Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:13, контрольная работа
Понятие «политический режим» появилось в научном обороте во второй половине ХХ века. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Это понятие имеет синтезированный характер. Характеристика политического режима наиболее полно показывает подлинные возможности человека в его взаимоотношениях с властными структурами. Он определяется, прежде всего, формой государства и присущей ему формой правления. И представляет собой это систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе.
К вопросу, затрагивающему тему «политического режима обращались в своих трудах прибегали множество ученых
Введение…………………………………………………………………….3
1. Политический режим как категория политологии. Классификации политических режимов…………………………………………………………...5
2. Черты и разновидности авторитарного и тоталитарного политического режима
3. Демократический политический режим: основные черты и типы....……………………………………………………………………………..7
4.Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические…………………………………………………………………13
Заключение………………..………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………....2
Главной социальной опорой авторитарного режима, как правило, являются группы военных и государственной бюрократии. Нередко их действия, нацеленные на усиление монополизации власти, оказываются достаточно эффективными. Так, за счет принудительной мобилизации авторитарные политические режимы (например, режим Пиночета в Чили в 70-е годы) могут вызывать к жизни достаточно высокую гражданскую активность и на этой основе добиваться неплохих экономических результатов.
Основными признаками авторитарного режима заключаются в следующем:
1. Власть находится в руках одного лица или же группы лиц. В качестве носителя власти выступают монарх, диктатор, военная хунта и т.д.;
2 .Большинство населения не имеет доступа к власти;
3. Неограниченность власти. Государственные органы не обязаны отчитываться перед гражданами или их представителями. Законодательство полностро формируется лицами, находящимися у власти;
4. Опора на силу. Авторитарное государство не обязательно основывает свою деятельность на постоянном применении силы. Однако органы власти всегда дают почувствовать свою способность прибегать к принуждению к повиновению населения.
5. Монополизация власти, стремление ограничить возможности для деятельности легальной оппозиции, вплоть до ее запрета. При этом не исключается возможность существования общественных организаций, но они должны быть полностью под контролем власти;
6. Отсутствие тотального контроля над обществом. Авторитаризм допускает самостоятельную деятельность граждан в экономике, не ставит жестких ограничений для гражданского общества.
Можно выделить следующие основные типы авторитарных режимов: партийные, корпоративные, военные, национальные и режимы личной власти.
Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно представляющей институт партии. 7
Чаще всего это однопартийные
режимы, но к ним могут быть отнесены
и формы правления
Военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее число примеров установления военных режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция.
Такие политические режимы отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод внутренней нестабильностью, широким распространением коррупции. Государственные ресурсы используются в основном для подавления сопротивления, снижения, социальной активности граждан. При таком правлении может широко использоваться и физическое насилие.
Модели национального
Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или теневых группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты, своих узко групповых интересов.
Экономическим основанием такой системы власти является система квот, разрешительный порядок регистрации предприятия, отсутствие надлежащего контроля за деятельностью государственных служащих. Последние, занимаясь вопреки законодательству предпринимательской деятельностью, получают огромные личные доходы.
Режимы личной власти персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима, однако такая система власти нередко провоцирует политический террор со стороны оппозиции.
3. Демократический политический режим: основные черты и типы.
Демократия как определенная система власти представляет собой форму организации политической жизни, отражающую свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. Она открыта для любого варианта социального выбора, отвечающего представлением большинства населения.9
Демократия обладает рядом универсальных способов и механизмов организации политического порядка. Такая политическая система предполагает:
- обеспечение равного права всех граждан на участие в управление делами общества и государства;
- систематическую выборность основных органов власти;
- наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства;
- абсолютный прирост правовых механизмов отправления и смены власти (конституционализм);
-профессиональный характер правления элит;
- контроль общественности за принятием важнейших политических решений;
-идейный плюрализм и конкуренция мнений.
В современных условиях, как правило, демократический политический режим строится на использовании возможностей представительной демократии. Она предполагает опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, избираемых в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, общественно-политические движения, группы давления и т.п.). Эти механизмы в основном и составляют структуру демократического правления.
Универсальные свойства
современной демократии связаны
и с идейными основаниями власти.
Опыт политического развития последних
десятилетий убедительно
Такое идейное основание функционирование государственных институтов не только цементирует все здания демократии, но и отличает демократический политический режим от всех иных политических режимов.
Разделение властей является одном из основных принципов демократического режима. Его реализация позволяет предотвратить злоупотребление и возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной с правом. В демократически устроенном государстве власть осуществляется посредством специальных органов. Они объединены в рамках трех основных «ветвей»:10
- законодательная;
- исполнительная;
- судебная.
Эти власти распределены между собой, что позволяет удерживать государственную власть от возможных злоупотреблений.
Демократический политический режим функционирует на важнейшем в политическом отношении принципе: решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.
