Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 18:13, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «политический режим» появилось в научном обороте во второй половине ХХ века. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. Это понятие имеет синтезированный характер. Характеристика политического режима наиболее полно показывает подлинные возможности человека в его взаимоотношениях с властными структурами. Он определяется, прежде всего, формой государства и присущей ему формой правления. И представляет собой это систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе.
К вопросу, затрагивающему тему «политического режима обращались в своих трудах прибегали множество ученых

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Политический режим как категория политологии. Классификации политических режимов…………………………………………………………...5
2. Черты и разновидности авторитарного и тоталитарного политического режима
3. Демократический политический режим: основные черты и типы....……………………………………………………………………………..7
4.Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические…………………………………………………………………13
Заключение………………..………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………....2

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 Первая модель («кооперативная») обладает сущностным потенциалом демократизма. Она предполагает:

1) постепенную и последовательную  либерализацию политического режима;

2) аккуратный и контролируемый  демонтаж ряда отживших институтов  прежней системы при разумном  воспроизведении сохранивших право  на жизнь старых и конституировании  новых демократических институтов;

3) ресоциализацию населения. 

 Вторая модель («конкурентная») включает:  1) резкую либерализацию;  2) распад прежней демократической системы;  3) попытки внедрения новых демократических институтов любой ценой, нередко вопреки сопротивлению как сверху, так и снизу.

 Подобная модель  трансформации отличается ускоренной  и часто поверхностной либерализацией  и быстрым проведением демократических  выборов, в результате которых  старая элита отстраняется от  власти. Вследствие непрочности новых политических институтов вероятны попытки реставрации недемократического режима, иногда даже в более жесткой форме.

 В зависимости от  целей и ресурсов конкретных  политических сил и структуры  возникающих конфликтов А. Пшеворский  в книге «Демократия и рынок» анализирует пять возможных исходов переходного периода: 15

1) структура конфликтов  такова, что ни один демократический  институт не может утвердиться,  и политические силы начинают  бороться за новую диктатуру; 

2) структура конфликтов  такова, что ни один демократический институт не может утвердиться, и все же политические силы соглашаются на демократию как на временное решение;

3) структура конфликтов  такова, что если бы были введены  отдельные демократические институты,  они могли бы сохраниться однако соперничающие политические силы борются за установление диктатуры;

4) структура конфликтов  такова, что в случае введения  некоторых демократических институтов  они могли бы выжить, однако  соперничающие политические силы  соглашаются на нежизнеспособную институциональную структуру;

5) структура конфликтов  такова, что некоторые демократические  институты могли бы сохраниться,  и когда их вводят, они действительно  оказываются прочными.

 Можно выделить  следующие этапы реализации пятого  варианта перехода от авторитаризма к демократии:  а) кризис авторитарного режима и его либерализация;  6) установление демократии;  в) консолидация демократии.

Кризис авторитарного  режима и его либерализация. Кризис диктатуры может быть вызван обстоятельствами внутри- и внешнеполитического порядка.

 Ослабление  или потеря режимом легитимности является важной составляющей его политического кризиса. Снижение легитимности происходит не только на уровне масс, но и на уровне элит. В правящей элите возникают различные течения. Условно эти течения могут быть разделены на две группы. Сторонники «жесткой линии» считают необходимым повысить сплоченность правящей элиты путем возврата к фундаментальным ценностям режима. Если это невозможно, то положение может спасти перехват власти одним из компонентов правящего блока (как правило, армией). Сторонники «мягкой линии» считают такое решение опасным для режима, они видят выход в приспособлении режима к изменившимся обстоятельствам путем его контролируемой либерализации -предоставления гражданам некоторых прав и свобод, перехода к “ограниченной демократии”. Переход обычно начинается тогда, когда верх в элите берут сторонники «мягкой линии», начинающие либерализацию.

 Оживление гражданского  общества является одним из  неизбежных последствий начала либерализации. В короткое время возникают студенческие ассоциации, профессиональные союзы, протопартии. Идет поиск новых идеалов и политических идентичностей. Начинает формироваться открытая политическая оппозиция режиму. 16

 Союзы с оппозицией  означают возникновение в политической системе важных предпосылок демократизации. Авторитарная элита окончательно распадается, в политический процесс включаются и неавторитарные силы. Это ведет к появлению элементов конкуренции. Осуществляемая на этом этапе реформа политической системы носит ограниченный характер. Правящая элита идет на признание демократической конкуренции, но одновременно стремится гарантировать сохранение за собой контроля над государственной властью. Для этого используются многоступенчатые выборы, назначение части депутатов сверху, мажоритарный способ голосования. В результате либерализации возникает так называемая «опекунская демократия», т.е. режим с конкурентными, формально демократическими институтами, находящимися под опекой аппарата.

Установление демократии. Двумя основными процессами установления демократии являются формирование конкурентной партийной системы и институционализация демократических механизмов государственной власти. 17

 Формирование конкурентной  партийной системы начинается в процессе подготовки и проведения первых свободных выборов. Двойственная природа партий (с одной стороны, они - институциональные силы, участвующие в принятии политических решений, а с другой - социально-политические, мобилизующие граждан) позволяет им служить связующим звеном между государством и гражданским обществом, создавать прямые и обратные связи в политической системе, во многом определяющие ее прочность. Инструментом влияния на форму партийной системы выступает избирательный закон.

 Соотношение между исполнительной и законодательной властью - один из основных вопросов на этапе установления демократии. Фактически же, главный вопрос это определение объема полномочий исполнительной власти. Исполнительные органы должны обладать значительной независимостью от законодательных. Значительной, но не чрезмерной, иначе опять возрастет опасность возврата к авторитаризму.

 При становлении  демократии большое значение  имеет процедура разработки конституции.  Оптимальным вариантом является  достижение консенсуса по основным институциональным вопросам.

Консолидация демократии. Для долговременной стабильности и  легитимности демократического режима в обществе, пережившем диктатуру, большое  значение имеет не только форма возникающих  институтов и структур, но и то, как пройдет период консолидации демократии, т.е. адаптации общества к новому политическому механизму.

Следует подчеркнуть, что  зрелая демократия возникает не сразу, а через одно-два поколения, когда  происходят существенные изменения  в политической культуре и приверженность демократическому способу урегулирования конфликтов приобретает силу традиции.

Третья волна демократизации. Концепция «третьей волны Демократизации» была разработана не без очевидного влияния известной книги А. Тоффлера «Третья волна», посвященной переменам во всех сферах общественной жизни под влиянием электронной и информационной революций. 18

Заключение.

На основании рассмотренного материала можно сделать следующие  выводы:

Политический режим - это система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. Политический режим определяется формой государства и присущей ему формой правления.

Существенное влияние  на вид политического режима оказывают  исторические традиции страны, а в  более широком смысле - своего рода общественно-политическая атмосфера в обществе, которая нередко складывается вопреки интересам господствующего класса. На вид политического режима может оказывать воздействие и международная обстановка.

Обычно выделяют три  основных типа политического режима: тоталитарный, авторитарный и демократический. Тоталитаризм - это такой политический режим, который характеризуется широким и разносторонним контролем со стороны государственной власти над отдельным человеком и всем обществом, единой идеологией, направленностью внешней и внутренней политики на общие коллективистские цели.

Становление и развитие современных демократий в мире происходило  неравномерно по странам и регионам. В целом отмечается три волны  демократизации, каждая из которых  характеризовалась своими историческими условиями, особенностями течения, своими причинами укрепления демократии в отдельных странах и регионах и неудачных демократических опытов в других. Исследователи неоднозначно определяют исторические границы волн демократизации, число стран с успешным и неуспешным установлением демократии, основные причины этих процессов и т.д. Это объясняется многими обстоятельствами: различием концептуальных подходов к определению того, что есть демократия; различными индикаторами демократического развития, различным пониманием интенсивности демократических процессов.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. – М., 2001.-311 с.;
  2. Политология: учебное пособие / под ред. В.Д. Перевалова. – М., 2005.-375 с.;
  3. Политология: учебное пособие / под ред. М.А. Василика. – М., 2006- 417 с.;
  4. Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. «Политология». – М., 2006.- 336 с.

1 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. – М., 2001.-С.74

2 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. – М., 2001.-С. 78.

3 Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. «Политология». – М., 2006.- С.127

4 Политология: учебное пособие / под ред. М.А. Василика. – М., 2006- С.122

5 Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. «Политология». – М., 2006.- С.130

6 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. – М., 2001.-С.111.

7 Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. «Политология». – М., 2006.- С.133

8 Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. «Политология». – М., 2006.- С.199..

9 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. – М., 2001.-С.114

10 Политология: учебное пособие / под ред. М.А. Василика. – М., 2006- С.123.

11 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. – М., 2001.-С.117

12 Политология: учебное пособие / под ред. В.Д. Перевалова. – М., 2005.-С.190

13 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. – М., 2001-С.118.

14 Политология: учебное пособие / под ред. В.Д. Перевалова. – М., 2005.-С.192.

15 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. – М., 2001.-С.128

16 Политология: учебное пособие / под ред. В.Д. Перевалова. – М., 2005.-С.200

17 Политология: учебное пособие / под ред. В.Д. Перевалова. – М., 2005.-С.200

18 Политология: учебное пособие / под ред. В.Д. Перевалова. – М., 2005.-С.201.




Информация о работе Трансформация тоталитарных и авторитарных режимов в демократические