Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 21:19, шпаргалка
1.Политика как объект и предмет политической науки.
2. история полит. мысли.
3.Политическая власть в обществе.
-легально-рациональная
легитимность (демократическая)
Легитимность
сочетается с обратным ей процессом
делегитимнации. Делегитимация –
это утрата доверия, лишение политики
и власти обществ- его кредита. Основные
причины делегитимации –
4.Политические системы.
1. Понятие ПС.
2. Структура и функции.
3. Топология.
ПС
– наличие целостности
Следовательно: 1) элементы взаимодействуют друг с другом. 2) элементы взаимозависимы
ПС – одна из сфер жизнедеятельности общества.
Теория ПС связанна с именами Т. Парсон и Д. Истон.
Социальная система – анализирует общество как взаимодействие 4х систем.
Исток – системный подход – механизм формирования и функционирования власти для распределения ресурсов и ценностей общества.
В
советском обществоведении
В общем виде ПС – совокупность политических отношений, систем взаимодействия определенного общественного устройства.
2. Структура.
Институциональная система – совокупность как государственных, так и негосударственных.
3. СМИ, церковь.
Это нормативные подсистемы т.е. (моральные, правовые), как основывается регулироване политической жизни общества.
3. Функции подсистемы.
Выражается в способе, методе осуществления власти.
Коммуникативная – из форм взаимодействия внутри ПС между компонентами.
Культурно-идеологическая
Из различных взглядов, идей, участников социальной жизни.
Функции ПС.
Выделяют входные и выходные функции.
К-ти.
Политическая социализация – приобщение к политической деятельности.
Артикулизация
интересов – доведение
Агрегирование интересов – оформление интересов и потребностей в виде требований.
Политическая коммуникация – осуществление взаимосвязи и элементов системы.
Выходные функции:
Нормотворчество
– разработка правил и законов
регулирования политического
Правила и формы – введения их в действие и выполнениею
Контроль за соблюдением правил, истолкование законов.
Политическое руководство – согласование интересов индивидов и группы.
Информационное обеспечение топология ПС.
Запад – топология на характере политических режимов.
-авторитарный
-тоталитарный
-демократический
По типу политической культуры:
-англо-американские
-европейско-континентальные
-Доиндустриальные
-Частично индустриальные
Тоталитарные ПС: диктатура ПС по отношению к экономике, социальной, духовной.
1) личность, общество, социальные группы как объекты политики
2) граждане – винтики гос. Машины
3) гос. Структуры превалируют гос. власть и господствуют силовые структуры
4) идеологический ***изм
Харизматические ценности и градации:
Демократический режим:
1) равноправие экономической, социальной, духовной и ПС.
2) политическое равноправие
личности и соц. групп,
3) равноправие и разделение властей при системе сдержек и противовеса
4) разделение полит
функций гос-ва, полит партий при
развитии многопартийной
5) плюрализм (многообразие) полит взглядов, убеждений и идеалогий
6) рациональная полит культура
Авторитарный
тип стоит ближе к
В конце 20 – начале 21 века в России произошла ломка ПС, преобразовались гос органы, ввелась демократическая власть, исполнительная, а также был введен институт президентства. Была ликвидирована монополия одной партии и вступила многопартийная система.
Новая политическая система России сочетает разные типы ПС: сложившуюся сегодня систему врядли можно назвать демократической с точки зрения выполняемых его функций
5.Государство как политический институт
Термин государство
Макиавелли ввел понятие statu, для обозначения особой, отличной структуры власти.
Теории происхождения:
Античность (теория естественного происхождения)
Семья- >селения-> города-> гос-во. Стремления людей к взаимному общению, основная причина возникновения гос-ва. Аристотель: гос-во состоит из людей, но оно сильнее отдельного человека или каких –либо групп и объединений. Поэтому, сила, мощь гос-ва - важнейшие его проявления.
Средневековье: Теологическая(божественная теория возникновения гос-ва). Бог благословляет короля, дет ему полномочия управление народом.
19-20 век
1)Договорная (Локк, Гоббс): Согласие народа на отказ от части свободы, взамен на безопасность.
2) Органическая (Спенсер) : гос-во подобно живому организму.
3) Теория насилия(Каутский): гос-во порождение насилия одних групп людей над другими(насилие внутр-ее и внеш-ее).
4)Психологическая (Петрожицкий) : психологическая потребность жить в обществе.
5) Максиская, Класовая(Энгельс, Маркс): Основная причина возникновения заключается в закономерностях экономического развития общества. Эксплуатация одного класса над другим
6.Признаки и функции:
Признаки государства – необходимые отличительные особенности государственности.
Функции (внутренние):
Функции (внешние):
Внутренне устройство государства:
Формы территориального правления:
1)Федеративная - Объединения субъектов гос-ва с автономией (США, Германия).
А) По территорияальному признку (США).
Б) По национальному признку (Индия, Россия).
2) Конфедиративное - постоянный союз самостоятельных государств, временно передают часть своих полномочий для осущетвления совместных целей (Швейцария (1815-1867); США 1278-1878)).
3) Унитарное - полит неделимое гос-во, все административные единицы действуют на основе единых норм и правил, единая система органов и единая система законодательства (Дания, Швеция).
Формы правления:
1)Монархия
Конституцио́нная мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.
Дуалистическая монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента, абсолютного вета на закон. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламента́рной) монархией.
Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.
Суперпрезидентская республика (в некоторых источниках сверхпрезидентская, англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма.
7.Правовое
и социальное гос-во и
Правовой порядок отношений гос-ва и общества, начиная с 18в., закреплен конституцией, ставшей основным законом гос-в. Будучи сводом юридических актов, законов и постановлений, определяющих основы гос. устройства и способы формирования гос. власти, в конституциях впервые было прописано положение личности в гос-ве.
Первые правовые документы конституции появились в Англии в 13в. Первые полновесные конституции были приняты в 1789 в США и в 1791 во Франции.
Правовое гос-во – гос-во, ограниченное в своей деятельности правом, призванном защищать права и свободы личности и подчинить властные органы контролю суверенного народа.
Гражданское общество –
(в широком смысле) все те сферы
общественной жизни, в которых
отсутствует непосредственный
(в
узком) совокупность
Понятие ГО появилось в 17в в трудах Тоббса и Локка. Они отождествляли с ГО гос-во, основанное на общественном договоре и выражающее интересы народа. В 18-19в ГО получило развитие в трудах Руссо, Монтескье, Пейна, Канта и Гегеля. Согласно Руссо законную силу имеет только система правления, основанная на участии каждого гражданина во властных отношениях на безусловном полновластии народа. Монтескье рассматривал ГО как важнейшую гарантию от произвола и диктатуры. Пейн высказал мысль о саморегулироемости ГО и ограничении власти гос-ва в его пользу. Гегель в отличии от всех рассматривал ГО и гос-во как самостоятельные институты.
Признаки правового гос-ва: