3. В чьих она интересах?
Функции государства
1. Внутренние функции - это
основные направления деятельности
государства по управлению внутренней
жизнью страны.
а) экономическая функция
б) политическая функция
в) социальная функция
г) правоохранительная функция
д) экологическая функция
Дополнительные функции государства:
функции обеспечения национальной
безопасности, строительства дорог,
ирригационных, мелиорационных и
иных общественных систем, транспортная,
информационная, борьба с последствиями
стихийных бедствий и др.
2. Внешние функции - это
основные направления его деятельности
на международной арене. Их
выполнение обеспечивает полноправное
существование государства в
современном мире, который становится
все более взаимосвязанным.
а) функция обороны
б) дипломатическая функция
в) поддержка мирового
правопорядка (внешнеполитическая функция)
г) внешнеэкономическая
функция
д) культурное сотрудничество
е) сотрудничество государств
в решении глобальных проблем современности
IV.Президентская форма государственного
правления
- Это форма государственного устройства, при которой исполнительная и законодательная ветви власти представлены разными людьми. Исполнительная власть избирается на фиксированный срок; ей же принадлежит пост главы государства. Законодательная власть формально не связана с исполнительной, кроме как через свою способность сместить президента с должности через импичмент. Президент при этом не обладает полномочиями на роспуск законодательного собрания и объявление всеобщих выборов.
Характерные черты президентской
формы правления:
- президент одновременно выступает
и главой государства, и главой
правительства.
- внепарламентский метод избрания
президента и формирования правительства.
- наиболее последовательно проведен
принцип разделения властей.
- ответственность правительства
перед президентом, а не перед парламентом.
- более широкие, чем в парламентарной
республике полномочия главы государства.
Полномочия президента:
- совмещение полномочий главы государства и главы правительства и участие в формировании кабинета или совета министров,
- роспуск парламент,
- является верховным главнокомандующим,
- объявляет чрезвычайное положение,
- утверждает законы путем их подписания,
- нередко представительствует в правительстве,
- назначает членов Верховного суда.
Разделение властей при президентской
форме правления
- законодательная власть принадлежит парламенту
- исполнительная власть - президенту
- судебная власть - Верховному суду
Законодательная и исполнительная
власть получают свой мандат
непосредственно от народа. Главой
исполнительной власти является
избираемый народом президент, который
совмещает эти функции с функциями
главы государства. Судьи, как высшие
должностные лица исполнительной
власти, назначаются президентом
с согласия верхней палаты
парламента, которая при этом
исходит не из политического
лица кандидатов, а из их компетентности
и моральных качеств. Министров
и других назначенных им должностных
лиц исполнительной власти президент
может смещать самостоятельно. Главный
признак данной формы правления
- отсутствие ответственности исполнительной
власти перед парламентом за
проводимую политику. Парламент
не может смещать ее должностных
лиц, если они не нарушили закона.
Для своей деятельности они
не нуждаются в политическом
доверии парламента. Бывает что
президент принадлежит к одной
партии, а большинство в парламенте
имеет другая. Тем не менее, они
вынуждены сотрудничать, ибо ни
одна из ветвей власти не
может конституционным путем
устранить другую (смещение парламентом
должностных лиц исполнительной
и судебной власти путем импичмента
может иметь место лишь, если
со стороны этих лиц допущены
серьезные правонарушения). Сдержки
и противовесы проявляются, в
частности, в том, что президент
может тормозить законодательную
деятельность парламента, налагая
на принятые им законы отлагательное
вето, для преодоления которого
требуется квалифицированное большинство
голосов в обеих палатах парламента.
В свою очередь, верхняя палата
парламента может воспрепятствовать
назначению президентом должностных
лиц, а, кроме того, ратифицирует (и
может отказать в этом) заключенные
президентом международные договоры.
Судебная власть контролирует
конституционность и парламента,
и президента, обеспечивая тем
самым соблюдение правопорядка
как законодательной, так и исполнительной
властью.
Список используемой литературы
- Мухаев Р.Т. Основы государства и права.
- М., 2000
- Василик М.А. Политология.
- М., 2001.
- Джойс П. 101 ключевая идея. Политика. – Фаир Пресс, 2002
- Власов В.И. Теория государства и права. Учебник для высших юридических учебных заведений и факультетов.
- Ростов н/Д: Феникс,
2002.
- Сайт: ru.wikipedia.org