Таким образом,
предложенная Т.Гоббсом формула общественного
договора и возникновения суверенной
власти, в которой сделан акцент на механизмах,
а не на содержании (Т.Гоббс практически
игнорирует вопрос о правовом статусе
суверена, равно как и обязанности подданных
направлены на обеспечение их беспрекословного
подчинения), позволяет определить сущность
суверенитета через концептуализацию
вопроса о «принятии решения». Равно как
и в сфере права для Т.Гоббса существенна
не сама норма права (ее содержание), а
форма ее выражения (договор или, как его
следствие, влияние абсолютной власти).
До образования
государства, находясь в естественном
состоянии. В состоянии «войны
всех против всех», человек сформулировал
естественные законы, некие требования
истинного разума как более
надежные средства для сохранения
жизни, кроме своих индивидуальных
возможностей. «Естественный закон, lex
naturalis, есть предписание, или найденное
разумом (reason) общее правило, согласно
которому человеку запрещается делать
то, что пагубно для его жизни или что лишает
его средств к ее сохранению, и пренебрегать
тем, что он считает наилучшим средством
для сохранения жизни». [1;с.98] Истинный
разум требует от человека соблюдения
своих обязанностей перед остальными
людьми ради собственного самосохранения.
Поэтому различие между правом (jus)
и законом (lex), по мнению Т.Гоббса, заключается
в том, что «право состоит в свободе делать
или не делать», закон же «определяет и
обязывает», поэтому в отношении одной
и той же вещи обязательство (закон) и свобода
(право) несовместимы. Если естественное
право - это царство свободы каждого, то
естественные законы - это обязательства,
накладываемые на каждого разумом каждого.
Иными словами, право и закон, jus и lex, выступают
как правомочие и обязанность. Сказанное
вытекает из смысла естественных законов,
сформулированных Гоббсом.
Поскольку
первым из благ является самосохранение,
то наиболее общее предписание
истинного разума гласит: "всякий
человек должен добиваться мира,
если у него есть надежда
достигнуть его; если же он
не может достигнуть его, то
он может использовать любые
средства, дающие преимущество на
войне". В первой части этого
предписания содержится «первый
и основной естественный закон,
гласящий, что следует искать
мира и следовать ему»; вторая
его часть относится к естественному
праву «защищать себя всеми возможными
средствами». [1;с.99] Первый естественный
закон определяет цель - мир. Второй естественный
закон определяет средства его достижения.
«В случае согласия на то других человек
должен согласиться отказаться от права
на все вещи в той мере, в какой это необходимо
в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться
такой степенью свободы по отношению к
другим людям, которую он допустил бы у
других людей по отношению к себе». [1;с.99]
Отказ
от права" и "перенесение права"
- важнейшие категории философии
права Гоббса. "Отказ от права"
означает отказ от права совершать
какие-либо действия или "лишиться
свободы препятствовать другому пользоваться
выгодой от права на то же самое". [1;с.100]
Отказ от права совершается либо в форме
простого отречения, когда получающий
право не указывается, либо в форме перенесения
права, когда право достается конкретному
лицу. Самое главное заключается в том,
что отказ от права в любой форме не может
быть односторонним. «Когда человек переносит
свое право или отрекается от него, то
он это делает или ввиду какого-нибудь
права, которое взамен переносится на
него самого, или ради какого-нибудь другого
блага, которое он надеется приобрести.
В самом деле, такое отречение, или отчуждение,
является добровольным актом, а целью
добровольного акта всякого человека
является какое-нибудь благо для себя».
[2;с.106 – 107] Договоры могут заключаться
только по обоюдному волеизъявлению, основываются
на взаимном доверии и имеют в виду то
или иное благо.
Третий
естественный закон - справедливость,
которая состоит в выполнении
заключенных соглашений: сама справедливость
проистекает из договора. «Ибо
там, где не имело место предварительное
заключение договора, не было
перенесено никакое право и каждый
человек имеет право на все и, следовательно,
никакое действие не может быть несправедливым».
[2;с.110] Нарушение же договора является
несправедливостью, то есть нарушением
права.
В главе XV «О других естественных законах»,
Т.Гоббс сформулировал еще шестнадцать
естественных законов. Все они – моральные
и по сути своей охватываются известным
положением «не делай другому того, чего
ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению
к тебе». Естественные законы неизменны
и вечны, однако их исполнение в естественном
состоянии не гарантировано, поэтому они
остаются лишь предписаниями. Превратить
же «естественные законы» из предписаний
в законы в собственном смысле слова может
только государство, способное обеспечить
социальное принуждение.
Под гражданскими
законами Т.Гоббс понимал законы,
которые люди обязаны соблюдать
не как члены какого-либо конкретного
государства, а члены государства
вообще. «Гражданским правом являются
для каждого подданного те правила, которые
государство устно, письменно или при
помощи других достаточно ясных знаков
своей воли предписало ему, дабы он пользовался
ими для различения между правильным и
неправильным, т.е. между тем, что согласуется,
и тем, что не согласуется с правилом».
[1;с.205] Так же Т.Гоббс указывает, что
естественные и гражданские законы совпадают
по содержанию и имеют одинаковый объем.
«Впрочем, естественное право, т.е. естественная
свобода человека, может быть урезано
и ограничено гражданским законом; более
того, такое ограничение является естественной
целью издания законов, так как иначе не
может быть никакого мира». [2;с.207] Т.Гоббс
подчеркивал, что существуют различия
между законом и правом. Так как, по его
мнению, многие авторы для обозначения
одного и того же употребляли слова
lex civilis и jus civile,, чего делать не следовало.
«Ибо право есть свобода, именно та свобода,
которую составляет нам гражданский закон.
Гражданский же закон есть обязательство
и отнимает у нас ту свободу, которую предоставляет
нам естественный закон. Природа дает
всякому человеку право обезопасить себя
своими силами и для предупреждения нападения
самому напасть на подозрительного соседа.
Гражданский же закон лишает нас этой
свободы во всех случаях, когда защита
закона обеспечивает безопасность». [1;с.224] Таким
образом, между lex и jus существует такое
же различие, как между обязательством
и свободой.
Итак, под государством
Т. Гоббс подразумевает объединение
людей, путем заключения договора
каждого человека с каждым
и передачи части своих естественных
прав представителю власти, в
одном лице суверена. Право это
свобода, состоящая из гражданских
законов.
Таким образом, Дж. Локк
и Т. Гоббс пришли к выводу, что государство
это добровольное объединение людей
Заключение
В курсовой
работе были проанализированы
взгляды двух видных представителей
договорной теории происхождения
государства Дж. Локка и Т. Гоббса.
В ходе исследования
было выявлено следующее: Дж. Локк
считал, что целью объединения
людей в государство является
сохранение их собственности. По
мнению Т. Гоббса, люди, благодаря
дару речевого общения, заключили
устный договор передачи своих
естественных прав суверену, носителю
государственной власти, и объединились
в государство с целью самосохранения.
Сравнивая
взгляды Дж. Локка и Т. Гоббса
на образование государства, можно
выделить различия в представлениях
о нахождении человека в естественном
состоянии и сходство в процедуре
образования государства.. Так, Т. Гоббс
считал, что в естественном состоянии
люди находились в положении
«войны всех против всех», и, чтобы
не уничтожить друг друга в этой войне,
договорились и образовали государство.
Дж. Локк напротив, считал, что в естественном
состоянии все люди равны и свободны, находились
в состоянии доброжелательности и мира,
но гарантии безопасности были недостаточно
надежными, поэтому люди объединились
в государство, заключив устный договор.
Государство,
по мнению Дж. Локка, это совокупность
людей, объединившихся в одно целое под
эгидой ими же установленного общего закона
и создавших судебную инстанцию, правомочную
улаживать конфликты между ними
и наказывать преступников. По мнению
Т. Гоббса это объединение людей, путем
заключения договора каждого человека
с каждым и передачи части своих естественных
прав представителю власти, в одном
лице суверена. Право это свобода, состоящая
из гражданских законов.
Таким образом, цель курсового
исследования достигнута, задачи, поставленные
в реферате – решены.
Список литературы:
1.Гоббс Т. Левиафан, или
Материя, форма и власть государства церковного
и гражданского. Сочинения: В
2-х томах. – Том 2. – М.: Мысль, 1991.
2. Локк Дж. Два трактата о
правлении. Сочинения в трех томах. - Том
3 – М.: Мысль, 1988.
3.Новая философская энциклопедия
в 4-х томах. - Том 1. - М.: Мысль, 2000.
4. Новая философская энциклопедия
в 4-х томах. - Том 2. - М.: Мысль, 2001.