Основные признаки демократического режима сформулированы в основных функциях его парламента:
- представительная функция, которая служит политическому выражению дифференциации общества по интересам – этнического представительство интересов, корпоративное, территориальное, партийное и т.д. Парламент призван обнажать (вскрывать) конфликты интересов и находить пути их разрешения;
- функция власти, т.е. парламент – это орган, принимающей решения. Он определяет направление развития общества в целом и его основных подсистемах, их структуру, политическое содержание;
- правотворческая, законодательная функция. Конечным результатом работы парламента является создание какой-либо правовой нормы, которая несет функцию регуляции поведения людей и организацией;
- функция политического контроля и привлечения к ответственности, т.е. парламент, наделен исключительными, особыми или специальными полномочиями;
- функция легитимности – парламент осуществления эту деятельность посредством юридически закрепленного и регулируемого функционирования.11
4.Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические.
Транзитология - раздел политической науки, изучающий политические процессы в странах, совершающих переход от тоталитарных и авторитарных политических систем к демократической. Транзитология тесно связана с теорией политической модернизации.
В различных странах процесс перехода к демократии специфичен, тем не менее, политологическая наука на основе сравнительного анализа может выявить некоторые общие черты.
Один из теоретиков и политических руководителей процессов демократизации в Испании Ф. Гонсалес пишет: «...не думаю, что имеется какая-то универсальная модель политического перехода, применимая в мировом масштабе. Гораздо полезнее... поразмышлять об элементах, которые чаще всего встречаются и являются наиболее общими для любого политического изменения при переходе от авторитарной диктаторской формы к демократической» 12Ф. Гонсалес, в частности, отмечает следующие элементы: желание перемен, воля большинства к преобразованиям в обществе; способность членов общества к соглашению, к договоренности.
В середине XIX в. французским ученым и общественным деятелем Алексисом де Токвилем был сформулирован «золотой закон» политического развития, согласно которому: «самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства». Токвиль полагал, что для страны, где слабы традиции демократии и свободы, нет ничего опаснее, чем слишком быстрые реформы и изменения. Как правило, в таких случаях процесс модернизации может выйти из-под контроля. Народу не хватает времени освоить новшества, он не готов к новой системе, а изменения не успевают институционализироваться и закрепиться. В этих условиях участие масс в политике обгоняет развитие политических институтов общества, которые могли бы обеспечить баланс интересов различных слоев и направить высвобождающуюся энергию в общественно приемлемые формы. Бурный поток, направленный на разрушение старой системы, не удается, затем остановить и регулировать. Интенсивная поляризация общества, отсутствие устойчивого политического центра и социальных сил, стоящих за ним, не способствуют тому, чтобы ввести начавшееся движение в разумные демократические рамки. Токвиль предупреждал, что результатом быстрой демократизации и завоевания свобод может быть установление еще более жестокой тирании, которая приходит на смену охлократии.
Следует отметить,
что ни в одной стране переход
от традиционных абсолютистско-
В 70-90-е гг. XX в. резко возрос интерес к проблемам перехода от различных форм диктатуры (авторитаризма и тоталитаризма) к демократии. Это связано с процессами, происходившими и происходящими в Португалии, Испании, Греции, Восточной Европе, России и др. Политологами разрабатывается теория перехода от авторитаризма к демократии (теория редемократизации). При этом внимание концентрируется на условиях и предпосылках, благоприятствующих переходу, на его движущих силах, путях и стадиях, на различных моделях перехода.
В современной политологической литературе выделяются следующие пути перехода к демократии:
а) эволюционный («
б) революционный («замена» или крах старого режима) Португалия;
в) военное завоевание - Германия, Япония.
С. Хантингтон характеризует три модели перехода от авторитаризма к демократии: 13
1) классическая линейная модель демократизации (Великобритания, Швеция) предусматривает постепенное ограничение монархической власти, расширение прав граждан и парламента; вначале подданные получают гражданские (личные) права, затем права политические и значительно позднее - социальные; постепенно ограничиваются и устраняются избирательные цензы; парламент становится высшей законодательной властью и контролирует правительство;
2) циклическая модель (во многих странах Латинской Америки, Азии и Африки) предполагает чередование демократических и авторитарных форм правления при формально позитивном отношении к демократии политической элиты; в этом случае избранные народом правители либо свергаются военными, либо сами узурпируют власть, опасаясь потерять ее, сталкиваясь с растущей непопулярностью и сильным противостоянием оппозиции; указанная модель свидетельствует о недостаточной зрелости внутренних предпосылок демократии и, особенно, о ее слабой укорененности в господствующей политической культуре;
3) диалектическая модель (Испания, Португалия, Греция) как и модель циклическая характеризуется нестабильностью переходных политических режимов, но здесь переход к демократии осуществляется под влиянием уже достаточно созревших для нее внутренних предпосылок (индустриализации, многочисленного среднего класса, достаточно высокого образовательного уровня граждан, рационализации и индивидуализации массового сознания и т.д.); нарастание этих и других факторов приводит к довольно быстрому и внезапному краху авторитарных режимов; в результате постепенно (после череды смен) устанавливается стабильная, жизнеспособная демократия. 14
Информация о работе Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические