Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:34, контрольная работа
Если говорить о типологии государств, то современный мир отличается исключительным многообразием форм государственного устройства. Политический анализ типологии государств зависит от того, по какому критерию проводится их классификация. Одним из критериев классификации форм государственного устройства выступает национально-территориальная организация государств. В соответствии с ним государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедерации. Остановимся на вопросе устройства федеративного государства подробнее.
Введение 3
1. Федерация как форма государственного устройства 4
2. Классификация современных федераций 6
3. Характеристика договорных и конституционных федераций 9
4. Специфика российского федерализма 11
Заключение 16
Список использованных источников
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Политология»
тема: «Федерация как форма государственного устройства»
Челябинск 2012
Содержание
Введение
Заключение
Список использованных источников
Введение
Как известно, стержнем любой политической системы выступает политическая власть. Формой же организации политической власти и управления социальными процессами в обществе является государство. В политологии проблеме государства традиционно уделялось особое внимание в связи с тем, что государство выступает основным институтом политической системы общества. В исследовании этой проблемы многие ученые пытаются ответить на вопросы о том, что такое государство; каковы причины его возникновения; его роль и задачи в обществе; структура и функции государства; его типология и критерии дифференциации, и многие другие.
Если говорить о типологии государств, то современный мир отличается исключительным многообразием форм государственного устройства. Политический анализ типологии государств зависит от того, по какому критерию проводится их классификация. Одним из критериев классификации форм государственного устройства выступает национально-территориальная организация государств. В соответствии с ним государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедерации. Остановимся на вопросе устройства федеративного государства подробнее.
1 Федерация как форма государственного устройства
Федерации – это такие
государства, которые имеют в
своем составе государственные
образования (республики, штаты, кантоны,
провинции, земли), обладающие определенной
самостоятельностью, своим административно-
Основные характеристики
государства как федерации
1) федерация - это всегда совокупность
2) в федерации формируются два уровня территориальной организации государственной власти: федеральная государственная власть и государственная власть субъектов федерации;
3) субъекты федерации не являются самостоятельными государствами, не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации. В ином случае имеет место не федерация, а конфедерация - союз государств, создаваемый для координации их деятельности в определенной сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств;
4) разделение функций
между федеральной и
5) к ведению федерации
относится регулирование
6) к ведению субъектов
федерации относится
По различным основаниям
выделяются виды федераций (модели федерализма).
По способу образования различают конституционно-правовые
и договорно-правовые федерации. Конституционно-правовая
федерация создается путем преобразования
унитарного или полуфедеративного государства
в федеративное на основе принятия конституции,
которая закрепляет федеративное устройство
государства. Договорно-
По степени однородности субъектов федерации принято различать симметричные и асимметричные федерации. Субъекты симметричной федерации одинаковы по своей природе и равны по правовому статусу. Абсолютно симметричных федераций в современном мире не существует. Однако исключения, существующие в симметричных федерациях (автономии, столицы федераций как федеральные округа), в целом не нарушают общего принципа равноправия субъектов федерации. В асимметричных федерациях субъекты федерации либо неоднородны по своей природе (например, национальные и территориальные субъекты федерации), либо неравноправны по своему статусу (конституционно или договорно закрепляются различные категории субъектов федерации, обладающие различным правовым статусом), либо различаются и по первому, и по второму основанию.
В зависимости от соотношения предметов ведения и полномочий федерации и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованных федерациях федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответственно полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованных федерациях федеральным органам передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.
2 Классификация современных федераций
Существует несколько
классификаций федеративных государств.
Федерации делятся на этнические, территориальные
и смешанные. Отличительным признаком
является использование структуры этнических
ареалов при формировании субъектов федерации.
• В этнических федерациях
• В территориальных федерациях
• Смешанный тип относится к тем федерациям,
где есть субъекты федерации, выделенные
как на этнической, так и на территориальной
основе.
Классическими примерами этнических федераций являются Индия, Пакистан, Эфиопия, Нигерия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория. Однако ни в одном из случаев нет буквального совпадения этнических и региональных границ. Мелкие этнические ареалы обычно не выделяются в качестве регионов первого порядка. Наконец, возможны ситуации объединения этнических общин в одном субъекте федерации. Поэтому этническая конгруэнтность практически всех федераций является условной.
Территориальных федераций в
мире гораздо больше. Практически все
постколониальные федерации
В то же время говорить о чисто территориальной федерации
В этой связи целесообразно разделить
территориальные федерации на моноэтнические,
где этнический принцип невозможен в принципе,
и полиэтнические, где он возможен, но
практически не используется.
Смешанный тип федерации связан
с теми федерациями, где различные этнические
группы могут иметь от одного до множества
субъектов федерации. Яркий пример — Канада,
где есть франкоязычный Квебек, эскимосский
Нунавут и большая группа англоязычных
провинций. Аналогично в Швейцарии есть
большинство из германоязычных кантонов,
большая группа франкоязычных кантонов,
один италоязычный кантон и ряд смешанных
франко-германских кантонов. К разряду
смешанных федераций могут быть причислены
Ирак и Судан — федерации, находящиеся
в процессе становления.
Существует точка зрения, в соответствии
с которой территориальные федерации представляются
более устойчивыми образованиями
по сравнению с этническими. Действительно,
в мире, где принципы национально-государственного
строительства определили политическую
карту, создание субъекта федерации, являющегося
одновременно этническим ареалом, таит
в себе риск сепаратизма. Этнонациональный
принцип государственного строительства
создает территориальный формат для возможного
распада страны. Известны примеры социалистических федераций,
Важно еще раз подчеркнуть,
что политические границы не могут
быть бессмысленными, они должны совпадать
с геоструктурами региональной идентичности,
а этнические ареалы являются наиболее
развитыми и консолидированными
структурами. Другое дело, что государство
должно, исходя из общенациональных интересов,
обеспечивать центростремительные
тенденции, подавляя и "замораживая"
сепаратизм.
Поэтому в полиэтнических государствах
речь идет о таком формировании политической
карты, которое снижало бы риски сепаратизма,
позволяя при этом учитывать потребности
этнических ареалов. Редко где используется
принцип "один этнос — один субъект федерации". Редки
и ситуации, когда в рамках региона одна
этническая группа составляет абсолютное
большинство и при этом целиком сосредоточена
в этом субъекте федерации. Как результат,
минимизируется число ситуаций, когда
этнический ареал можно легко и безболезненно
"вырезать" из территории страны
и превратить в независимое государство.
Федерации можно классифицировать
по степени дробности их политико-административной
структуры. Двухсубъектные федерации
3 Характеристика договорных и конституционных федераций
Федерации делятся на конституционные и договорные. Практически идентичным является деление федераций на центробежные и центростремительные. В обоих случаях речь идет о генезисе федерации как основном признаке.
Договорные, или центростремительные, федерации создаются преимущественно снизу, на основе договорных отношений между политиями. Отличительным признаком является учредительный договор между региональными сообществами.
Конституционные, или центробежные, федерации
По определению В. Рыкина,
"центростремительный" федерализм
предполагает координацию действий
структурированных по территориальному
признаку политических сил на основе
принципов единства. "Центробежный"
федерализм определяется тем, что политические
силы отделяются от единой политической
структуры или хотят добиться
большей самостоятельности, не отказываясь
при этом полностью от политического
единства".
Как показывает политико-исторический
анализ, договорные формы федерализма
были хорошо выражены в Швейцарии и США,
которые часто называют классическими федерациями.
4 Специфика российского федерализма
Статья 1 Конституции РФ определяет Россию как федеративное государство, а ст. 5 констатирует, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации.
Информация о работе Федерация как форма государственного устройства