «идеалов», из страха и уважения к власти.

В принципе тоталитарной можно, очевидно, признать такую  идеологию,  которая

в той или иной форме обосновывает исключительность роли какой либо  общности

людей (класса, нации, приверженцев  той  или  иной  религии,  мировоззрения)

связывает с данной общностью выполнение особой миссии,  а  так  же  содержит

убедительные  для  ее  членов  аргументы  в  пользу  того,  что  лишь   одна

определенная политическая  сила  призвана  их  возглавить.  Как  правило,  в

тоталитарной идеологии  содержится  и  понятие  «образ  врага»,  ибо  борьба

«против» часто сплачивает людей, чем за достижение чего либо.

В  тоже  время  при  определенных  условиях  любая   идея   может   получить

тоталитарное

толкование. Скажем стремление развития национальных культур,  традиций  зыка

к

 восстановлению  в своих правах ранее угнетенной  или униженной   нации  легко

трансформируются в воинствующий  национализм,  доходящий  в  своей   крайней

форме  до провозглашения той или иной нации  «высшей» призванной  руководить

другими. Религиозная идея обладает  способностью  превращаться  из  проблемы

веры  каждого  отдельного  человека  в  основу  оправдания  нетерпимости  по

отношению к исповедующим иные религии и атеистам.

Антропологический компонент  тоталитаризма состоит  в  стремлении  к  полной

переделки   и   трансформации   человека   в   соответствии     со    своими

идеологическими  установками   конструирование  нового  типа   личности    -

некоего  homo  totalitaricus   с   особым   политическим   складом,   особой

ментальностью   мыслительным    и   поведенческим   характеристиками   путем

стандартизации унификации индивидуального начала, его  растворения  в  массе

сведения  всех  индивидуумов  к  некому  среднестатистическому  знаменателю,

стерилизации   или,    во   всяком   случае,   подавлению   индивидуального,

личностного начала в человеке. При  этом  следует  особо   подчеркнуть,  что

тоталитаризм как особый общественно  политический  феномен   невозможен  без

массовой базы, массовости как таковой. Он предполагает полную и  безусловную

лояльность  индивидуального человека, общества к режиму, партии  или  вождю.

Здесь вождь-фюрер и массы слиты в неразрывном единстве: вождь-фюрер  зависит

от масс в такой же  степени, в какой они  зависят  от  него,  без  него  они

останутся  аморфной толпой,  лишенной  внешнего  представительства,  в  свою

очередь, сам вождь-фюрер без масс нечто.

Первоначальная системная характеристика тоталитарных  политических  порядков

шла по пути  выделения наиболее важных  принципиальных  черт  тоталитаризма.

Так к. Фридрих и З. Бзежинский в  своей  работе  «Тоталитарная  диктатура  и

автократия» выделили основные признаки:

    . наличие «тоталитарной» идеологии;

    . существование единственной партии, возглавляемой сильным лидером;

    . секретной всесильной полиции

    . монополию государства над  массовыми  коммуникациями,  а  так  же  над

      средствами вооружения

    . монополию  над всеми организациями  общества включая экономические

Тоталитаризм не возникает случайно он имеет свои социальные   предпосылки  и

причины. К важнейшим  из них относятся:

    1.  Само  индустриальное  общество,  усложнение  общественных  связей  и

       взаимозависимости;

    2. Нарастание рационализма и организованности  в жизни  общества,  новые

       возможности  для  манипулирования  общественным  сознанием  (  радио,

       средства связи , СМИ);

    3. Появление монополий  и их  срастания с государством;

    4.  Этатизация  общества,  усиление  в  общественном   сознание   культа

       государства, распространение коллективистских  взглядов;

    5. Массовая эмоциональная уверенность  в возможность  быстрого  улучшения

       жизни с помощью планирования  и рациональных преобразований;

    6.  Массовая психологическая неудовлетворенность,  отчуждением  личности

       ее незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения дают иллюзию

       приобщения к «вечным ценностям»: классу, нации, государству;

    7.  Острые  социально-экономические  кризисы  ведут  к    маргинализации

       общества, появлению многочисленных  люмпенских и полулюмпенских  слоев

       особо  восмприимчевых   к  тоталитарной  идеологии   и   склонных   к

       политическому радикализму;

Основными  свойствами люмпена являются: нигилизм по отношению к  прошлому  и

настоящему,  беспокойство,  агрессивность,   честолюбие,   чувствительность,

стесненность, эгоцентричность. На все это делали ставку  вожди  тоталитарных

режимов. Следует иметь в виду  различие  в  программных  установках    между

элитой  движения и основной массой:  у  первых  –  расчетливое,  рационально

-индустриальное  видение цели, у вторых- стремление  слиться с организацией  ,

Информация о работе Тоталитарный политический режим: идейные истоки и предпосылки, черты и разновидности