Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 00:02, контрольная работа
В условиях современного мира ее внутренние источники разложения связаны прежде всего с распадом экономических и социальных основ самовыживания. Социальная база тоталитарных режимов узка и не связана с
повышением общественного положения наиболее инициативных и перспективных слоев общества. Действуя только мобилизационными методами, тоталитаризм не способен черпать необходимые для общественного прогресса человеческие ресурсы. Складывающаяся в этих обществах крайняя напряженность статусного соперничества, ненадежность повседневного существования личности, отсутствие безопасности перед лицом репрессивного аппарата ослабляют поддержку данного режима. У последнего же, как правило, отсутствует способность к критической саморефлексии, способной дать шанс для поиска более оптимальных ответов на вызовы времени.
Введение
1. Из истории термина «тоталитаризм»
2. Идейные истоки и предпосылки тоталитарного политического режима.
3. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в тоталитарном государстве
4. Однопартийная политическая система - как средство осуществления политической власти
5. Общественно-политическое движение – основа существования тоталитарного режима
6. Террор – логическое продолжение тоталитарной пропаганды
7. Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный труд в тоталитарном государстве.
8. Разновидности тоталитарного режима
9. Заключение
Список литературы
формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.
Сложность создания приемлемой концепции привела к критике самой идеи
моделирования тоталитаризма, основные положения которой сводились к
следующему:
с помощью концепции тоталитаризма нельзя исследовать динамику процессов в
социалистических странах (Г. Гласснер);
не бывает целиком контролируемой или неконтролируемой системы (А. Кун);
модели тоталитаризма нет, так как взаимоотношения между отдельными ее
элементами никогда не были разъяснены (Т.Джонс);
тоталитарная модель игнорирует "источники общественной поддержки "
тоталитаризма в СССР(А. Инкельс).
Однако
поиск оптимальной модели
2. Идейные истоки и предпосылки
тоталитарного политического
Отдельные элементы тоталитарной системы исторически обнаруживаются во
многих типах диктатур так в восточных деспотиях можно было видеть
жестокость правления и абсолютный авторитет владыки, в средневековых
государствах Европы требования церкви придерживаться одних и тех же
верований от рождения до смерти. Однако в целостном виде все то, что
органично присуще этому политическому порядку проявилось в определенный
исторический период.
Целостные тоталитарные политические системы сформировались
исторически, самостоятельно и качественно из соответствующих диктаторских
режимов, которые искусственно выстроили однотипные юридические, социальные
и экономические отношения. В целом тоталитаризм являлся альтернативой
которая была у стран оказавшихся в условиях кризиса.
Депрессия, утрата населением социальных ориентиров, распространение
нищеты, преступности, экономический упадок при наличии деятельности хорошо
организованных партий с жесткой дисциплиной, а также распространением
идеологических доктрин, при наличии этих и многих других факторов общество
становиться на путь создания тоталитарных систем.
Важными предпосылками и условиями утверждения тоталитарной системы
является размывание традиционной социальной стратификации, достижение
культурной, нравственной, социальной и даже этно -национальной (в теории)
однородности путем уничтожения всех объединений, организаций, классов,
сословий, союзов, которые могли служить для человека прибежищем и опорой.
Подрубанием всех органических корней связывающих отдельного человека с
обществом иначе говоря идеологи и вожди тоталитаризма сделали все для того
чтобы фрагментировать и атомизировать общество лишить человека
унаследованных от прошлого социальных и иных связей и тем самым изолировать
людей друг от друга. В результате каждый отдельной взятый индивид оставался
один на один перед лицом всемогущего государства. Как отмечалось выше в
тоталитарной политической системе преобладает господство государства над
обществом и индивидуумом, несмотря на то, что во главе государства стоит
порой харизматическая личность. Соответственно разрушается или не возникает
вообще гражданское общество. Государство не нуждается в нем и отвергает его
как несовместимое с полным подчинением личности. На его месте создается
формализированная структура, представляющая собой инструментарий
тоталитарного государства. Государство доминирует над обществом. Более того
имеет место поглощение и общества и государства одной единственной
господствующей партией которая превращается в осевой институт
государственной системы. Партия в свою очередь, всецело отождествлялась с
ее фюрером или вождем. Гитлер декларировал в 1935г. : «Партия есть моя
частица, а я -часть партии»[4] Характерно, что, несмотря на различие в
идеологических целях режимов, методы, применявшиеся ими для борьбы с
идейными противниками, были практически одними и теми же: изгнание из
страны, помещение в концентрационные лагеря, физическое уничтожение.
Непрерывность идеологической борьбы за чистоту помыслов выражалась в
систематическом применении репрессий против целых социальных и национальных
слоев. Уничтожив или подавив на время конкурентов в обществе, правящие
партии неизменно переносили острие очистительной идейной борьбы внутрь
своих рядов, преследуя недостаточно лояльных членов, добиваясь более
полного соответствия их поведения и личной жизни провозглашаемым идеалам.
Такая важнейшая для сохранения режимов политика сопровождалась кампаниями
«по промыванию мозгов», поощрению доносительства, контролю над лояльностью.
В угоду укоренению новой системы ценностей тоталитарные режимы
использовали собственную семантику, изобретали символы, создавали традиции
и ритуалы, предполагавшие сохранение и упрочение непременной лояльности к
власти, умножение уважения и даже страха перед нею. На основе идеологий не
только проектировалось будущее, но и переосмыслялось, а точнее,
переписывалось прошлое и даже настоящее. Как метко писал В. Гроссман,
«...государственная мощь создавала новое прошлое, по-своему двигала
конницу, наново назначала героев уже свершившихся событий, увольняла
подлинных героев. Государство обладало достаточной мощью, чтобы наново
переиграть то, что уже было однажды и на веки веков совершено,
преобразовать и перевоплотить гранит, бронзу, отзвучавшие речи, изменить
расположение фигур на документальных фотографиях. Это была поистине новая
история. Даже живые люди, сохранившиеся от тех времен, по-новому переживали
свою уже прожитую жизнь, превращали самих себя из храбрецов в трусов, из
революционеров в агентов заграницы».
Как утверждал, например С. Нунцио государство является единственным и
конечным источником власти. Фашисты отвергали, какие то ни было
ограничения власти государства. Оно по своей сущности интегрально и
тотально в его рамках нет места частному в отрыве от публичного. Эта идея
нашла доктринное выражение в следующем афоризме Б.Муссолине: «Все внутри
государства, ничего вне государства и ничего против государства».
Эта установка проявлялась в частности, в том, что в общих главных
разновидностях тоталитаризма все без исключения ресурсы будь то
материальные, человеческие или интеллектуальные, были направлены на
достижение одной универсальной цели: тысячелетия рейха в одном случае и
светлого коммунистического царства всеобщего счастья - в другом. Единая
универсальная цель обуславливает моно идеологию в лице единой
государственной идеологии. Все что не согласуется с единомыслием в
отношении данной цели предавалась анафема и ликвидировалось. Отсюда
вытекают провозглашенные большевиками принципы «кто не снами – тот против
нас» или «враг не сдается его уничтожают» В подобном духе в одном из своих
выступлений в 1935 г. Гитлер говорил: «В нашей борьбе возможен только один
исход: либо враг пойдет по нашим трупам, либо мы пойдем по его». Неизменным
атрибутом тоталитаризма является тесная взаимосвязь истины и силы: здесь
сила определяет истину. Особым фактором, способствавшим ориентации общества
на построение тоталитарных порядков и обладавших существенным значением
именно в России были традиции подпольной деятельности террористических
организаций революционизировавших политическую активность населения и
легитимизировавших в общественном мнении идей насильственного передела и
богатства, избавления от лиц мешавших прогрессу и установлению
справедливости. Это традиции, утверждавшие презрение к ценности
человеческой жизни и авторитету закона, в последствии послужили одним из
самых мощных источников распространения повседневного «стукачества»,
бытового доносительства оправдывающего предательства людьми своих родных и
близких во имя «идеалов», из страха и уважения к власти.
В принципе тоталитарной можно, очевидно, признать такую идеологию, которая
в той или иной форме обосновывает исключительность роли какой либо общности
людей (класса, нации, приверженцев той или иной религии, мировоззрения)
связывает с данной общностью выполнение особой миссии, а так же содержит
убедительные для ее членов аргументы в пользу того, что лишь одна
определенная политическая сила призвана их возглавить. Как правило, в
тоталитарной идеологии содержится и понятие «образ врага», ибо борьба
«против» часто сплачивает людей, чем за достижение чего либо.
В тоже время при определенных условиях любая идея может получить
тоталитарное
толкование. Скажем стремление развития национальных культур, традиций зыка
к
восстановлению
в своих правах ранее
трансформируются в воинствующий национализм, доходящий в своей крайней
форме до провозглашения той или иной нации «высшей» призванной руководить
другими. Религиозная идея обладает способностью превращаться из проблемы
веры каждого отдельного человека в основу оправдания нетерпимости по
отношению к исповедующим иные религии и атеистам.
Антропологический компонент тоталитаризма состоит в стремлении к полной
переделки и трансформации человека в соответствии со своими
идеологическими установками конструирование нового типа личности -
некоего homo totalitaricus с особым политическим складом, особой
ментальностью мыслительным и поведенческим характеристиками путем
стандартизации унификации индивидуального начала, его растворения в массе
сведения всех индивидуумов к некому среднестатистическому знаменателю,
стерилизации или, во всяком случае, подавлению индивидуального,
личностного начала в человеке. При этом следует особо подчеркнуть, что
тоталитаризм как особый общественно политический феномен невозможен без
массовой базы, массовости как таковой. Он предполагает полную и безусловную
лояльность индивидуального человека, общества к режиму, партии или вождю.
Здесь вождь-фюрер и массы слиты в неразрывном единстве: вождь-фюрер зависит
от масс в такой же степени, в какой они зависят от него, без него они
останутся аморфной толпой, лишенной внешнего представительства, в свою
очередь, сам вождь-фюрер без масс нечто.
Первоначальная системная характеристика тоталитарных политических порядков
шла по пути выделения наиболее важных принципиальных черт тоталитаризма.
Так к. Фридрих и З. Бзежинский в своей работе «Тоталитарная диктатура и
автократия» выделили основные признаки:
. наличие «тоталитарной»
. существование единственной
. секретной всесильной полиции
. монополию государства над массовыми коммуникациями, а так же над
средствами вооружения
. монополию над всеми организациями общества включая экономические
Тоталитаризм не возникает случайно он имеет свои социальные предпосылки и
причины. К важнейшим из них относятся:
1. Само индустриальное общество, усложнение общественных связей и
взаимозависимости;
2. Нарастание рационализма и
возможности для манипулирования общественным сознанием ( радио,
средства связи , СМИ);
3. Появление монополий и их срастания с государством;
4. Этатизация общества, усиление в общественном сознание культа
государства, распространение
5. Массовая эмоциональная
жизни с помощью планирования и рациональных преобразований;
6. Массовая психологическая
ее незащищенностью и
приобщения к «вечным ценностям»: классу, нации, государству;
7. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации
общества, появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев
особо восмприимчевых к тоталитарной идеологии и склонных к
политическому радикализму;
Основными свойствами люмпена являются: нигилизм по отношению к прошлому и
настоящему, беспокойство, агрессивность, честолюбие, чувствительность,
стесненность, эгоцентричность. На все это делали ставку вожди тоталитарных
режимов. Следует иметь в виду различие в программных установках между
элитой движения и основной массой: у первых – расчетливое, рационально
-индустриальное видение цели, у вторых- стремление слиться с организацией ,